Погода
Реклама

Реклама



Феномены подержанного рынка

11 Июнь 2011

Феномены подержанного рынка

В России в прошлом году своих хозяев сменили более четырех миллионов легковых автомобилей. Оказалось, что по совокупности это в два с лишним раза больше, чем было продано новых машин из автосалонов. Данные аналитического агентства «Автостат» свидетельствуют, что в Сибири рынок подержанных автомобилей кардинально отличается от других региональных рынков страны.

Так устроен автомобильный рынок, что после покупки нового автомобиля через три-четыре года владения, у большинства автолюбителей наступает желание расстаться со своим «железным» другом. Как выяснили маркетологи, автовладельцы называют обычно несколько причин - моральное старение модели, желание свежих впечатлений, выявленные при эксплуатации с течением времени недостатки автомобиля, изменившиеся обстоятельства и другое. Да мало ли какие причины толкают автолюбителя поменять автомобиль.
На другом полюсе автомобильного рынка – покупатель б/у машины. Среди факторов, которые приводят его на вторичный рынок, неизменно на первом месте стоит цена.

Легковой автомобиль в течение своего жизненного цикла год от года теряет в стоимости: одни модели больше, другие – меньше. Поскольку б/у автомобиль всегда дешевле автомобиля из салона, то спрос на них будет всегда.
Ошибочно считать, что в странах с развитым автомобильным рынком нет вторичного сегмента. Там тоже кто-то избавляется от автомобиля, а кто-то приобретает б/у автомобиль. В прошлом году, например, в Западной Европе было продано на вторичном рынке 31,5 млн легковых автомобилей. Больше всего подержанных машин было зарегистрировано в Великобритании - на учет было поставлено 6,99 млн б/у автомобилей. Бюргеры в ФРГ также не чураются покупки пробежных машин - объем перерегистраций там достиг цифры в 6,4 млн автомобилей. Российский вторичный рынок, как посчитали в аналитическом агентстве «Автостат», составил 4,11 млн автомобилей – по размеру он - четвертый в Европе после французского.

Российский вторичный рынок в предшествующие годы до введения ограничительных мер во время прошедшего экономического кризиса, длительное время интенсивно подпитывался б/у автомобилями из-за рубежа: в европейскую часть в основном шел поток европейских машин из стран зарубежной Европы (преимущественно из Германии), в азиатскую – преимущественно из Японии. Отмечался также ввоз автомобилей из США, Белоруссии, Кореи, но по масштабам он был несопоставим с двумя основными. Сейчас эти потоки оскудели, потому что свою роль сыграли защитные меры. Но на формирование рынка подержанных автомобилей предыдущий этап оказал сильнейшее влияние. В результате самыми «иномарочными» на вторичном рынке оказались города Дальнего Востока – Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, а также западный форпост страны – Калининград. Здесь из десяти б/у машин – девять зарубежных марок. В целом же по стране в прошлом году марочный состав вторичного сегмента представлял следующее. Наибольшая доля на вторичном рынке у отечественной марки LADA – 39,4%, следом за ней Toyota с 12-процентной долей. Еще одна японская марка пользуется популярностью у россиян на вторичном рынке - Nissan, хотя и значительно отстает от лидеров по размеру продаж - 6,4%. Остальные марки не выходят за пределы 3% и теснят друг друга: Mitsubishi – 3,0%; ГАЗ и Ford по 2,9%; Honda - 2,8%; Volkswagen – 2,7%.


Вечно-японский рынок

Подавляющая часть рынка новых автомобилей сосредоточена в европейской части России. В Сибири и на Дальнем Востоке объем продаж новых автомобилей несопоставимо мал и компенсировался до последнего времени подержанными машинами.
С этим фактом соглашаются официальные дилеры. «Счет машин с правым рулем в Новосибирске сейчас уходит за сотни тысяч, и чтобы изменить рынок в сторону преобладания леворульных автомобилей потребуется не менее 4-5 лет, - говорит Дмитрий Канаев, генеральный директор компании «ТСК Автомир-Новосибирск».

Многолетний поток б/у автомобилей из Японии привел к тому, что они стали занимать разный «вес» на рынках в европейской и азиатской частей России. Если по ту сторону Урала на них приходится всего 30% регистраций в возрасте до 10 лет, то в Сибири и на Дальнем Востоке на них приходится уже 70% регистраций (см. табл.№1).
Не откроем большого секрета, что за Уралом преобладают праворульные б/у Toyota. В европейской части на эту марку приходится лишь десятая часть купленных машин. Если оценить популярность у покупателей на вторичном рынке японских автомобилей, то складывается феноменальная ситуация - вторичный рынок Зауралья фактически «скопировал» в большой степени внутренний рынок японских островов - примерно такой же рейтинговый расклад марок по популярности и, что удивительно, примерно одинаковые доли рынка, за небольшими исключениями.

Особенно заметен «японский след» в части вторичного рынка автомобилей в возрасте старше 10 лет. Здесь в топ-листе присутствует девять моделей Toyota (Corolla, Carina, Corona, Mark, Sprinter, Camry, Vista, Caldina). В группе автомобилей в возрасте 5-10 лет, к ним добавляются Toyota Vitz и RAV4. Хотя стоит отметить, что среди относительно новых иномарок с пробегом в возрасте до 5 лет топ-лист более напоминает ассортимент, выставляемых в салонах автомобилей. Здесь и Ford Focus, и Logan, и Lancer, Nexia и Lacetti. Это служит подтверждением тезиса маркетологов о том, что после нескольких лет владения и эксплуатации автомобиля у владельца возникает желание его поменять.


Рынок подержанных машин в крупных городах Сибири чрезвычайно развит (см. табл. №2). Новосибирск занимает по продажам б/у автомобилей третье место в стране после Москвы и Петербурга. Столица Сибири оказалась и самая «иномарочная» среди других городов. В других областных центрах и крупных городах объем продаж на вторичном рынке больше, чем объем продаж в автосалонах. Это обусловлено как приверженностью сибиряков к японским машинам, так и ценовому выбору покупателей. Практически во всех городах марочный расклад одинаков: Toyota, Lada, Nissan, Honda, Mazda. Только в Омске и Кемерово произошла рокировка между Toyota и LADA.


Цивилизованная настройка

Рынок подержанных автомобилей ждет серьезная перенастройка. В обывательском сознании он до сих пор ассоциируется с индивидуальным перегоном, либо с авторынком «Столица», который расположен на окраине Новосибирска. Много легенд и слухов всегда ходили вокруг этого известного места. Аналогичные места продаж, именуемые в народе автобарахолками существуют в других крупных городах региона. Однако стоит отметить, что рынок подержанных автомобилей ждут серьезные изменения. Как известно, первыми шагами к цивилизации стало появление несколько лет назад аукционных компаний, которые в он-лайн режиме участвовали в торгах на японском рынке.


Сейчас на вторичный рынок обращают внимание автодилеры, большинство которых предлагают услуги trade-in. Этот сегмент рынка ожидает бурный рост. «Российский рынок подержанных автомобилей представляет большой интерес для дилерских компаний. При этом, с учетом снижения маржи на первичном рынке до 5-7%, доходность работы на вторичном рынке (10-15%), а также относительно низкая конкурентная среда, позволяет игрокам зарабатывать высокую норму прибыли», - отмечает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Однако рыночная доля, занимаемая дилерами на вторичном рынке России (4-6%) на порядок меньше, чем в Европе (40-60%).


Развитие цивилизованного вторичного авторынка уже невозможно без привлечения Интернет-технологий. Если вчера покупка подержанного автомобиля происходила с помощью печатных СМИ, посещения авторынка на открытом воздухе, то сегодня все больше тех, кто ищет б/у автомобиль с помощью Интернет. Принятие решения о покупке переместилось к экрану компьютера, первый визуальный контакт с покупаемым автомобилем происходит теперь на сайте. Процесс Интернет-продаж требует усилий. «Стоит потратить время на качество и полноту информации при подготовке предложений. И, разместив информацию на сайте, не забывать о ней. Оперативно реагировать на запросы потенциальных покупателей, особенно по электронной почте», - утверждает Алексей Почечуев, генеральный директор ООО «АвтоСкаут24» об особенностях Интернет-маркетинга при продаже автомобилей с пробегом

Таблица 1. Присутствие японских машин на вторичном рынке в западной и восточной частях России

Запад России (Европейская часть)

Иномарки до 10 лет на вторичном рынке

Объем продаж 1,38 млн автомобилей, или 33,7%

Восточная часть России (СибФО, ДальФО)

марка

Доля, %%

марка

Доля, %%

Toyota

10,0

Toyota

43,5

Ford

8,2

Nissan

12,8

Hyundai

8,1

Honda

10,6

Chevrolet

8,0

Mazda

5,0

Nissan

7,3

Mitsubishi

3,8

Mitsubishi

6,4

Subaru

3,0

Daewoo

5,1

Chevrolet

2,8

Renault

4,5

Suzuki

2,6

KIA

4,0

Ford

2,5

Mazda

3,8

Lexus

2,1

Volkswagen

3,7

Hyundai

1,6

Opel

3,5

BMW

1,0

Прочие

27,0

Прочие

8,9

Японские

30,0

Японские

70%


Таблица 2. Доля иномарок на вторичном рынке городов Сибири

город

Объем регистраций, шт

Доля российских, %

Доля иномарок, %

Топ-5 марок в объеме регистрации подержанных автомобилей

Новосибирск

59 202

17,2

82,8

Toyota, Lada, Nissan, Honda, Mazda

Омск

36 623

39,3

60,7

Lada, Toyota, Nissan, Honda, GAZ

Барнаул

22 457

23,2

76,8

Toyota, Lada, Nissan, Honda, Mazda

Новокузнецк

18 103

30,4

69,6

Toyota, Lada, Nissan, Honda, Mazda

Кемерово

17 102

32,3

67,7

Lada, Toyota, Nissan, Honda, Mazda

Томск

15 873

32,8

67,2

Toyota, Lada, Nissan, Honda, GAZ

Красноярск

38 311

23,5

76,5

Toyota, Lada, Honda, Nissan, Mazda









Отправить статью друзьям: