Погода
Реклама

Реклама



Россияне всегда тяготели к золоту

20 Апрель 2012

Мир дорогостоящих автомобилей класса premium и luxury открыт не для всех. Так и должно быть – здесь свои правила игры и свои условия покупки. То же самое можно сказать про ювелирную отрасль - тут особый взгляд на красоту камня и золота и отношение к клиенту. Вот почему корреспондент решил встретиться с Игорем Кевченковым, собственником холдинга «Русской Ювелирной Компании №1» (в которую входит и сеть салонов «Русский ювелир»).

- Автомобили делятся на классы – от бюджетного до премиального. Наверняка есть нечто аналогичное и в ювелирном деле?

- Ювелирный рынок тоже подразделяется на различные сегменты – от бижутерии, которую может себе позволить любой человек, до вещей, которые на сегодняшний день практически не имеют цены, потому что они уникальны. Например, крупный ограненный алмаз наподобие легендарного бриллианта «Звезда Востока» (Star of the East diamond), который один в мире. А есть ювелирные изделия вполне доступные. В советское время наблюдался дефицит таких изделий, и мы помним времена, когда за обручальными кольцами вставали в очередь. Ювелирные изделия были редкостью – бабушки с дедушками передавали по наследству золотую цепочку. Или даже просто обломок золотого украшения. Я встречался с такими ситуациями, когда приходили люди и говорили: «Это очень старая вещь, очень. Мы хранили ее в семье из поколения в поколение».

Но в свое время советская власть так все «подчистила» с помощью скупки ювелирных изделий, организованной в 1926 году, что людям ничего не оставалось, как сдать все в «Торгсин» и получить карточку на хлеб или одежду. В итоге у людей выудили все эксклюзивные вещи. Превращали в лом, переплавляли даже те вещи, которые имели художественную ценность. Все это перерабатывалось в стандартные слитки золота, которые пополняли казну СССР.

Золото во все времена – было, есть и будет. Оно только дорожает. Не дешевеет. На сегодняшний день альтернативы золоту и бриллиантам нет. Потому что мы не можем представить сосредоточения такого количества финансовой массы в одном грамме. Железнодорожный состав нефти стоит ровно столько, сколько стоит 10-каратный бриллиант. Миллион долларов в бумажном варианте – это 10 больших пачек, которые могут даже не войти в кейс. А хороший бриллиант, если он сертифицирован, дарит человеку уверенность и возможность положить его под залог в западноевропейском банке. А по данным экспертного «прайс-листа Рапапорта» (Rapaport Diamond Report ) определят цену драгоценного камня.

- Люди, которые покупают обычные машины, просто берут себе новый автомобиль. Между тем с покупателями премиальных моделей продавцы ведут себя иначе, долго обсуждают детали, условия покупки. Сама покупка превращается в особую церемонию. Как происходит процесс покупки дорогостоящего ювелирного украшения?

- Тут все зависит от того, что человек покупает. Если дорогую ювелирную вещь, то он обсуждает – из чего она сделана, каково ее качество, какие камни присутствуют. А если человек просто заказывает крупный драгоценный камень, то здесь вопрос стоит аналогично: «Я хочу купить Bentley с такими-то характеристиками. Заявку подал, если сможете такой продать – продайте. Если нет – я буду искать в другом месте».

- Значит, есть люди, имеющие четкое представление о том, какое ювелирное изделие они хотят купить? По каким критериям они делают свой выбор?

- Так же как и в мире автомобилей, люди любят разные направления. Предположим, я поклонник цветных камней, например, голубых сапфиров, топазов. Кто-то любит драгоценные камни зеленого оттенка – изумруды, другой человек – просто покорен бриллиантами. А кто-то любит цветные бриллианты: с синим, желтым надцветом – это очень высокий ценовой сегмент, когда 10-каратный камень может стоить целое состояние, сотни миллионов долларов. Ювелирные изделия – это самый высокой сегмент покупательской способности. Это первое, что прекращают покупать, когда наступают плохие времена, и последнее, что начинают покупать, когда человек чего-то достиг. Покупает квартиру, машину, шубу жене, едет отдыхать за границу и только потом, может быть, он купит дорогое ювелирное изделие.

- А что сейчас предпочитают покупать?

- Изделия достаточно утилитарные. С точки зрения дизайна – выбирают «цветочно-лепесточную» тему либо простые геометрические формы. Мы стараемся ориентироваться на покупательскую способность – самым большим спросом пользуются изделия стоимостью до 30 тыс. рублей. Но надо заметить, что золото достаточно серьезно подорожало за последние 10 лет – практически в семь раз. От 300 долларов до 1730 долларов за унцию (унция – 31 грамм).

- Почему сейчас европейские бренды востребованы на рынке? С чем это связано?

- Россия – достаточно благодарный рынок сбыта, страна изголодалась за долгие годы по красивым ювелирным изделиям. Россияне всегда тяготели к золоту – мы находимся между Европой и Азией. А в Азии золото является достаточно серьезным вложением, подарком. Например, для скандинавских стран золото не имеет такой ценности, как в России. Там носят серебряные кольца, и в лучшем случае, янтарь. И открывать магазин где-нибудь в Швеции не имеет смысла. Для сравнения: зайдите в наши крупные торговые центры – как много там ювелирных магазинов. По последним подсчетам ювелирной палаты, в России около 24 тысячи ювелирных магазинов.

- Но в ТЦ постепенно становится меньше мелких киосков по продаже золота, люди стараются покупать ювелирные украшения в известных магазинах...

- И это можно понять. Я тоже стараюсь не покупать, например, автомобиль на авторынке. Лучше приду в салон к официальному дилеру, где мне три года будут по гарантии обслуживать автомобиль, и потом я его продам и снова куплю новый. Дело в том, что сделать салон, как автомобильный, так и ювелирный, – это стоит больших инвестиций. И сложно представить, чтобы известный дилер или ювелир неожиданно свернул бизнес и исчез. А маленький ювелирный ларек – он сегодня здесь, завтра там.

- Как обстоят дела с российской ювелирной школой?

- Все не так плохо. Хотя на самом деле ювелирной промышленности в России сейчас не существует. Вернее, «де факто» она существует, «де юре» – нет. Есть добыча алмазов, обработка. Хотя около 200 тыс. человек в этой отрасли задействовано – если суммировать все заводы. Есть среди них и большие – например, красноярский завод в месяц выпускает до 500 кг ювелирных цепей.

Существует четыре ювелирные школы: в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге (бывшие демидовские заводы и уральские самоцветы) и Костроме (Красносельская). Из этих школ выходят неплохие мастера.

В Москве есть училище им. Карла Фаберже и еще два технических училища, которые готовят ювелиров-модельеров. В Текстильной академии им. Косыгина есть факультет обработки драгоценных металлов, а в Строгановском университете есть факультет реставрации по обработке драгоценных металлов. Также еще горные академии Москвы и Санкт-Петербурга занимаются подготовкой менеджеров по драгоценным металлам. В принципе подготовка специалистов осуществляется, государство в это вкладывает деньги. Но, кажется, что оно забыло признать наличие ювелирной промышленности в России, которой можно гордиться.

У нас есть некоммерческое объединение «Гильдия ювелиров». Мы пытаемся довести до Торгово-Промышленной палаты РФ информацию о развитии ювелирной отрасли. Пытаемся участвовать в создании законодательной базы, так как она сильно устарела. В мире существует проблема с алмазным сырьем, хотя добыча не прекращается, и «Алросса» добывает в год примерно на 3 млрд долларов сырья. Сырье есть, но в связи с нашим внутренним законодательством присутствие налога на добавленную стоимость, как и другие факторы – все это во многом тормозит деятельность отечественных предприятий. Покупая сырье для внутреннего рынка, сразу платишь 18% НДС (сразу же образуется прибавленная стоимость). А иностранец, покупающий по тендеру сырье, платит 0,5% за процедуру таможенного оформления – и все! Это одна из причин, по которой обработка алмазов в России исчезает. А раньше около 15 тысяч человек было задействовано в этом процессе. При этом срок подготовки хорошего огранщика занимает от 3 до 7 лет. Это особенно важно с точки зрения истории ювелирной России - она достаточно сильна! Еще в царские времена люди вкладывали деньги в драгоценности, дарили подарки. Была популярной мелкая ювелирная пластика – люди дарили всевозможные серебряные статуэтки. Было принято есть и пить из серебряной посуды.

- Почему вы решили, что ювелирное дело – ваша профессия?

- Совершенно случайно. Я получал второе образование в Плехановской академии, где встретился с человеком, брат которого сделал первый ювелирный частный бизнес в России. Меня пригласили работать в эту отрасль. Был период, когда я работал в Индии. Посмотрел, как там развивается древнее ювелирное мастерство. Есть фабрики, где работает до 30 тыс. человек. Такого большого количества людей, занимающихся ювелирным делом, как в Индии, – больше нигде не существует.

Отправить статью друзьям: