Погода
Реклама

Реклама



ФАС предлагает разделить рынок между дилерскими сервисами и независимыми СТО

16 Март 2012

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила разделить сферы продаж и обслуживания автомобилей, обеспечив доступ независимых сервисов к приобретению оригинальных запчастей, а также техрегламентам, которые позволяют выполнять гарантийное обслуживание автомобилей. У дилеров и представителей независимых СТО инициатива ФАС вызвала различные оценки. В ситуации попытался разобраться наш корреспондент.

С чего все начиналось?

Осенью прошлого года российские автодилеры через Ассоциацию «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) обратились в ФАС по поводу дискриминации дилерского сообщества со стороны автопроизводителей. Речь шла об устранении пунктов договоров, ущемляющих права дилеров, и защите их инвестиций в дорогостоящие дилерские центры. К этому обращению присоединились и члены Сибирской ассоциации автомобильных дилеров (СААД), вступившие в состав общероссийской ассоциации. Согласно данным последнего протокола заседания общероссийской ассоциации дилеров, членам Совета предлагалось выработать позицию РОАД по вопросам взаимодействия с ФАС и возможного разделения рынков продаж и обслуживания между дилерскими сервисами и независимыми СТО.

Такая позиция необходима для того, чтобы члены Совета придерживались единого мнения по одним и тем же вопросам, не противоречили друг другу и по возможности озвучивали его в кабинетах власти. Некоторые члены РОАД предложили подготовить для ФАС свое видение разделения рынков продаж и сервиса. К примеру, предложить антимонопольной службе ввести переходный период – пять лет. Это необходимо для того, чтобы не разрушить бизнес дилеров.

Позиция ФАС

Чиновники антимонопольной службы полагают, что налицо фактическая монополизация гарантийного рынка, от чего страдают не только рядовые автомобилисты, но и официальные дилеры, а также независимые техцентры. В списке нарушений законодательства несколько пунктов. Первый и самый главный – то, что дилерам приходится совмещать функции продавца и ремонтной организации.

По мнению руководства ФАС, заниматься реализацией автомобилей должны одни компании, а обслуживанием и ремонтом – уже другие. В частности, такое разделение приведет к снижению цен на ТО, а также позволит выйти на рынок независимым автосервисам.

Вторая претензия ФАС к автоконцернам заключается в том, что они диктуют продавцам любые условия – например, ограничить срок действия дилерского соглашения или в одностороннем порядке расторгнуть договор на поставку запчастей.

Антимонопольные органы предлагают установить новые правила работы на российском рынке. Основополагающих позиций — две. Первая — разделение функций продавца и сервисного центра, вторая — обеспечение свободного доступа на гарантийный рынок независимым техцентрам.

Пока что до взаимопонимания дилеров и независимых автосервисов, судя по всему, далеко.

«Никаких прозрачных требований к дилерам нет, ясных процедур – тоже. Все это создает отсутствие прозрачности и нездоровую деловую среду в этом секторе», – утверждает Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС. Есть вопросы и к самим дилерам.

«Дилеры считают свой бизнес клиентоориентированным, однако, приходя в любой авторизованный сервис и изучив цены на запчасти и обслуживание, начинаешь в этом сомневаться», – говорит он.

Но у дилеров есть вполне обоснованные возражения. Производители выдвигают им требование соблюдения стандартов, которые касаются используемых площадей, оборудования, персонала. И чтобы соответствовать им, приходится держать определенную ценовую планку.

Точка зрения дилеров

Михаил Невмовенко, исполнительный директор СААД, напоминает, что сейчас у каждого дилерского центра существует два договора – продаж автомобилей и дилерское соглашение о сервисном обслуживании. В теории возможно получение дилерского соглашения так называемым независимым автосервисом. Но это в теории. А на практике все это достаточно сложно.

Валерий Ткачев, заместитель директора по производству ТСК «Автомир Новосибирск», говорит, что ему пока не ясно, как независимые СТО будут осуществлять гарантийный сервис, не подписав дилерского соглашения о сервисном обслуживании.

«Как найти всю информацию по той или иной модели автомобиля, как ее обслуживать без такого договора? – спрашивает Валерий Ткачев. – Ведь без него нельзя получить доступ к самому актуальному дилерскому каталогу запасных частей, к необходимому спецоборудованию и программному обеспечению. Как без этого осуществлять гарантийное обслуживание? Например, для ремонта Renault Logan как минимум (повторяю: как минимум) нужно 20 видов специнструмента (не считая сканера). И как даже такой автомобиль будут обслуживать в независимой СТО?»

Независимый автосервис

У самих независимых СТО в отношении инициатив ФАС пока что больше вопросов, нежели ответов. Например, еще осенью прошлого года на одной из встреч с корреспондентом группы изданий «АВТО МЕДИА» тему возможности гарантийного обслуживания дилерских автомобилей затронул Евгений Сулимов, директор по сервису компании «Экспосервис», ассоциированного члена СААД. Он пояснил, что если независимые автосервисы возьмутся за такой вид услуг, то им придется обзавестись дорогостоящим дилерским спецоборудованием, что в итоге не сможет не отразиться на цене, которая может стать такой же высокой, как и в дилерском сервисе. Есть и несколько иные взгляды на возможное развитие событий.

«Не секрет, что на обслуживание в независимые СТО, в том числе и к нам, порой приезжают не только после гарантии, но и во время ее, – рассказывает Игорь Соколов, управляющий Автокомплекса «Лайм». – Это происходит потому, что сейчас каждый автовладелец считает свои деньги. А цены в дилерском сервисе, на мой взгляд, очень завышены».

Развивая тему ценообразования, Игорь Соколов пояснил, что, с одной стороны, при заключении дилерского соглашения о сервисном обслуживании независимой СТО придется заплатить внушительную сумму за спецоборудование и т.д., но если взять те же расходные материалы, то складывается немного другая картина.

«Например, разница в цене на одно и то же масло в дилерском и независимом автосервисах может достигать 100%, то есть оно может быть в два раза дороже, – говорит Игорь Соколов. – Такая же картина и по многим другим расходным материалам. Судя по отзывам наших клиентов, дилер порой вынужден ставить оригинальную запасную часть по очень высокой цене, при этом ее можно купить в магазине дешевле. На мой взгляд, дилеры зарабатывают не столько на продажах машин, сколько на их гарантийном обслуживании. Вот поэтому клиенты и думают: зачем три года платить такие большие деньги дилеру, если не все запчасти идут по гарантии и поставить их можно на независимой СТО».

Отдельной темы заслуживает и высокая стоимость работ в дилерском сервисе. Предполагается, что в эту стоимость входит строгое соблюдение всей технологической цепочки ремонта плюс высокая квалификация специалистов, прошедших специальное обучение (наверняка на ценообразовании отразятся и внушительные инвестиции в сервисную зону дилера).

«У независимого автосервиса будет больше возможностей привлечь клиентов за счет более доступной стоимости работ», – считает Игорь Соколов. Но добавляет, что даже если независимым СТО официально разрешат осуществлять гарантийное обслуживание, то конечно же, будут и те автомобилисты, которые все равно останутся на обслуживании у дилеров.

«Пока не ясно, каковы будут условия заключения дилерского соглашения о сервисном обслуживании, – вполне резонно заключает Соколов. – Насколько равными их сделают автопроизводители для дилеров и независимых СТО? Только после решения этих вопросов можно будет говорить о настоящей конкуренции между дилерскими и независимыми автосервисами».

В свою очередь, Максим Овчинников, начальник управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС, считает, что многое будет зависеть от поведения участников рынка: «Если мы отметим, что производители автомобилей и дилеры делают навстречу друг другу определенные шаги, реформируя рынок сервиса и продаж в более открытую сторону, то мы, вполне возможно, откажемся от тех изменений в отраслевых правилах, которые были недавно озвучены».

Выводы

«Ситуация непростая, – подытоживает Михаил Невмовенко. – Не случайно члены совета РОАД предлагают пятилетний период для того, чтобы решить все проблемы, связанные с нормативами и лицензиями. Есть и другие вопросы – например, на какой срок независимый автосервис будет заключать договор с дилером? Этот вопрос тоже пока не решен».

Отправить статью друзьям: