Откуда же в бензобаке берется вода? Прежде всего – за счет обычного процесса конденсации. Когда заливаем бензин, в бак попадает атмосферный воздух, имеющий свою влажность, особенно если на улице туманно и очень сыро. Больше «шансов» заполучить воду в бензобак у тех автомобилистов, которые любят ездить с минимальным запасом топлива (доливая при заправке по 10-15 литров) и держат бак постоянно полупустым. При частой смене погоды, особенно в межсезонье, очень просто можно попасть в такую ситуацию, когда в бензобак попадает теплый влажный воздух с большим содержанием водяного пара.
Чем же опасна вода в бензобаке? Когда ее количество «зашкаливает» за определенный уровень, она вместе с бензином начинает поступать в цилиндры и, естественно, приводит к перебоям в работе ДВС, и если эту проблему не устранить – выведет из строя двигатель!
Спасительные присадки
Чтобы не допустить накопления влаги в топливной системе, применяют различного рода влаговытесняющие присадки в топливо (дегидраторы). Вытеснитель влаги разбивает капли воды, равномерно распределяя их по общему объему топлива. В результате влага удаляется вместе с отработавшими газами. Обработку дегидратором специалисты рекомендуют проводить всем без исключения бензиновым, и дизельным автомобилям, не реже двух раз в год. Флакон средства заливается в почти пустой топливный бак перед заправкой.
Применение вытеснителей влаги уменьшает расход топлива, устраняет перебои в работе двигателя, восстанавливает его мощность, защищает от коррозии. Дополнительно очищается от нагара и отложений система подачи топлива, снижаются вредные выбросы.
Что именно из такого рода присадок представлено на авторынках Новосибирска? Задавшись этим вопросом, корреспондент «Авто54» побывал в крупных торговых центрах по продаже запчастей, автоаксессуаров и автохимии – Автокомплексе «Горский» и ТК «АвтоградЪ». Продавцы в «Горском» предлагают в частности вытеснитель влаги из топлива LIQUI MOLY (емкостью 0,3 л). Производитель указывает, что это защитное средство для топлива – беззольная и самосмешивающаяся комбинация активных веществ. Оно абсорбирует и удаляет воду из бензобака и топливной системы. Применять его можно для любых бензиновых (с карбюраторами и инжекторными системами различных конструкций) и дизельных моторов. Добавляется в бак при каждой заправке из расчета 300 мл на 60 литров топлива.
Здесь же в продаже в магазинах представлен вытеснитель воды и очиститель топливной системы STP Water Remover в двух упаковках – из расчета на 80 л и 40 л топлива.
«При применении STP вода в дисперсном состоянии проходит через камеру сгорания и выбрасывается из выхлопной трубы, - пояснил корреспонденту «Авто54» Денис Казанцев, заместитель директора ООО «Лидер». – Одновременно STP Water Remover очищает инжекторы и карбюратор. Двойная формула действия позволяет пользоваться им круглогодично. Зимой и осенью он предотвращает промерзание и очищает топливную систему, а весной и летом - удаляет конденсат и так же очищает топливную систему».
В ТК «АвтоградЪ» корреспондент «АВТО54» тщательно исследовал ВСЕ точки продаж автохимии и выяснил, что наибольшей популярностью тут пользуются две присадки: StepUp Fuel System Dryer (по цене 150 руб.) и ASTROhim (за 80 руб).
На упаковке StepUp указано, что произведена она в США и ее рекомендуют использовать при сильных перепадах температур при каждой второй заправке. Состав StepUp, как заверяют производители, «нейтрализует влагу, облегчает пуск двигателя при низких температурах, а также предотвращает коррозию деталей топливной системы». Помимо прочего, StepUp дополнительно содержит очищающие добавки, позволяющие содержать топливную систему в чистоте.
Присадка в топливо влаговытесняющая ASTROhim – творение отечественной химической промышленности (ООО «НПП Астрохим», г. Москва). Эта присадка предназначена для дизельных и бензиновых двигателей. Она удаляет влагу, предотвращает коррозию, а в зимнее время – препятствует образованию влаги.
«В магазине при автоцентре клиенты предпочитают покупать комплексную добавку к бензину Castrol TBE, – со ссылкой на общее мнение мастеров сообщил Дмитрий Либман, технический директор автоцентра «Плутон». – Castrol TBE представляет собой комплексную многофункциональную присадку к бензину. Применяется в соотношении 1:1000 c бензином, имеющим октановое число от 91 до 98. Присадка обладает хорошо выраженным моющим действием, смывает ранее образовавшиеся отложения и не позволяет образовываться новым. Также Castrol TBE связывает воду, переводя ее в безвредное вещество, сгорающее в двигателе».
К числу востребованных можно отнести бельгийскую присадку для дизельных двигателей WYNN’S diesel fuel system cleaner. Она очищает и смазывает топливный насос и форсунки, уменьшает засорение топливного фильтра, а также защищает от образования ржавчины и коррозии, вызванной содержащимися в топливе водой и сернистыми соединениями. Присадку рекомендуется добавлять в топливный бак каждые 7,5-10 тысяч км или при каждом сервисном обслуживании.
Мнение эксперта:
Валерий Ткачев, заместитель директора по производству ТСК «Автомир-Новосибирск»
«Попадание влаги и ее постепенное накопление в топливном баке, безусловно, рано или поздно начнет оказывать влияние на работу двигателя. В итоге могут выйти из строя элементы топливной аппаратуры, фильтрующих элементов, свечей зажигания – вплоть до выхода из строя двигателя и его локального разрушения. Вот почему с целью предотвращения нежелательных последствий попадания влаги в топливную систему и рекомендуют применять разного рода присадки.
Эти присадки можно условно разделить на несколько типов: очистители камеры сгорания, очистители топливной системы и присадки направленного действия. Влаговытесняющая присадка обладает направленным действием. Она является дегидратором – в ее состав входят ингибиторы коррозии, которые предотвращают процесс окисления металлических изделий и попадания влаги в топливную систему.
При применении влаговытесняющей присадки вода переходит в дисперсное состояние, проходит через камеру сгорания и далее выходит через систему выпуска.
Присадки для вытеснения влаги из топливной системы достаточно распространены на рынке автохимии. Впрочем, есть и значительное количество автовладельцев, которые проявляют недоверие к разного рода присадкам, применяемым к горюче-смазочным материалам.
Каковы первые признаки загрязнения топливной системы? Первые признаки загрязнения системы питания проявляются в виде неравномерной работы двигателя, «тяжелого» запуска, ухудшении тягово-динамических свойств автомобиля. Это первые сигналы о том, что в системе питания произошли какие-то отклонения (образование нагара в камере сгорания, на топливных форсунках, снижение производительности топливного насоса и т.д.).
В среднем рекомендуемая периодичность профилактики топливной системы ориентирована на 45-50 тыс. км пробега. К этому времени рекомендуется провести промывку инжекторов, чистку дроссельной заслонки, и согласно регламенту планового технического обслуживания необходима с определенной периодичностью замена топливного фильтра. Периодичность указана в сервисной книжке каждого владельца нового автомобиля. Однако хочется обратить особое внимание на то, что всего лишь одна заправка низкокачественным топливом может привести к дорогостоящему ремонту топливной аппаратуры.
Если же говорить о владельцах всех без исключения автомобилей, в том числе и с большим пробегом, то при ухудшении работы двигателя или, скажем так, в случае возникающих сомнений в стабильной работе двигателя, самое правильное решение - приехать на диагностику в сервисный центр. Определить степень загрязнения системы питания можно только по итогам специальных диагностических проверок, которые зачастую требуют применения специального инструмента. В заключение хотелось бы дать совет всем автолюбителям: заправляйтесь только на проверенных АЗС, и если Вы отдаете предпочтение использованию различных присадок, избегайте «черной» продукции, которой, к сожалению, хватает на нашем рынке».