Оговоримся сразу – речь пойдет именно об АКПП, потому как вариаторная трансмиссия (CVT) требует отдельного разговора. Итак, первые автомобили, оснащенные «автоматом», появились в Новосибирске вместе с аукционными иномарками в начале 90-х и о них поначалу ходили легенды. Например, о «неубиваемых» трёх-четырёх-ступенчатых коробках компании Aisin (которая входит в группу Toyota), якобы работающих в режиме «чёрного ящика» десятки лет без «хирургического» вмешательства.
Но, как известно, вечный двигатель пока еще не изобретен, так же как и «вечная АКПП». Более того, гениальная простота АКПП 90-х уступила место более сложным конструкциям. Ничего не поделать – веяние времени! А чем больше деталей и узлов, привязанных к электронному блоку управления, - тем сложнее обслуживание. Попробуем разобраться, чем «болеют» современные АКПП и что является причиной их преждевременного «заболевания».
Основные причины поломок
Существуют причины, которые приводят к преждевременной поломке автоматической трансмиссии. Самая простая — манера езды. Особенно — постоянная эксплуатация авто в режиме резких ускорений и торможений, так называемый «спортивный» стиль вождения. Дело в том, что трансмиссия автомобиля рассчитана на передачу максимального крутящего момента от двигателя на колеса автомобиля только в каких-то не очень частых или экстренных случаях, например при резком обгоне, необходимости быстрого перестроения, встраивания в ряд движения,- которые при нормальной эксплуатации автомобиля возникают не очень часто.
Еще одна причина - непрогретый автомобиль. Сколько бы автолюбители ни спорили на автофорумах о необходимости (или нет) прогрева ДВС, «автомат» явно любит тепло и жутко ненавидит слишком низкие температуры. На морозе спецжидкость в трансмиссии густеет. Густое масло плохо смазывает трущиеся детали, не проникает в необходимые узлы. Также внутри автоматической трансмиссии есть резиновые детали, которые на очень сильном морозе становятся хрупкими, резиновые уплотнения поршней сцеплений могут при работе легко порваться. Поэтому перед началом движения автомобиля автоматическую трансмиссию необходимо прогреть!
«Основные причины преждевременного нарушения работы АКПП — это экстремальный стиль вождения, нарушение требуемого режима обслуживания автомобиля (невнимательность владельца) и суровые климатические условия», - со ссылкой на мнение специалистов сервисного центра рассказывает Ольга Пономарева, бренд-менеджер компании «Патриот Авто», официального дилера Peugeot.
Классическая причина — долгое буксование автомобиля в грязи или буксировка тяжелого прицепа, а то и легкового автомобиля. Нельзя сказать, что буксовать на автомобиле с АКПП совсем запрещено, но нежелательно буксовать слишком долго! Дайте коробке охладиться, не меняйте резко режимы направления движения D и R. При буксировке то же самое - старайтесь не перегревать трансмиссию!
Еще одна из причин преждевременного выхода из строя АКПП — неполадки в электронике автомобиля. Дело в том, что нарушение контакта в проводке может привести к поломке АКПП и выходу из строя её электронной составляющей. Чаще всего это происходит из-за некомпетентного вмешательства в электрическую цепь автомобиля, например, для установки CD-магнитолы с большим количеством динамиков в условиях полупрофессионального «гаражного» сервиса.
Таким образом, нравится это вам или нет, спокойная размеренная езда и своевременное обслуживание – залог безупречной работы АКПП. К сожалению, некоторые автовладельцы не знают или просто пренебрегают этим правилом. В результате АКПП выходит из строя и требует дорогостоящего ремонта.
Типичные симптомы неполадок АКПП
Прежде всего, проверьте состояние масла в коробке передач. Масло должно быть красновато-желтого или оранжево-красного цвета, без каких-либо примесей. Если оно окрасилось в темно-коричневый цвет (а то и вовсе черный) и явно чувствуется горелый запах – это свидетельствует о необходимости срочной замены масла и о наличии возможных неполадок в коробке.
Внимательно прислушайтесь к звукам работающего авто. Подозрительные шумы свидетельствуют о неисправности как в двигателе, так и в АКПП. На ровной поверхности после отпускания педали тормоза автомобиль должен тронуться плавно, без толчков и рывков. Так же – и при последовательном переходе на высшие передачи. Задержки более 3-5 секунд говорят о неисправности.
Обратите внимание на качество переключения передач во всех режимах. Оно не должно сопровождаться ударами, вибрацией и посторонними шумами. Проследите за показаниями тахометра. Постепенное увеличение уровня показаний говорят о явных неисправностях.
И все же диагностика неисправностей, а уж тем более ремонт АКПП — это работа настоящих профессионалов с большим опытом работы. В настоящее время в Новосибирске накоплен достаточный опыт для решения любых проблем с АКПП всех марок автомобилей. Например, это сервисы, которые специализируются в нашем городе на ремонте и обслуживании автоматических трансмиссий: «Новоматик», «Ураган», «КЭНСИ Transmissjon» и др.
Мнение профессионалов
«Безусловно, ремонт современных АКПП, работа которых тесно сопряжена с электронной системой, сложнее, но это не значит, что такие автоматические трансмиссии не ремонтопригодны, - говорит Дмитрий Корниенко, технический директор сервисного центра «Автомат-Мастер». – В таких ситуациях работы ведутся совместно со специалистом по электронной системе автомобиля. Бывает, что после поломок АКПП «глючат» электронные блоки управления, которые требуется «перешивать».
Владельцам авто с пробегом Дмитрий Корниенко советует чаще делать профилактику АКПП, своевременно менять спецжидкость, при малейших сбоях в стабильной работе АКПП – приезжать на диагностику в СТО. В любом случае стоимость услуг по диагностике трансмиссии никак не сопоставима с покупкой новой АКПП.
«Для того, чтобы «автомат» прослужил как можно дольше, нужно регулярно проверять уровень и состояние спецжидкости в АКПП, - напоминает Валерий Ткачев, технический директор ТСК «Автомир – Новосибирск». – При малейших отклонениях от установленных норм спецжидкость необходимо срочно менять! Например, по регламенту почти у всех автомобилей марки Suzuki, Hyundai и SsangYong срок замены спецжидкости в «коробке» наступает на рубеже в 60 тыс. км. пробега. Этим требованием пренебрегать нельзя. Но при этом мы все понимаем, что езда в пробках, по грязи, буксирование прицепа — все это тоже сказывается на состоянии спецжидкости и ресурсе АКПП. То есть требуемые производителем сроки по замене масла в АКПП в таких случаях можно сократить, может быть, даже вдвое».
По мнению Валерия Ткачева, предугадать с некой идеальной точностью – когда же выйдет из строя АКПП – довольно сложно. Если судить по профильным маркам машин, реализуемым в ТСК «Автомир Новосибирск», то все они с пробегом до 100 тыс. км не требуют ремонта АКПП, к ним просто нет нареканий.
«Что же касается преждевременных выходов из строя автоматических трансмиссий, то все они, как правило, связаны с несвоевременной или неправильной заменой масла, - замечает Валерий Ткачев. – Даже электроника выходит из строя зачастую по причине исчерпавшей свой ресурс спецжидкости: в ней появляются частицы грязи, а то и металла, масло становится токопроводящим, что и может приводить к сбоям в электронике».
Кстати, об электронной системе. Если загорается соответствующая лампочка на щитке приборов – для начала необходимо приехать в сервисный центр, где подключат сканер и выявят причины ошибок, посмотрят их параметры.
«Однако электронные блоки редко выходят из строя, а если проблемы и возникают, то чаще всего диагностируется недостаточный контакт с проводкой», - поясняет Валерий Ткачев.
Существуют причины, по которым обслуживание современных АКПП в дилерском сервисе более эффективно.
«Все запчасти в АКПП должны быть оригинальными, в том числе и фильтры, — говорит Валерий Ткачев. — Все необходимые спецжидкости мы покупаем только у официальных производителей масел. Они нам гарантируют качество. Еще пример – особенности диагностики. Мы не используем для диагностики универсальные сканеры, ограниченные набором минимальных функций — для каждой марки автомобилей, реализуемых в ТСК «Автомир Новосибирск», у нас имеется постоянно обновляемая линейка всех сканеров. Говоря проще - у всех наших профильных марок есть свой сканер. Таким образом, мы обладаем полной, исчерпывающей информацией для последующего ремонта автомобиля. Для самых сложных случаев у нас есть услуга «техлайн» - то есть прямая поддержка производителя. Мы делаем запрос – и нам помогают непосредственно разработчики той или иной модели автомобиля».
Итак, не стоит дожидаться, когда АКПП выйдет из строя. При первых же признаках неисправностей сразу обращайтесь к специалистам автотехцентра, специализирующегося на ремонте АКПП, или в дилерский сервис.