Погода
Реклама

Реклама



Рывок на старте

20 Май 2011

Рывок на старте

Сибирь опять отличилась! Наш регион стал самым динамичным в стране по темпам роста продаж новых иномарок. Парк легковых автомобилей прирастал в полтора раза быстрее, чем в целом по России. И в расстановке самых популярных брендов произошла некоторая «перетусовка», связанная с изменением позиций лидерских брендов.

Александр Колпаков

Сибирское ускорение

Объемы продаж новых автомобилей в Сибирском федеральном округе росли непрерывно, месяц от месяца, с самого начала прошлого года. За первый квартал на территории округа автодилерам удалось реализовать 22 тысячи иномарок. Отметим, что годом ранее они не смогли преодолеть планку и в 10 тысяч. Рост головокружительный, о котором можно только мечтать. Что же заставило оживиться автомобильный рынок? Статистика не зафиксировала значительного роста доходов россиян, он, как и прежде, растет слишком медленно. Да и средняя цена новых иномарок даже в жесткий кризисный год не снизилась. Однако рост предложения на данный момент не успевает за спросом, российская экономика вновь «разогревается», как это было в докризисный период. В этой ситуации цены на рынке могут только расти, но никак не снижаться. Кредитование также, пока не достигло докризисных уровней, но и оно будет расти, а это значит - опять спрос на автомобили будет увеличиваться. Причинами столь бурного возрождения авторынка специалисты называют отложенный спрос.

«Если верить Росстату то средняя зарплата у нас увеличилась всего на 8,7%, - анализирует Сергей Целиков, директор аналитического агентства «Автостат». – На более быстрый рост рынка повлиял отложенный спрос. Рынок в России, в сравнении с первым кварталом прошлого года вырос на 77%, что обусловлено самым минимумом квартальных продаж, который наблюдался именно в начале прошлого года, как раз перед началом программы утилизации и в целом периода восстановления. Больше таких относительных цифр мы не увидим. Каждый следующий месяц динамика будет снижаться».

Другими причинами столь значительного подъема продаж специалисты называют эффект низкой базы и степень доступности автомобиля как предмета длительного пользования.

«Конечно, эффект низкой базы присутствует и в других сегментах рынка, например на рынке недвижимости, но темпы восстановления там не такие высокие. На мой взгляд следует учитывать несколько факторов, сравнивая автомобильный рынок и рынок недвижимости, - говорит Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research (г.Москва). - Стоимость автомобиля значительно ниже, т.е. большее количество людей может себе позволить купить автомобиль. Во-вторых, рынок автокредитования значительно ожил, все-таки кредит на автомобиль получить проще, чем на недвижимость. Т.о. автомобиль - более доступный предмет покупки, поэтому и рынок восстанавливается быстрее».

Среди других округов страны рынок новых иномарок в Сибири восстанавливается быстрее - темпы роста продаж здесь в полтора раза выше среднероссийских. (см. табл.№1). Это начало долговременной тенденции, которая в итоге выправит ситуацию, когда на долю Сибири приходится лишь незначительная часть реализации новых автомобилей. Сейчас, сибирскими автодилерами продается лишь каждая шестнадцатая иномарка в стране, что резко диссонирует с долей населения и его достатком (здесь проживает каждый восьмой россиянин). В конечном итоге данный сценарий развития должен изменить «лицо» автопарка региона.

Одновременно с ростом рынка новых автомобилей идут подвижки на рынке подержанных иномарок. «Прежде всего, изменилась структура вторичного рынка. Подержанных машин с левым рулем становится больше, - говорит Дмитрий Канаев, генеральный директор «ТСК-Автомир Новосибирск». - Когда наступит переломный момент в пользу леворульных автомобилей – пока сказать трудно. Если взять, к примеру, месяц январь – то мы продали 1 400 новых автомобилей. Причем это не самый лучший месяц для продаж в течение года. В период роста можно продать и до 2,5 тысяч в месяц. Но счет машин с правым рулем в Новосибирске сейчас уходит за сотни тысяч и чтобы изменить рынок в сторону преобладания леворульных потребуется не менее 4-5 лет».

Отметим, что восстановление автомобильного рынка в регионах Сибирского округа идет неравномерно. Выше среднесибирского показателя восстанавливались региональные рынки Алтайского края, Кемеровской и Новосибирской областей (см. табл. 2). Ниже были темпы роста в Омской и Томской областях. Но стоит отметить, что и в этих двух регионах-аутсайддерах темпы были выше, чем в среднем по России. Что не может не радовать субъективно, а объективно – совпадает с тенденцией на постепенный уход от правого руля, что отмечен нами выше.

Автохиты эпохи конкуренции

Соперничество в лидерской десятке самых популярных марок в Сибири резко обострилось. Однако эта конкурентная борьба пока оставила неизменными и недосягаемыми позиции Toyota и Chevrolet в регионе. Уже несколько лет эти два бренда являются самыми популярными в СФО. По всей видимости, даже природные катаклизмы в Японии не смогут поколебать позиции лидера регионального авторынка. Вторая позиция Chevrolet также выглядят достаточно прочной. Широкий модельный ряд доступных машин обеспечивает его лидерские амбиции. Высокий рейтинг не смог даже поколебать уход из модельной гаммы такой популярной модели как бюджетный Lanos, которая возродилась в лице новой украинской марки Chance. Однако эта потеря лишь сказалась на более низких темпах роста продаж автомобилей с «золотым крестом» на радиаторе, чем у конкурентов – рост 69% - меньше, чем у любого другого автомобильного бренда, попавшего в топ-десятку региона (см. табл. 3).

Головокружительный результат у японской компании Nissan (+272%). В прошлом году эта марка была на седьмом месте в Сибири, а сейчас уже стремительно ворвалась в первую тройку, вытеснив оттуда Hyundai. Это поворот событий никто не ожидал. Казалось бы, у корейской марки сейчас все козыри выбиться в лидерскую тройку. Удачный «старт-ап» новой «народной иномарки» Hyundai Solaris уже бьет все рекорды продаж в классе. Однако в пользу Nissan сыграли ряд факторов. Те, кто выбирали Qashqai, X-Trail, Tiida, Note, Teana могли воспользоваться выгодными условиями кредитования «от 4,9% годовых» программы Nissan Finance. Пока фактор новизны и доступности проиграл фактору финансовой привлекательности, но еще не все потеряно, судить слишком рано, посмотрим на итоги года.

В два раза выросли продажи французской Renault, которая с небольшим отрывом от партнера по альянсу встала на четвертую ступень автомобильного рейтинга Сибири, опередив на 100 автомобилей корейскую марку Hyundai.

У другого корейского бренда KIA весь прошлый год на рынке был аншлаг, в общероссийском зачете она даже умудрилась занять второе место, но в Сибири более скромный результат – вполне заслуженная шестая позиция. Но в зачете KIA один из самых высоких показателей темпов прироста, чуть ниже чем у Nissan. Это свидетельствует о высоком потенциале марки.

Американский Ford хотя и показал рост в 71%, все же его позиции на рынке оставляют желать лучшего. Нужно время, чтобы новые дилеры американской марки смогли нарастить продажи и восстановить позиции некогда лидирующего бренда.

Что касается двух японских марок Mitsubishi и Suzuki, которые замыкают список ТОП-10 в СФО, то восторжествовала справедливость и они поменялись местами. По итогам прошлого года Suzuki продала машин больше, чем ее японский конкурент. Но, как известно, модельный ряд Suzuki узок, и помимо Grand Vitara и SX4 фактически у нее нет ходовых в Сибири моделей, чего не скажешь о Mitsubishi, ее модельный ряд шире, и представлен такими ходовыми моделями как Lancer, Outlander, а с недавних пор и кроссовером ASX.

Сейчас пока трудно делать какие-то прогнозы на конец года. Однозначно, можно лишь говорить о том, что рост автомобильного рынка продолжится, но скорее всего темпы в течение года пойдут на снижение. Уровень прошлогодних продаж в 65 тысяч иномарок уже будет превзойден по итогам третьего квартала. А вот в десятке самых популярных иномарок Сибири по всей видимости, вряд ли возможны изменения списка лидеров. Наш сибирский топ-лист по составу не отличается от российского. Если же какой-то бренд покинет его, то на его место претендует немецкий Volkswagen. Но такой вариант событий скорее произойдет лишь в нескольких регионах, где у этого бренда сильные дилеры.


Табл. 1. Сравнение объема авторынка новых иномарок СФО и РФ.

Страна/регион

I квартал 2010

доля, %

Iквартал 2011

доля, %

изменение,%

Сибирский ФО

9920

4,88

21960

6,11

121

Россия

203460

100

359320

100

77




Табл. 2. Продажи иномарок в регионах Сибири

№№

Регион

I квартал 2010

I квартал 2011

Изменение, %%

1.

Кемеровская область

2 050

4 920

140

2.

Новосибирская область

1 530

3 690

141

3.

Алтайский край

930

2 200

137

4.

Омская область

990

2 120

114

5.

Томская область

670

1 370

104




Табл. 3 Продажи новых иномарок по брендам в СФО, ед

№№

Марка

I квартал 2011

I квартал 2010

Изменение, %%

1.

Toyota

2 980

1 350

118

2.

Chevrolet

2 200

1 300

69

3.

Nissan

1 860

500

272

4.

Renault

1 740

850

104

5.

Hyundai

1 640

920

78

6.

KIA

1 530

570

168

7.

Daewoo

1 250

Н.д.


8.

Ford

1 200

700

71

9.

Mitsubishi

1 000

290

244

10.

Suzuki

900

390

130




Отправить статью друзьям: