Погода
Реклама

Реклама



Гараж запчастей

3 Август 2010

В Новосибирске, особенно в летнее время, можно увидеть немало автомобилей, которые пока еще не занесены в нишу ретро, однако уже давно не выпускаются. Многие из этих автомобилей – в отличном состоянии. Как умудряются владельцы машин, снятых с производства, успешно поддерживать их в исправном состоянии на протяжении долгих лет? Где добывают запчасти? Это и решил выяснить корреспондент «Авто54».

Если владельцам вазовской «классики» необычайно повезло и уже кажется, что эти модели будут делать вечно, то хозяевам других отечественных машин не позавидуешь. Например, что делать пенсионеру дачнику, владельцу ЗАЗ 968М, чей автомобиль перестали выпускать в 1994 году? Или владельцам «Москвичей 412»? Где найти запчасти владельцам «Иж Комби» или ее посвежевшей версии Иж-2126 «Ода», которые прекратили выпускать в 2005 году? Корреспондент «Авто54» провел журналистское расследование и выяснил, что есть еще немало мест, где спрятаны запчасти для отечественных  автомобилей, ставших историей. 

Гаражные запасы

Как выяснилось, золотые россыпи Эльдорадо просто меркнут по сравнению с тем, что спрятано в гаражных кооперативах Новосибирска. Взять хотя бы комплекс гаражных кооперативов, именуемый в народе «За Оперным». Далеко за примером ходить не буду – автор этой статьи сам когда-то был владельцем автомобиля Иж-2125 «Комби». Машина выпускалась до 1997 года, однако в магазинах по продажам запчастей еще в 2003 году можно было купить кое-какие новенькие запчасти. Затем магазинные запасы стали таять. 

Однако не секрет, что у каждого автовладельца есть в гараже ящик и полка, где хранятся запчасти от проданных машин «на всякий случай». Как правило, по истечении пяти или чуть больше лет до бережливого мужика доходит, что хранить эти железки и куски пластмассы не имеет никакого смысла. Их надо выкинуть!

Вот и я прошлым летом решил избавиться от всяческого гаражного хлама, в том числе и запчастей, оставшихся от «Иж-Комби». Санация гаражного пространства проходила по принципу: в левый ящик – выкинуть, в правый – еще пригодится. Процесс уборки заприметил местный «домовой» д. Вася, аналоги которого имеются в каждом гаражном кооперативе. Происхождение дядь Вась не известно, возраст тоже, одеты они в робу автослесаря или телогрейку (в зависимости от времени года).

Так вот, именно этот д. Вася и забрал мой ящик с «ненужными» запчастями, оказавшимися «очень даже нужными»! На деле оказалось, что наш гаражный «домовой» - опытный представитель мелкого бизнеса. «Ты посуди сам, - сказал он мне. – Еще твой отец запчасти для «Ижа» покупал прозапас, потому как был их жуткий дефицит, а потом ты сам сколько лет за этой машиной следил? Получился вот какой ящик!»
Тут д. Вася потряс ящиком, усиливая эффект от сказанного: «А знаешь, сколько здесь еще есть владельцев таких машин? По моим подсчетам - сорок шесть!»  

В разговоре выяснилось, что в гаражах существует неформальное сообщество владельцев отечественных автомобилей, снятых с производства. Эти люди общаются друг с другом не реже одного раза в неделю, получая информацию «о новых поступлениях» типа моего ящика с хламом, а также советуются по различным видам ремонтных работ. В свою очередь, д.Вася играет роль некоего связного, мониторит локальный рынок запчастей и по возможности приторговывает.

Что же является наиболее дефицитным из запчастей для старых моделей автопрома? Судя по общению с владельцами таких машин в моем гаражном кооперативе – это оптика. Увидев в моем ящике стекло для фары «Иж Комби», д. Вася аж затрясся: «Да как ты мог её выбросить?!»
Еще один из источников «питания» запчастями на этом весьма специфичном рынке – брошенные автомобили. Искатели запасных частей старательно отслеживают появление брошенных машин и как пираньи в считанные сутки оставляют от автомобиля только железный остов.

Запчасти через интернет- форумы

Довольно популярная форма поиска запасных частей для устаревших моделей машин – общение на автофорумах в интернете. Здесь немало сообществ, разделенных по интересам к различным автомобилям. Кому-то здесь легче, а кому-то нет: по объемам тем и количеству участников форума видно, что модель ЗАЗ 968 М постепенно уходит с наших дорог, а вот владельцы «Москвичей», не важно, производства АЗЛК или ИЖ, еще полны надежд подольше поездить на своих верных осликах.

Наверное, описывать обычные диалоги на тему поисков запасных частей не имеет смысла – они все построены по принципу «ищу такую-то запчасть – нет ли у кого?». На мой взгляд, самая любопытная тема – совместимость запчастей от различных моделей отечественных авто.   

Вот, например, на форуме идет острое обсуждение того, что в «Запорожце» применяются запчасти от многих других отчественных автомобилей (ВАЗа, «Москвича», «Волги» и даже УАЗа). Например, многие делятся опытом, что замок зажигания, бензонасос,  блок предохранителей, датчик аварийного давления масла и оптические элементы передних фар ЗАЗ-986М совместимы с аналогичными деталями ВАЗ-2101. Вкладыши шарниров рулевых тяг этой же модели ЗАЗ совместимы с аналогичными деталями «Москвич-412». А крестовины и подшипники карданных валов совместимы с аналогичными деталями УАЗ.

Источником  запчастей  для многих машин, снятых с производства, все еще является  продукция «ВАЗ». Вот типичный пример: «Передние фары у ЗАЗ968М имеют оптический элемент ФГ-140, который используется также на «Жигулях» ВАЗ-2101 - со встроенным габаритным огнем. Лампочки 40/45 Вт можно найти в «жигулевских» магазинах. Или вот еще: «В салоне ЗАЗ 968 М плафон освещения подходит от «копеечных», также как и лампочка для него и для плафонов освещения номерного знака».

Что тут сказать? Пока ВАЗ будет выпускать запчасти к «классике» - жизнь снятых с производства отечественных автомобилей будет вечной! Однако усовершенствованные комплектующими с других «космолетов», они все больше будут смахивать на железные пепелацы.
Запчасти есть!
На ряд моделей, выпуск которых закончился в конце 90-х – начале 2000-х, в продаже запчасти все еще есть. Прежде всего это касается таких моделей как «Москвич» 2141 (экспортное имя - Aleko), Иж-2126 «Ода» и даже для таких редких версий как «Москвич-2141-02», известный под именем «Святогор». Ижевскую «Оду» прекратили впускать только в 2005 году, «Святогор»  (АЗЛК) выпускался вплоть до 2001 года (помимо не очень надежного уфимского мотора, этот автомобиль комплектовался двигателями от «ВАЗ-2106»). Еще была модификация Москвич 214145 «Святогор», который комплектовали  мотором F3R272 фирмы Renault объёмом 2,0 л.

Любопытен и тот факт, что в поздние годы выпуска модель Иж-2126 «Ода»  комплектовалась двигателями ВАЗ 2106. Именно этот факт позволил значительно продлить жизнь снятой с производства «Оды» (тем, кому повезло с наличием «вазовского» движка). 

В Новосибирске можно купить запчасти для вышеперечисленных моделей машин в специализированных отделах. В частности, диспетчер Торгового комплекса «АвтоградЪ», что на ул. Доватора, сообщила мне, что здесь имеется целый отдел запчастей для «Москвичей».
Купить запчасти можно и в небольших магазинах, где специализация не четко выражена. Например, зайдя недавно в расположенный неподалеку от моего гаражного кооператива  магазин запчастей, где есть отдел «Все для ГАЗ, ВАЗ, УАЗ», я обнаружил на полках лобовое стекло для «Оды» за 1 300 руб., а также амортизатор «ИЖ-2126» задний с надписью «PLAZA X-DRIVE СПб газ» (стоимостью 1200 руб.).
Эксклюзивная эксплуатация
Согласитесь, иногда, увидев какой-нибудь явно старенький «Москвич 412»,  – поражаешься, насколько он отлично выглядит. Чаще всего секрет состоит не только в заботливом отношении хозяина к своей машине, но и в особых условиях ее эксплуатации. Вот, например, один мой знакомый пенсионер Василий Емельянович купил в 1987 году автомобиль «Иж Комби». С той поры прошло немало лет, но автомобиль – все как новенький. Секрет в том, что автомобиль эксплуатируется только летом, а запчасти на него копились с момента покупки.

Или вот еще один пример. В одном из дачных кооперативов в районе ст. Шелковичиха каждое лето можно увидеть Москвич 412, в идеальном состоянии. Впервые я увидел его в 1982 году -  и тогда это была уже не новая машина. Сам хозяин машины, ветеран ВОВ,  оказался неразговорчивым, а вот его сосед по даче сказал: «Купил он свой «Москвич» в 1976 году. С той поры тактика такая: в мае приезжает на дачу и ставит на стоянку, сам живет на даче до конца октября и никуда не ездит. Потом – обратно. А запчастей у него – полный гараж. Есть все, кроме разве что запасного кузова».

Что ж, при такой нежной эксплуатации, позволяющей делать всего 2 поездки в год общим пробегом не более 60 км, машина проживет еще много лет и счастливо попадет в дорогостоящий сегмент ретро. И запчасти есть – полный гараж!


Отправить статью друзьям: