Погода
Реклама

Реклама



Троллейбус Новосибирска. Так начиналась история

3 Февраль 2012

Несколько веков человечество ищет надежный, доступный транспорт и постоянно его совершенствует. Троллейбус был давней мечтой пассажиров. Однако в Новосибирске он появился лишь 55 лет назад. Впрочем, среди наземных видов городского пассажирского транспорта троллейбус является самым молодым.

Троллейбус у нас хотели пустить в 1936 году

Если обратиться к истории, то мы с удивлением узнаем, что троллейбус был изобретён еще в XIX веке - в 1882 году. В столице нашей Родины он появился в 1936-м, а у нас - в 1957-м. На то было много объективных причин. Если заглянуть в документы Государственного архива Новосибирской области, то обнаружится, что троллейбус хотели пустить в Новосибирске ещё в 1936 году - в один год с Москвой.

Вот строчки из письма Трамвайтреста в Горплан горсовета: «В связи с намечающейся в следующей пятилетке, начиная с 1937 года, постройкой троллейбусной линии в Новосибирске просим уточнить и утвердить маршруты на ближайшие пять лет». Но, увы, что-то не срослось.

Дальше была война. Тут уж не до троллейбуса. Хотя… В это время внутригородской транспорт оказался в катастрофическом состоянии. Часть маршрутов была закрыта. Подвижной состав трамваев работал на износ. Автобусное движение практически прекратилось. Перевозки пассажиров сократились по сравнению с довоенным временем больше чем в два раза. И тут вдруг вспомнили о троллейбусе.

В 1943 году по решению правительства в Новосибирске начинается строительство троллейбусных линий. Заместитель председателя горисполкома Белоусов сообщил горожанам: принято решение проложить в нашем городе две троллейбусных трассы общим протяжением 10 км. В первую очередь будет проведена линия, соединяющая вокзал с предприятиями, расположенными в конце проспекта имени Кирова. Этот маршрут пойдёт по улице Ленина, проспекту имени Сталина, Красному проспекту и по бетонному мосту через Каменку выйдет на проспект Кирова. Первая очередь троллейбуса должна быть введена в эксплуатацию 1 июня 1944 года…

Кстати, Новосибирску уже были отпущены все необходимые для строительства материалы (кабель, провод, аккумуляторные батареи) и два миллиона рублей из обещанных шести. Но опять что-то помешало казалось бы уже решенному делу.

Как в танке

Троллейбусное движение открылось в Новосибирске лишь 6 ноября 1957 года - к 40-летию Октябрьской революции. Всю осень шла активная подготовка. В октябре из города Энгельса Саратовской области новосибирцы получили десять желто-синих, с удобными мягкими сиденьями новеньких троллейбусов марки МТБ-82Д. В ноябре еще семь. Итого 17 машин. Каждый троллейбус был рассчитан на 65 мест, и в каждом имелась табличка с указанием имени и фамилии водителя и кондуктора, обслуживающих пассажиров.

Первые троллейбусы сильно отличались от современных собратьев по дизайну и по техническому устройству. Максимальная их скорость составляла всего 47 км в час.

Самое интересное, что водитель сидел в кабине, как в танке: окошечки маленькие, видно плохо. Да и зеркала бокового вида небольшие — такие, как раньше ставили на велосипеды. Только потом их поменяли на более приличные, чтобы видеть не только борт троллейбуса, но и дорогу. К тому же водитель сидел раньше посередине, слева и справа от него были панели с контакторами (специальные электрические аппараты, - прим. ред.).

Не было раньше в троллейбусах и спидометров. Как водитель должен был ехать по коммунальному мосту со скоростью 25 км/ч? Была пусковая педаль. Одиннадцать щелчков на ней означали максимальную скорость – 60км/ч. Нужно 25км/ч – «перещелкни» до восьмой позиции и держи. Главное, чтобы не дрогнула нога. Да и управление рулем не каждому парню было под силу, что уж говорить про девушек. Хотя за рулем троллейбуса встречались и представительницы слабого пола. Дело в том, что тогда механико-гидравлического усилителя руля не было, было только механическое управление.

Протяжённость первого маршрута Мостовая (где сейчас находится здание автовокзала) — Аэропорт составляла 16 км (по другим данным — 20) в оба конца. Первым троллейбусное движение открыли водители Годзловенко и Загвоздин. В этот день всех пассажиров перевозили бесплатно.

Вместо стола - ящик из-под мыла

Первый троллейбусный парк располагался на месте нынешнего автовокзала. Троллейбусы зимой и летом стояли на улице, а управление и службы решили разместить в овощном магазине площадью 46 квадратных метров.

Очень плохо первое время обстояло дело с ремонтом троллейбусов. Вначале ремонтной ямы не было. Троллейбусы поднимали домкратом, вручную снимали агрегаты, и несколько человек переносили их. Потом силами коллектива на улице выкопали канаву и обложили её шпалами. Тут и проводился ежемесячный ремонт. Чуть позже появился сарай для ремонта.

Форма для водителей

Водитель Игорь Бычков рассказывал: «Чтобы не мёрзли ноги, я надевал тапочки, носки и боты «прощай, молодость». И всё равно, пока сделаешь рейс, ноги становились деревянными». А вечно замёрзшие стёкла!.. Они и так были маленькие, а тут и вовсе все льдом покрывались. Однажды Бычков ехал по линии с главным инженером. Тот соскабливал лёд и указывал путь, а водитель крутил руль. В результате такой «кооперации» троллейбус выехал на встречную полосу. На следующий день в кабине появилось три печки.

Нужно сказать, что раньше кондукторам и водителям троллейбусов выдавалась специальная форма: летняя и зимняя. Герой Социалистического Труда Сергей Антонович Явнов, проработавший водителем всю свою жизнь, вспоминал: «Когда я увидел, что водители в галстуках, белых рубашках, чистенькие, опрятненькие, - у меня сразу загорелись глаза. Форма была очень красивая. На пиджаках - петлицы, их сами покупали и пришивали. Одна звёздочка - водитель третьего класса, только что окончивший курсы, две - второго, три звёздочки - первого класса. У начальников была другая форма. Её отменили где-то в 80-х годах».

Девушки-кондукторы тоже носили специальную одежду. Их заранее предупреждали, чтобы они выглядели «опрятно, иначе пассажиры уважать не станут». На зиму кондукторам выдавали тулупы, валенки с галошами. Но и это не спасало их от холода. На конечных остановках они бегали погреться в кабину водителя. Иногда руки так замерзали, что не могли оторвать билет.

Сегодня нам остается только удивляться, с каким энтузиазмом, с какой ответственностью относились тогда к работе люди. Однажды после оттепели ударили морозы. Провода заледенели, и троллейбусы остановились прямо на мосту. И никто, ни водители, ни кондукторы - не покинули машины до утра. В течение всей ночи они не спали и, чтобы совсем не замерзнуть, ходили друг другу «в гости».

На крыше троллейбуса

К сожалению, троллейбусы не смогли сразу решить транспортную проблему. И в газету посыпались жалобы от новосибирцев. Горожане возмущались: «Троллейбусы ходят без всякого графика», «Троллейбусы на конечных остановках «Мостовая» и «Аэропорт« полностью заполняются и на промежуточных остановках не имеют возможности брать новых пассажиров. Или же, выпустив три-пять человек, столько же принимают. Масса же людей остаётся. А количество автобусов сократили». Водитель Сергей Антонович Явнов вспоминал, что пассажиры раньше любили ездить на крыше троллейбуса. Приходилось останавливаться и снимать их оттуда.

Иногда случались и аварии. Однажды свалился в Каменку троллейбус вместе с пассажирами. Три раза перевернулся и встал на колеса. К счастью, никто не пострадал. Виной всему оказалась неисправность ручного тормоза.

Беда всех троллейбусов – слетевшие штанги. Был случай, когда выскочившая штанга ударилась о растяжку и стукнула по голове шедшего по тротуару пешехода.

Из прошлого – в будущее

Постепенно троллейбусный парк пополнялся. В 1958 году он увеличился ещё на 28 машин. В том же году был открыт новый маршрут – «Вокзал - сад им. Кирова». В 1959 году в Новосибирск поступили новые, более усовершенствованные марки троллейбусов ЗиУ-5, в 1962-м - ЗиУ-9. Троллейбусный парк увеличился уже до 92 машин. 25 декабря 1962 года вступило в строй троллейбусное депо в Кировском районе, рассчитанное на сто машин. В 1976-м открылось Заельцовское, в 1989-м - Ленинское депо.

Постепенно переходили на новые формы оплаты проезда. В феврале 1961-го появились первые троллейбусы без кондукторов. На следующий год стали внедрять абонементы. С каждым годом троллейбусных линий становилось всё больше. Появлялись новые маршруты.

Сегодня в городе общая длина троллейбусной сети 133,4 км. Доля перевозок в общем городском объёме составляет 22% .

В городе появились уже сибирские троллейбусы, представляющие собой модернизированный вариант ЗиУ-682Г, более комфортные и легкие в управлении. Они оборудуются асинхронным приводом, вклеенным остеклением. Всего в городе эксплуатируется 37 сибирских троллейбусов разного исполнения.

В 2007-2010 гг. было приобретено 52 троллейбуса Тролза-5275.05 «Оптима» с асинхронным приводом. Всего в Новосибирске насчитывается 302 троллейбуса. Многие считают, что будущее именно за этим экологически чистым видом транспорта.

Отправить статью друзьям: