Погода
Реклама

Реклама



Непотопляемый правый руль

3 Февраль 2012

Итоги 2011 года показали - рост продаж новых автомобилей в России неоспорим. Все аналитические агентства рапортовали о позитивных тенденциях дилерских продаж. Но эти цифры – показатели продаж в целом по России. По отношению к Сибири было бы несправедливо игнорировать ситуацию на рынке подержанных авто. И главный тому аргумент – улицы Новосибирска

Тот факт, что рынок подержанных автомобилей вовсе не сдал свои позиции, легко подтвердить. Выйдите в час пик на Красный проспект и окиньте взглядом пробку – в общем потоке транспорта вы увидите не менее 65-70% машин категории б\у. Из какой страны? Совершенно верно – Восходящего солнца. Плюс южнокорейские мотивы и последствия прошлогодней «белорусской волны».

Белорусская волна 2011

Активный ввоз подержанных машин в Новосибирск из Белоруссии был отмечен весной прошлого года. Буквально за несколько месяцев леворульные иномарки европейского происхождения с белорусскими номерами уже нельзя было не заметить на улицах Новосибирска.

По данным пресс-службы Новосибирского таможенного управления (НТУ), этот поток стартовал поздней осенью 2010 года: с 1 ноября 2010 года по 28 февраля 2011 года было выдано 1 771 ПТС на транспортные средства, ввезенные из Республики Беларусь.

По информации НТУ, в связи с вступлением в силу с 1 июля 2010 г. Таможенного кодекса Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, оформление товаров и транспортных средств, являющихся товарами Таможенного союза, не производится. В случае с автомобилями достаточно было предоставить документы, подтверждающие, что автомобиль состоял на учете в Республике Беларусь до 01.01.2010.

В свою очередь специалисты компании, реализующей б/у машины, весной 2011 года отмечали, что «подержанные автомобили из Белоруссии стали столь популярны в нашем городе потому, что они в среднем на 15-20 процентов дешевле аналогов на вторичном рынке». Ввозом «белоруссов» занимались как частные лица, так и аукционные компании.

Однако уже в 2011 году массовый ввоз «от батьки» стал сокращаться, так как подержанных автомобилей высокого качества в республике осталось маловато.

Таможня рапортует

В 2011 году Сибирское таможенное управление (СТУ) оформило ввоз почти 30 тысяч иностранных автомобилей, прибывших в Россию из стран Таможенного союза - Казахстана и Белоруссии.

«В прошедшем году из стран Таможенного союза ввезено 29 716 иностранных автомобилей, из которых 9760 - из Казахстана, 19 956 - из Белоруссии», -сообщает пресс-служба СТУ.

Самое большое количество автомобилей ввезено через Новосибирскую, Алтайскую и Кемеровскую таможни. По данным Новосибирской таможни, в 2011 году в регион ввезли 10 187 автомобилей, из них 4930 - из Белоруссии и 3464 - из Казахстана.

Новые правила перемещения товаров и транспортных средств для личного пользования между странами Таможенного союза работают с 1 июля 2010 года. При ввозе в Россию подержанные автомобили из Белоруссии не облагают дополнительными пошлинами. Действует это правило только для автомобилей, зарегистрированных на территории Белоруссии (или Казахстана) до 1 января 2010 года.

Сага о правом руле

О том, что автомобили с правым рулем могут оказаться под запретом в России с лета этого года, заговорили еще в прошлом году. Такое неприятное для многих известие следовало из проекта техрегламента, разработанного специалистами Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) по поручению Минпромторга.

Новый техрегламент был рассчитан на страны Таможенного союза - Россию, Белоруссию и Казахстан. А поскольку действующие ныне нормы в двух последних странах запрещают использование подобных транспортных средств, то в ближайшее время такое же правило может начать действовать и в России.

К примеру, о запрете столь популярных на Дальнем Востоке и Сибири «японок» говорит следующий пункт проекта техрегламента:

«Раздел IV. Требования безопасности ...18. Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления, за исключением транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, правостороннее расположение рулевого управления которых обусловлено технологической необходимостью».

Таким образом, о прямом запрещении ввоза праворульных автомобилей, как предполагалось ранее, уже вроде никто прямо не говорит. Но если техрегламент примут, то ездить на таких машинах с 1 июня 2012 года будет нельзя. Однако в октябре 2011г. ситуация изменилась. Игорь Шувалов, первый вице-премьер, посетил Дальний Восток и сказал, что «владельцы автомобилей с правым рулем «могут спокойно ездить на них, если им так удобнее».

«Я обещаю: все, кто владеют праворульными автомобилями, могут спокойно ездить на них, если им так удобнее,- заявил Игорь Шувалов во время поездки по Приморскому краю. – Так что если волнуетесь - успокойтесь и успокойте других. Выдавливания праворульных машин с рынка мы не допустим».

Эксперты считают, что в год выборов президента у нового Техрегламента попросту нет шансов.

По независимым оценкам, до 90% автопарка регионов Дальнего Востока и до 65% на территории Сибири и Урала - ввезенные из Японии машины с правым рулем.

Последние несколько лет власти регулярно предпринимают попытки запретить использование таких автомобилей. Сторонники запрета утверждают, что эти машины провоцируют большое количество ДТП, однако никакой официальной статистики на этот счет не существует. Противники запрета японских машин настаивают на том, что праворульные машины якобы гораздо безопаснее, комфортнее и дешевле леворульных аналогов.

Рынок стабилизируется

Как же оценивают перспективы рынка подержанных автомобилей участники рынка? По мнению директора компании, торгующей аукционными машинами, больших надежд в отношении возможного снижения пошлин на ввоз б\у машин пока нет.

«Возможно, что в рамках вступления России в ВТО пошлины на ввоз новых автомобилей и компонентов будут снижаться, так как при вступлении в эту мировую торговую организацию речь идет о новом товаре, - поясняет директор. - Что же касается пошлин на ввоз подержанных машин, то, честно говоря, мы по этому поводу оптимизма не испытываем: вряд ли они понизятся. Правда, есть и позитивные тенденции – правый руль, скорее всего, оставят в покое и мы сможем продолжать их ввозить. Это чувствуется и по настроению клиентов – люди звонят, и уже никто с испугом не спрашивает: «А когда запретят правый руль? В целом на рынке подержанных автомобилей сейчас спокойно. Можно сказать, что цены на подержанные машины держатся на одном уровне. Был период, когда курс доллара и йены был нестабилен. Но сейчас цены стабилизировались и стали доступнее. Например, цена на «свежий» Nissan X-trail в новом кузове с правым рулем - дешевле, чем на новый аналог с левым. Поэтому спрос на «правый руль» все еще есть. Среди наших клиентов много людей, которые привыкли к «правому рулю» и продолжают покупать такие машины». Однако и официальные дилеры не дремлют. В минувшем году в дилерских салонах продавались новые автомобили со значительными скидками или по весьма заманчивым для покупателей кредитам. Более того, некоторые дилеры проявляют активность и создают собственные направления по продажам подержанных автомобилей. В качестве примера можно привести позитивный опыт компании «СЛК-Моторс».

Таким образом, рынок подержанных автомобилей все больше приобретает цивилизованный характер. Остается только надеяться, что в долгосрочной перспективе он будет иметь черты европейского, где оба сегмента авторынка - продаж новых и подержанных машин – долгие годы мирно сосуществуют.

Отправить статью друзьям: