Погода
Реклама

Реклама



Промсборная наступает на рынок

29 Март 2011

Промсборная наступает

В России начал действовать новый режим промышленной сборки легковых автомобилей. Подписание меморандумов с крупнейшими мировыми компаниями открыло новую эру на автомобильном рынке страны. Ритм, динамику и ландшафт отечественного авторынка теперь будут определять шесть альянсов. Как эти события повлияют на поведение отечественного и, в частного сибирского автолюбителя, разбирался наш корреспондент.

Александр КОЛПАКОВ

В России продается около трех сотен моделей легковушек 55 брендов, но лишь 177 моделей легковых автомобилей объемом более 500 единиц в год. «Это очень большой выбор, при этом распыленный на очень маленький объем производства, - отмечает Алексей Рахманов, директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ.
Сейчас на восьми заводах иностранных компаний и девяти отечественных предприятиях выпускается 62 модели. Иностранные компании пришли в Россию после того, как в 2005 году Правительством РФ было принято Постановление №166, оговаривающее условия промсборки автомобилей. В результате большинство ведущих мировых автоконцернов стали рассматривать Россию как перспективный рынок и место для организации производства. Но за созданием автосборочных производств не последовало серьезной локализации: большая часть стоимости автомобилей по-прежнему создается за пределами России.

Потребитель всегда прав

В конце прошлого года Правительство РФ пересмотрело условия промсборки, существенно повысив требования - как по объемам, так и по уровню локализации производства. Теперь иностранные автопроизводители в обмен на беспошлинный ввоз автокомпонентов в течение восьми лет, должны выпускать не менее 300 тысяч автомобилей (для существующих - 350 тысяч), на 30% которых должны устанавливаться двигатели или трансмиссии российского производства. Локализация предусмотрена на уровне 55%, а для существующих производств – 60%.
«На сегодняшний день подписаны соглашения о намерениях с шестью крупнейшими автопроизводителями. Это альянсы Volkswagen Group с ГАЗом по производству в Нижнем Новгороде; «Соллерс-Ford», множественное соглашение: АвтоВАЗ, Renault, Nissan, Ижавто, КамАЗ, Mercedes-Benz - речь идет о производстве легковых и грузовых автомобилей; группа Fiat самостоятельная; «General Motors и Magna», - говорит Эльвира Набиулина, министр экономического развития РФ. До 1 июня все эти компании представят бизнес-планы с объемами инвестиций, с графиками инвестиций, с графиками модернизации действующих мощностей и создания новых. Появилась возможность точно назвать всех игроков российского автомобильного рынка, тех, кто «завалит» страну отечественными иномарками.
На развитых рынках потребитель обычно останавливает свой выбор на автомобилях местного производства. В Японии на свою «восьмерку» производителей в прошлом году пришлось 95% продаж. Из общего числа купленных автомобилей немецкими автолюбителями 72% пришлось на немецкие бренды, во Франции – на три французских бренда только 56%. При этом происходят интересные казусы. Например, англичане считают американский Ford своей английской маркой, и потому каждый четвертый автомобиль, проданный в Туманном Альбионе, имеет на радиаторе «голубой овал». По опросам немецких потребителей - чешские автомобили Skoda считаются ими немецкими.
В России менее трети продаж приходится на автомобили отечественных марок. Аналогичный показатель в Европе – в Румынии, там также треть проданных машин приходится на марку Dacia.
Американская «тройка», японская «восьмерка», бразильская «четверка» – эти термины часто мелькают в статьях, где говорится о предпочтениях автолюбителях и состоянии авторынка. Теперь можно говорить и о нашей российской сборной.
Через восемь лет (срок новых правил промсборки) совокупные мощности российского автопрома составят 3,2 млн автомобилей. То есть отечественное производство должно полностью «закрыть» потребности российского рынка. Однако это вовсе не означает, что россияне, как японцы будут покупать только автомобили, произведенные большой российской сборной. Импортные машины не уйдут с рынка. Но автомобильный ландшафт страны и, конечно же, Сибири, будет кардинально перекроен. На чем будут ездить наши соотечественники в ближайшем будущем?

Великолепная пятерка (или игроки российской автомобильной сборной)

Наибольший объем инвестиций в автомобильную промышленность сделал немецкий автоконцерн Volkswagen, став крупнейшим инвестором в России среди зарубежных автомобильных компаний. «Мы хотим производить здесь массовые модели», - заявил руководитель марки VW в России Франк Виттеманн. Новый завод в Калуге сосредоточится на расширении объемов выпуска седана Volkswagen Polo. А в конце 2012 года здесь начнут производство новой бюджетной модели класса В. Автомобиль будет создан на той же платформе Polo.
Производственная площадка в Калуге уже скоро выйдет на полную мощность – 180 000 автомобилей в год при трехсменном режиме работы. Немецкому автопроизводителю нужна еще одна площадка, чтобы наращивать производство и соответствовать заявленным в соглашении о промсборке объемам. Для этого с Группой ГАЗ будет создано совместное предприятие (СП). Легковой конвейер Горьковского автозавода по выпуску Volga Siber простаивает. По данным осведомленных источников на этом конвейере будут выпускаться такие модели как Volkswagen Jetta, Skoda Octavia и Yeti.
«Первопроходец» российского рынка американская корпорация Ford создает совместное предприятие с российской автомобильной компанией Sollers. Ford вскоре выведет на российский рынок доступный седан – конкурента уже выпускаемым в России VW Polo, Renault Logan, Hyundai Solaris. Новый фордовский автомобиль будет выпускаться на предприятии в Набережных Челнах, там, где когда-то производился легендарный мини-автомобиль «Ока». Здесь же по полному циклу будет вскоре развернут выпуск кроссовера Ford Kuga. Производственная программа фордовского завода под Санкт-Петербургом не претерпит изменений: продолжится выпуск Ford Focus и Mondeo. А вот на новом предприятии в городке Елабуга в Татарстане, который принадлежит сейчас Sollers, будут выпускать фордовские фургоны Transit и большой внедорожник Explorer.
Итальянский автопроизводитель FIAT не оставляет попытку серьезно обосноваться в России. Это третий заход, предыдущие два оказались для него не самыми удачными. В последний раз ему удалось все-таки совместно с компанией Sollers организовать производство коммерческого автомобиля Ducato и серьезно потеснить на рынке LCV отечественную «газель». Однако в легковом сегменте позиции итальянской марки откровенно слабы. Sollers теперь создал альянс с Ford и поэтому итальянский автоконцерн будет создавать собственное производство в России. Его параметры и модельная линейка не раскрываются. Говорится лишь о выпуске автомобилей классов С, D, кроссоверах и легких коммерческих автомобилях под брендами FIAT и Jeep.
Дальнейшее продвижение на российский рынок марок Opel и Chevrolet планирует американская корпорация General Motors. Для этого будет расширено предприятие в Санкт-Петербурге.
Заявку подал канадский производитель автокомпонентов Magna. Парадокс в том, что у него нет собственной модельной линейки легковых автомобилей. Эта корпорация стала широко известна летом 2009 года, когда совместно со Сбербанком России была предпринята попытка выкупить акции попавшего в тяжелую финансовую и экономическую ситуацию немецкого автопроизводителя Opel. Несмотря на лоббирование со стороны российского политического руководства, на твердую позицию немецкого канцлера и руководителей немецких земель, где расположены заводы Opel, союзу российского банка и канадского производителя не удалось вырвать самый «яркий бриллиант» из короны General Motors.

Главный нападающий

Альянс АвтоВАЗ-Renault-Nissan уже сейчас способен выполнить все новые условия требований промсборки. Но планы партнеров гораздо обширнее - увеличение суммарного производства до 1,9 млн автомобилей. Именно этот альянс, по мнению аналитиков, станет главным игроком на отечественном рынке легковых автомобилей - его доля превысит 47%.
«Lada никогда не умрет», - заявил один высокопоставленный федеральный чиновник. И он прав. Отечественный бренд выживет благодаря тесному технологическому союзу с франко-японским альянсом Renault-Nissan.
АвтоВАЗ ускорит модернизацию сборочных линий, мощность которых увеличится до 900 000 автомобилей в год. В 2011-2013 гг. начнется производство семи новых моделей. В их числе - Lada Granta (автомобиль эконом-класса, производство которого начнется осенью 2011 года), два универсала (пяти- и семиместные R90 и F90) на платформе Renault (в начале 2012 г.), автомобиль на той же платформе для Nissan (III квартал 2012 г.), а в 2013 г. на конвейер встанут еще две машины на базе Granta - для Renault и Nissan. Все автомобили будут производиться в режиме полного цикла — со сваркой и окраской кузовов.
Выпуск автомобилей Renault в ближайшем будущем вырастет до 445 000, французская марка займет 11,2% рынка. Вырастет и число выпускаемых моделей. В России будут собираться седаны Renault всех классов, включая топовые, кроссоверы и внедорожники. Производство некоторых начнется уже в этом году. Кроссовер Duster, седан Fluence сойдут с конвейера московского предприятия «Автофрамос» в этом году. А уровень локализации выпускаемых бюджетных автомобилей Logan и Sandero достигнет 74%. В числе перспективных – седан D-класса Renault Latitude, кроссовер Koleos и новый флагманский седан длиной 5,2 м.
Nissan в ближайшей перспективе станет японской иномаркой №1 в России - запланировано увеличение объема выпуска до 400 тысяч автомобилей ежегодно, соответственно доля рынка увеличится до 10%. Модельный ряд Nissan уже в этом году дополнен сверхпопулярными Qashqai и Qashqai+2, а также Nissan Pathfinder. Будут выпускаться и все модели Infiniti. Правда, объемы производства этих автомобилей будут небольшими.

Табл. 1 Большая российская шестерка

№№

Альянсы автопроизводителей

Выпускаемые марки

Производственные площадки

Модели

1.

Volkswagen-ГАЗ

Volkswagen, Skoda

Калуга, Нижний Новгород

VW Polo Sedan, Jetta, Tiguan;

Skoda Octavia, Yeti

2.

Ford-Sollers

Ford

Санкт-Петербург, Набережные Челны, Елабуга (Татарстан)

Ford Focus, Mondeo, Kuga, Transit, Explorer, седан класса В+

3.

FIAT

FIAT, Jeep

Н.д.

Н.д.

4.

General Motors

Opel, Chevrolet

Санкт-Петербург, Тольятти, Нижний Новгород

Opel Astra, Antara, Meriva,

Chevrolet Aveo и др.

5.

Magna

Н.д.

Н.д

Н.д.

6.

АвтоВАЗ-Renault-Nissan

Lada, Renault, Nissan

Тольятти, Москва, Санкт-Петербург, Ижевск

Lada Granta, Priora и др.

Renault Logan/Sandero/Duster, Latitude, Koleos, Fluence и др.

Nissan X-Trail, Teana, Murano и др.

Отправить статью друзьям: