Погода
Реклама

Реклама



Дорога жизни. Новосибирец инициировал строительство мемориала на Чуйском тракте

14 Сентябрь 2011

Немало новосибирских автотуристов путешествуют по Чуйскому тракту. Этот горный путь, протянувшийся от Бийска до границы с Монголией, – одна из красивейших дорог мира. По ней можно изучать историю освоения и развития огромной территории от каменного века и до наших дней. Гость нашей редакции увлекся изучением трагических событий 30-х годов прошлого столетия, когда на всем протяжении пути кипела работа – из вьючной тропы тракт превращался в автомобильную дорогу жизни. Знакомьтесь: Сергей Корзенников, инициатор создания мемориала строителям Чуйского тракта.

Текст: Марк Паверман

Сергей, зачем вам эта «головная боль»?

Двенадцать лет назад, когда я впервые проехал по этой дороге, Чуйский тракт не просто поразил меня. Потряс. «Вензеля», петляющие среди скал, «струны», пронзающие степные просторы, перевалы, змеящиеся по горным кручам, никого не оставят равнодушным. Но еще большее потрясение я испытал, когда узнал, кем, когда и какой ценой была создана эта дорога. Ведь отдельные участки тракта – это, по сути, кладбища! Прямо в дорожном полотне захоронены те самые строители, руками которых построен этот тракт. Среди них много женщин и служителей церкви. Например, на окраине села Мыюта стояла женская «зона», или «командировка», как их тогда называли. Женщины наравне с мужчинами горбатились на строительстве, под зорким оком НКВД пробивая дорогу через тайгу, болота и скалы. Мы обязаны увековечить память об этих, в большинстве своем ни в чем не повинных людях. Это зов совести, если хотите.

Вам удалось узнать имена жертв Чуйского тракта?

Известны имена руководителей стройки. А у остальных имя одно – «зэка». Да, среди этих самых «зэка» было много отпетых преступников. Но немало было и тех, кто впоследствии был реабилитирован. По воспоминаниям Елены Чичериной, от звонка до звонка отбывшей четырехлетний срок только за то, что была верующей, в их «командировке» было несколько женщин, попавших на тракт по указу о «Трех колосках». Взяла домой голодным детям несколько картофелин с поля – попала на зону. Немногие имена жертв известны, одно из них стоит особняком. В урочище Кор-Кечу захоронен священник Кипран Нелидлов. В моем архиве есть документ – разнарядка НКВД, суть которой сводилась к одному: к такому-то числу такая-то область или республика обязаны были посадить определенное количество «преступников». Вот старались местные органы во что бы то ни стало выполнить, а то и перевыполнить планы «посадок». К примеру, отец Василия Шукшина, Макар, был арестован и впоследствии расстрелян только за то, что у него было охотничье ружье.

Вы нарисовали мрачную картину истории строительства…

Я не рисую ее. Она была такой на самом деле. В сегодняшнее сытое и даже беспечное время о ней стараются забыть. И надо признать, получается. Я общался со многими молодыми людьми и в Алтайском крае, и в Республике Горный Алтай. Известие о том, что тракт строили зэки и что прямо в дороге и близ нее много захоронений, для них было новостью. Комментарии, думаю, излишни… Поэтому мы и строим мемориал. Чтобы помнили и знали.

Правда ли, что вашу идею создания мемориала поддержали многие автоклубы региона?

Да. Нас поняли новосибирские клубы OFF ROAD MASTER , «Бизон», алтайские «Алтай 4х4», «Команда «Русский extrim», «АЛТАЙ OFFROAD» , совет сайта «Автомобилем по Горному Алтаю», группа изданий «АвтоМедиа» и другие.

Идею поддержали не только автоклубы, но и местные жители. Например, обитатели села Топучая, в районе которого появится мемориал. Поддержала Барнаульская епархия, помогает правительство Республики Горный Алтай. Участок земли выделил под мемориал Дъектиекский сельсовет.

Почему решено поставить мемориал именно в селе Топучая?

Сошлюсь вторично на воспоминания Елены Чичериной. Когда их пригнали этапом в Топучую, деревня была пустой. Всех жителей вывезли в неизвестном направлении. То есть среди пострадавших при строительстве Чуйского тракта были и жители этой деревни. К тому же участок дороги в этом районе был одним из самых сложных. Кругом топь (отсюда и название села). Последний аргумент – в трех километрах от села начинается знаменитый Семинский перевал, который является условной границей между степенным, спокойным Алтаем и тем, в котором царствуют камни и скалы, где ощущается истинная мощь и величие, – Горным Алтаем.


Слева: останки строителей Чуйского тракта - фото из музея строительства Чуйского тракта, г. Бийск;
Справа: так будет выглядеть часовня мемориала

Как будет выглядеть мемориал?

Основным «ядром» мемориала будет часовня, носящая имя св. великомученицы Анастасии Узорешительницы – покровительницы узников. Плюс обелиск. Никакой помпезности, сверхвеличия и подобного. Просто место, куда любой желающий сможет зайти, постоять, зажечь свечу и в тишине и спокойствии побыть наедине с собой и мысленно сказать спасибо тем, кто строил Чуйский тракт.

Как читатели журнала могут вам помочь?

Посетите сайт мемориала memorial.galt-auto.ru. На форуме можно высказать свои пожелания или заявить о намерении оказать помощь. Там же указаны реквизиты счета, на который можно перевести добровольное пожертвование на строительство мемориала. Эти реквизиты принадлежат православному приходу села Шебалино. Огромную часть работ взял на себя священник шебалинской церкви Павел Тайченашев. За перечисленные средства можно быть спокойными: Павел Александрович один из тех священнослужителей, кто олицетворяет собой и честь и совесть.

Сергей, в завершение нашей беседы остается пожелать вам и другим сторонникам идеи создания мемориала лишь одного – чтобы он был создан и стал бы одним из знаковых мест на Чуйском тракте.

Отправить статью друзьям: