Погода
Реклама

Реклама



Казахстанский коридор – плюсы и минусы

16 Август 2010

С момента вступления в силу кодекса «Таможенного союза», время прохождения гражданами российско-казахской границы существенно сократилось.  Но многих сибиряков сейчас волнует вопрос прохождения таможни на границе России и Казахстана, особенно в случае ввоза в нашу страну иномарок. Об этом подробно рассказали на пресс-конференции Сибирского таможенного управления по итогам первого месяца действия «Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана». 

Напомним, кодекс Таможенного союза вступил в силу 6 июля 2010 года на территории трех государств — России, Казахстана и Белоруссии. Он предполагает упрощение перемещения товаров в пределах единой экономической территории. Но нас, конечно же, больше всего интересуют товары, которые можно ввозить с территории соседнего Казахстана. 

Физлица на границе 

«С 1 июля 2010 года деятельность таможенных органов Российской Федерации и участников внешнеэкономической деятельности регламентирована новой по своей структуре нормативно-правовой базой, - сказала Оксана Дюба, заместитель начальника Сибирского таможенного управления (СТУ), начальник правовой службы. - Основным документом для нас стал «Таможенный кодекс «Таможенного союза», который имеет статус международного договора. Уже практически месяц участники и таможенные органы работают в новых условиях».

По словам Оксаны Дюба, на протяжении последнего месяца шла активная наработка и освоение нормативно-правовой  базы, причем существенные изменения внесены и в наше национальное таможенное законодательство. 

Можно сказать, что первый месяц работы по новым правилам прошел спокойно - на сегодняшний день в судах нет ни одной жалобы на действия должностных лиц таможенных органов. 

Хотелось бы уточнить – а что же дает россиянам, и сибирякам в частности, вступление России в «Таможенный союз»? «Что касается сути договора - то, как всем уже известно,  в настоящее время упростилось перемещение товаров в пределах единой таможенной территории Таможенного союза, в том числе через Российско-Казахстанскую границу, - пояснила Оксана Дюба. - Это должно способствовать увеличению экономических связей между нашими странами».    
Что касается физлиц, то мониторинг СТУ показал -  существенно упростился режим перемещения физическими лицами границы между соседними странами на легковом  транспорте, в том числе и перевозка товаров, перемещаемых через границу гражданами России и Казахстана. 

«Мы осуществляем только таможенный контроль – никакого декларирования теперь не нужно, - сказал Виктор Огурцов, начальник службы организации таможенного контроля СТУ. - Таможенный контроль теперь направлен преимущественно на выявление товаров, запрещенных к перемещению через  государственную границу.  В связи с созданием Таможенного союза у нас теперь есть единая таможенная территория, но государственные границы остались. Поэтому все свои функции пограничники выполняют в полном объеме». 

Какие же проблемы теперь могут возникнуть у юридических лиц и граждан России при пересечении границы с Казахстаном? По мнению Виктора Огурцова, у юридических лиц проблемы возникают только в том случае, если предприниматели по незнанию посчитали ненужным оформление таможенной декларации на вывозимые из России грузы. Экспортная пошлина сейчас не взимается, но требуется декларирование тех категорий товаров, на которые имеются ставки экспортных пошлин.

Что касается физических лиц, то кодексом Таможенного союза для декларирования товаров для личного пользования предусмотрена только одна форма декларирования – письменная, которая осуществляется путем подачи в таможенный орган пассажирской таможенной декларации. Предусмотрена возможность составления пассажирской таможенной декларации в одном экземпляре, который будет оставаться в таможенном органе. Ранее физическому лицу необходимо было заполнять два экземпляра  декларации. 

Физические лица могут без уплаты таможенных платежей ввозить в сопровожденном и несопровожденном багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро и общий вес которых не превышает 50 кг. Если же вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.   

Барьеры для «аукционок»

К превеликому сожалению, для горячо любимых сибиряками японских аукционных автомобилей останутся по сути те же барьеры из пошлин, которые были установлены на старте кризисного периода с целью защиты отечественного автопрома. В итоге дальневосточный канал поставок недорогих, но качественных подержанных японских машин ощутимо сузился. Не будем оценивать, насколько такая мера повысила потребительские качества продукции российского автопрома, но ясно одно – на казахстанский канал в плане ввоза «свежих» аукционок сейчас надежды нет. 

Но все-таки как регламентируют законы, прописанные в Таможенном кодексе, какие машины можно ввозить через Казахстан на территорию России, а какие – нет? «В Таможенном кодексе есть 17 статья, которая посвещена порядку перемещения товаров физлицами, в том числе и оформлению автомобилей, ввозимых из Казахстана и Белоруссии, - поясняет Светлана Брой, заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов СТУ. – Автомобили, которые были ввезены на территорию этих стран после 1 января 2010 года и затем ввозимые на территорию Российской Федерации: в отношении таких автомобилей уплачиваются ввозные таможенные пошлины. Уплачиваются они в размере разницы между теми таможенными пошлинами, которые были уплачены в Казахстане, и теми ставками таможенных пошлин, которые определены данным соглашением. Мера эта временная и она направлена на защиту внутреннего рынка, поскольку сохраняется разница в ставках таможенных пошлин. Это переходное положение будет действовать до 1 января 2013 года». 

Говоря проще – автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года, признаются на территории России иностранными товарами и на них не распространяется статус товаров Таможенного союза. Однако машины, которые были ввезены на территорию Казахстана до 1 января 2010 года, имеют статус товаров Таможенного союза и таможенные налоги в отношении таких транспортных средств не уплачиваются. Таким образом, надежды на «казахстанскую лазейку» для ввоза «свежих» аукционных авто не оправдались, но появилась возможность покупки привезенной из Казахстана иномарки, ввезнной туда до 01.01.2010, и даже с небольшим пробегом.

Таким образом, ввоз на территорию Таможенного союза легковых автомобилей будет регулироваться единым таможенным тарифом (ЕТТ) Таможенного союза. ЕТТ вводит заградительные ставки таможенных пошлин на ввоз автомобилей юридическими лицами. Ставки ЕТТ практически полностью совпадают с действующими сейчас в России.

ПТС дает таможня 

«Напоминаю, что независимо от срока ввоза автомобилей на территорию Казахстана, до  1 января 2010 года или после, - на границе мы осуществляем контроль автомобилей всех категорий, - сказал  Виктор Огурцов. - Потому что если автомобиль снят с учета в Казахстане и ввозится к нам на территорию, то по нашему российскому законодательству допуск автомобиля к движению по дорогам общего назначения возможен только при наличии ПТС. В данном случае ПТС выдает таможенный орган. Не подразделение ГИБДД, а именно таможенный орган. Вся информация об этом положении кодекса «Таможенного союза» в скором времени будет направлена в территориальные подразделения ГИБДД».  
При этом экологический класс ввозимого транспортного средства должен соответствовать   требованиям технического регламента, действующего на территории России. С 1 января 2010 года этот экологический класс должен соответствовать «Евро 4».  В случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям технического регламента ПТС не выдается. 

СПРАВКА 

Казахстан сегодня является одним из ведущих внешнеэкономических партнеров Сибирского федерального округа. Под контролем Сибирского таможенного управления (СТУ) находится более трети всей российско-казахстанской границы (2 697,9 км). В первом полугодии 2010 года доля Казахстана во внешнеторговом обороте округа составила 7,7%, в экспорте – 5,5%, в импорте – 19,4%. Внешнеторговый оборот округа с Казахстаном в 1 полугодии 2010 г. составил 1 млрд. 370,7 млн долларов. По сравнению с 1 полугодием 2009 года товарооборот с Казахстаном увеличился на 44,5%, экспорт – на 39,8%, импорт – в 1,5 раза.      

Отправить статью друзьям: