Погода
Реклама

Реклама



Трезвая волна

23 Август 2010

 6 августа вступил в силу закон, отменяющий предельно допустимую дозу алкоголя в организме водителя. Перестанут ли водители теперь садиться за руль после рюмки-другой? И может ли все измениться за один день? На эти и другие вопросы журналистов в пресс-центре ГТРК на ул. Вертковской отвечали представители ГИБДД, общественных организаций и юристы. 

Итак, для водителей с 6 августа начинает действовать «сухой закон», в некоторой степени отмененный два года назад. Тогда 1 июля с оглядкой на европейскую практику была введена предельно допустимая норма содержания алкоголя в крови водителя - 0,3 промилле. Это пол-литра пива или 40 граммов водки, а возможно и бокал сухого белого вина, выпитые мужчиной комплекции около 80 килограммов.

Однако число «пьяных аварий» в стране было по-прежнему довольно велико. Президент РФ Дмитрий Медведев решил это послабление отменить: «Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем, даже в небольших, ограниченных количествах. Потому что это, к сожалению, провоцирует реальное пьянство перед тем как человек садится за руль». Позицию президента сразу же поддержали во фракции парламентского большинства, и поправки к ПДД были приняты. 

Новый закон, подписанный президентом, вносит изменения в Закон о безопасности дорожного движения, в соответствии с которым запрещается эксплуатация транспортных средств лицами, находящимися в состоянии опьянения, а также в Кодекс об административных правонарушениях. В частности, из КоАП исключено примечание к статье 27.12, которое устанавливало предельное содержание алкоголя в крови водителя – не более 0,3 промилле алкоголя. Теперь этого предела не будет, то есть при употреблении любой дозы спиртного водитель будет уже считаться нетрезвым. Теперь садиться за руль может только абсолютно трезвый человек, иначе - лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Главный вопрос  

«Вызывают недоумение метания в принятии законов, - говорит Ирина Морозова, руководитель общественной организации по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Форпост». – 1 января 2007 года приняли закон,  а сейчас его отменили. Мне кажется, что тогда недостаточно активно действовала разъяснительная компания. Что в итоге получилось?  Разрешили эти пресловутые 0,3 промилле – и многие подумали,  что пить за рулем можно, но немножко. И начали рассуждать на тему -  сколько и чего допустимо пить?  Вместо того, чтобы говорить о том, что пить за рулем – вообще нельзя! Мне кажется, именно так фраза должна была прозвучать из уст  всех тех,  кто комментировал тогда ситуацию, кто принимал закон: «Пить за рулем нельзя!»

Ирина Морозова напомнила, что когда депутаты принимали закон о допустимых 0,3 промилле, то ориентировались на Женевскую конференцию о безопасности дорожного движения. Однако не стоит забывать – в какой стране мы живем. Уровень культуры потребления алкоголя в России не очень высокий, и давать право людям самим определять – сколько можно выпить, а сколько нет – довольно опасно. Определить дозу допустимого алкоголя практически невозможно. 

«Мне кажется, что на самом деле новая редакция закона от 6 августа, запрещающая минимальную дозу в 0,3 промилле, вроде бы принята правильно, - говорит И. Морозова. - Но с другой стороны, при принятии новых поправок законодатели опять не  изучили ситуацию - как и при  принятии закона в предыдущей редакции». 
По мнению Ирины Морозовой, нужно не говорить  о том, будут ли больше или меньше пьяных водителей ловить сотрудники ГИБДД, а нужно добиваться внедрения такого комплекса мер, который заставит нас правильно ответить на вопрос: «А будут ли у нас меньше пить, садясь за руль?». Это и есть – главный вопрос. 

Тема кефира 

Еще в процессе обсуждения новых поправок к ПДД водители немало копий сломали вокруг темы о продуктах, якобы содержащих алкоголь – кефире и квасе, а также других на первый взгляд безобидных напитках.
      
«Основанием для отправления водителя на освидетельствование является наличие у него определенных внешних признаков опьянения, таких как, например, неустойчивая поза или запах алкоголя изо рта, - пояснил Игорь Некипелов, и.о. начальника ГИБДД города Новосибирска.  – То есть ситуации, когда инспектор ДПС видит, что водитель может находиться в состоянии опьянения. Но если выпить кефир - то запаха алкоголя изо рта не будет. И нарушения координации не будет. Мы проводили эксперимент на наших алкотестерах: и квас, и кефир, и кока-кола, и безалкогольное пиво – после анализа прибор показывает полный нуль». 

То есть получается, что это все водительская мифология? Равиль Теркулов, главный нарколог Новосибирской области, считает, что это именно так и есть: «Что касается пищевых продуктов и ряда лекарственных средств, якобы показывающих содержание алкоголя - то это все действительно мифы». 

По мнению Теркулова, водителям важнее учитывать - сколько человек накануне выпил. Многие говорят инспекторам ДПС, что «выпил вчера в 23.00», а утром их останавливают именно потому, что признаки опьянения остались. То есть, проще говоря – вопрос тут не времени принятия алкоголя, а его объема. 

Цена вопроса 

20-летний стаж вождения авто в Новосибирске и за его пределами поневоле заставил корреспондента «Авто54» задать вопрос, который он просто не мог не задать: «Не приведет ли ужесточение законодательства к очередному повышению «теневого прайса» среди некоторых сотрудников ГИБДД, врачей, а также юристов, специализирующихся на услуге «верну права»?   

 «Очень часто к профессиональным адвокатам обращаются лица, которые  ранее обращались по объявлениям «вернем права», - рискнул ответить на вопрос Константин Скорбов, адвокат. - В большинстве случаев данные лица впоследствии обращаются к нам с просьбой представлять их права в суде в качестве потерпевших за мошенничество, поскольку денежные средства ими были переданы, а возврат прав так и не произошел». 

По мнению Константина Скорбова, тема коррупции, или так называемой «взяткоемкости», о которой постоянно говорят в СМИ, – все-таки немного раздута. 

Таким образом, можно лишь надеяться, что параллельно ужесточению мер по отношению к автолюбителям будут приняты меры по ужесточению контроля деятельности работников ГИБДД. «Контроль за работой сотрудников ГИБДД  всегда был и есть, и этим контролем занимаются не только командиры строевых подразделений и управлений ГИБДД, но еще и такие подразделения как Управление собственной безопасности ГИБДД ГУВД НСО, - обнадежил Игорь Некипелов. -  А от «недоброкачественного состава»  мы как избавлялись, так и будем избавляться». 

Игорь Некипелов признался, что он полон надежд, что «когда-нибудь   водителей, садящихся за руль в состоянии алкогольного опьянения, у нас вообще не будет». 

Телефон доверия 

Есть и еще одна черта характера жителей нашей страны, сильно отличающая нас от европейцев. То, что у нас так любят называть «стукачеством», западный менталитет определяет как «чувство гражданского долга». То есть если в США один из гостей после званого ужина позволил себе сесть за руль «во хмелю», бдительные хозяева дома тут же доложат об этом в ближайшее отделение полиции. И сделают они это, прежде всего, желая спасти жизнь того, кто сел за руль, будучи пьяным, а также и жизни тех, кого он может сбить. 

Но сегодня и наши граждане все чаще стали звонить по телефону доверия ГИБДД или по 002. «Если не каждый день, то через день к нам поступают такие звонки, - говорит Игорь Некипелов. -  Люди рассказывают, что в автомобиле, движущемся по такой-то улице в таком-то направлении, находится водитель в состоянии алкогольного опьянения». 

В качестве примера Игорь Некипелов привел случай, произошедший зимой этого года, когда в результате  поступившего телефонного звонка от одного внимательного гражданина была предотвращена поездка водителя автобуса, выпившего перед рейсом бутылку пива. 

Требую протокол и понятых! 

Если водитель не согласен с результатами медосвидетельствования непосредственно на месте задержания, он вправе потребовать освидетельствования в специализированном медицинском учреждении, где он может попытаться обжаловать действия инспектора.  

«Но правовая подготовка нашего населения и водителей в частности очень   низкая, - сетует адвокат Константин Скорбов. – Прежде всего, никогда нельзя отказываться от действий, которые предлагают сотрудники милиции. Нельзя отказываться от подписи в протоколе, поскольку именно протокол является одним из главных механизмов при защите водителей – ведь человек имеет право вписать туда все свои замечания и нарушения, которые он считает нужными вписать. И все это должно быть обязательно подтверждено понятыми!»  


Отправить статью друзьям: