Погода
Реклама

Реклама



Гольф-класс. Кто будет лидером?

14 Март 2012

Аналитический отдел группы изданий АВТОМЕДИА проанализировал ситуацию в одном из самых популярных сегментов автомобильного рынка. Практически каждый четвертый автомобиль, проданный в России, а это четыре десятка моделей, относится к гольф-классу. Может ли китайский автомобиль Solano соперничать с раскрученным японцем Lancer? И почему американский бренд Chevrolet представлен двумя моделями в одном размерном классе? На эти вопросы искали ответы наши специалисты.

Текст и фото: Александр Колпаков

Зона американской экспансии

Практически все ведущие зарубежные автопроизводители хотят закрепиться на перспективном рынке легковых автомобилей России, который по объемам продаж стал вторым в Европе. Согласно прогнозам аналитиков, он вскоре может обогнать и немецкий рынок, который является крупнейшим на Старом континенте. «Снять сливки» с растущего рынка можно только, продвигая удачные модели в самых популярных классах, таких как В+ и С. Конкуренция здесь высока. Только в гольф-классе представлено около 40 моделей автомобилей.

Лидер класса – Ford Focus – снова подтвердил свое звание, несмотря на то что прошлый год выдался тяжелым: на конвейере происходила смена поколений. Отечественные «фокусы» производятся на заводе под Санкт-Петербургом. «Спрос на новый Focus высокий, выше, чем на предыдущее поколение, – говорит Алексей Квашнин, специалист отдела продаж Ford ЗАО «СЛК-Моторс Север». – Дело в том, что продажи хэтчбека стартовали в июле, а седана – в сентябре. А в феврале начались продажи универсала». Получается, что потенциал модели еще до конца не раскрыт, более поздний запуск производства автомобиля с кузовом «универсал», соответственно, увеличит объемы продаж модели, укрепив лидерские амбиции. Отметим еще один примечательный факт: в Российской Федерации продажи главной модели американского концерна превысили более чем на 20 тыс. единиц его продажи в Германии, несмотря на то что новый «Фокус» имеет немецкие корни и производится на заводе в Кельне.

Сразу четыре модели представлены в гольф-классе у американского концерна General Motors. Рыночную игру ведут сразу два разных бренда – американский Chevrolet и европейский Opel. Все четыре модели от GM попали в итоговую десятку. Однако пока более успешные результаты у автомобилей марки Chevrolet. Как и в случае с Ford Focus, в прошлом году на рынок выведена глобальная новинка – Chevrolet Cruze. В сосуществовании на рынке сразу двух автомобилей одной марки – старого проверенного временем Lacetti и нового Cruze – заложен большой смысл. «Спрос на эти модели примерно одинаков, – отмечает Артем Городков, менеджер отдела продаж Chevrolet компании ООО «Сибтрансавто-Новосибирск». – Но между ними нет внутренней конкуренции. Chevrolet Lacetti давно продается у нас на рынке, ценник на нее ниже, чем на новый Cruze, который до недавнего времени был представлен только в кузове «седан». Недавно стартовали продажи хэтчбека. Отмечаем, что у этих моделей совсем разная аудитория покупателей. Lacetti более интересен мужской аудитории, в том числе и тем, кто ранее предпочитал продукцию отечественного автопрома. Cruze вызывает интерес, в том числе у ее женской и молодежной части».

Интересно, что GM практикует такую же политику и для другой своей марки – немецкого Opel: одновременно на рынке представлены и предыдущая разработка – автомобиль Opel Astra Family, и новейшее семейство Astra J.

Суммарно две американские автомобилестроительные компании отвоевали 39% российского гольф-сегмента. Весьма неплохой показатель, если учесть нераскрытый потенциал новых, только что запущенных в производство моделей. Тут бы уместно упомянуть и о «номере два» в списке – Daewoo Nexia. Как известно, это перелицованный древний Opel Kadett. Добавим, что тесные связи между GM и предприятием «Узавто» не являются большим секретом.

Роль флагманской модели от группы Volkswagen у нас играет чешский автомобиль Skoda Octavia, который занял четвертую строчку в классе. От лидерской позиции Focus его отделяет двукратный разрыв. Его одноплатформенные немецкие «родственники» – VW Jetta и Audi A3 находятся где-то в конце третьего десятка. Весьма красноречивое свидетельство того, что наши автолюбители не стремятся переплачивать за имидж и марку.



Кто потеснил японцев?

В докризисные годы в числе самых популярных автомобилей гольф-класса были японские модели. Mitsubishi Lancer имел титул «импортной иномарки №1», а в топовой десятке уверенно держались «японцы» Toyota Corolla, Mazda 3, Nissan Almera. Однако от былой популярности японских автомобилей не осталось следа. Три модели – Lancer, Almera и Mazda 3 – теперь занимают строчки во втором десятке. И если модели Toyota – Corolla/Auris еще удерживают шестую позицию, то лидерство Mitsubishi Lancer уже в истории. Когда-то на гребне популярности эта модель расходилась более чем 50-тысячным тиражом. Но за четыре года объем продаж снизился в четыре раза (!), и сейчас Lancer сравнялся с новичком в классе – китайцем Lifan Solano. Аналогично снизились объемы продаж Mazda 3 (примерно в два раза). А потенциал отечественного рынка вместо автомобиля гольф-класса Almera Classic у Nissan «отрабатывает» кроссовер Qashqai. Если сбудутся планы по организации выпуска на мощностях АвтоВАЗ 4,6-метровой модели Bluebird Sylfy, то появится надежда на возвращение в десятку этой японской марки.

В чем-то похожая ситуация и у партнера по альянсу – французского автопроизводителя Renault. Рыночную популярность марки «отрабатывают» бюджетные модели – Logan и Sandero, а вскоре к ним присоединится и внедорожный Duster. «Модели Logan и Sandero фактически продают «себя сами», – говорит Евгений Голомондин, менеджер отдела продаж Renault компании «АвтоМир-Новосибирск». – В классе С увеличивается динамика продаж седана Fluence, в том числе и за счет корпоративных клиентов. А хэтчбеком Megane все больше интересуется женская и молодежная автоаудитория. Это городской автомобиль. Для российского рынка Megane хорошо подготовлен: имеет увеличенный дорожный просвет и хорошую адаптацию к холодному пуску».

Однако суммарно оба автомобиля французского автоконцерна уступают хэтчбеку Peugeot-308, который замыкает российскую гольф-десятку.

Неплохие результаты в данном классе только у одного из двух основных корейских автопроизводителей. Автомобили KIA Ceed и KIA Cerato суммарно разошлись 46-тысячным тиражом. Однако начало продаж бюджетного KIA Rio может подпортить статистику в этом году. Это небезосновательное заявление. Триумфальный дебют в 2011 году одноплатформенной модели Hyundai Solaris, в классе В+, которая стала самой популярной иномаркой России, подкосила продажи в гольф-классе автомобилей Hyundai i30 и Hyundai Elantra, которые, несмотря на рост рынка,я показали отрицательную динамику.

Такие японские автопроизводители как Honda и Subaru не ставят грандиозных планов по завоеванию одной шестой части суши, поэтому продажи автомобилей Civic и Impreza чрезвычайно малы.

И еще одна тенденция – пробуждение интереса к китайским моделям. Пришедшие на отечественный рынок копии популярных японских легковушек предыдущих поколений, произведенные в КНР, у нашего покупателя вызвали неподдельный интерес. Наименования Lifan Solano, Geely MK, Haima 3, BYD F3 пока мало что говорят широкому кругу автолюбителей. Но кто знает, каким тиражом они будут расходиться через несколько лет?

Отправить статью друзьям: