Погода
Реклама

Реклама



Не бинтом единым

19 Июль 2010

Согласно печальной статистике, ежегодно на дорогах России гибнет от 26 до 30 тысяч человек. Отчасти это происходит из-за того, что сами водители не в состоянии своевременно оказать квалифицированную помощь пострадавшим, так как ни нужных навыков, ни хотя бы нормальных аптечек под рукой нет. Видимо, пришло время серьезно заняться этой проблемой,  и в  Минздравсоцразвитии решили начать  с введения автомобильных аптечек нового образца, а также с обсуждения вопроса об увеличении времени преподавания первой помощи в автошколах.

Выкидываем все лишнее

Первое, что претерпело серьезные изменения, – это автомобильная аптечка. Привычные всем йод, зеленка, анальгин и другие лекарства больше не являются обязательным элементом набора. Место, освобожденное таблетками и микстурами, теперь займут бинты, жгуты и лейкопластыри. Инициатива очень своевременная. То, что раньше было в аптечке, назвать перевязочными материалами мог только отчаянный оптимист. В свое время наша редакция проводила тест автомобильных аптечек. Результат оказался обескураживающим. Бинтов было так мало, что ими невозможно было перевязать даже одного пострадавшего, особенно с несколькими ранами. А если пострадавших несколько? То же самое с медицинским жгутом, который сами медики окрестили «наркоманским». Непонятно, как  и на ком проводили государственные испытания, когда  принимали в серию старые аптечки, но перетянуть, к примеру, ногу (бедренную артерию) взрослому мужчине таким жгутом невозможно просто физически – он слишком короткий. Наконец, так называемые ножницы для нарезки бинта: они настолько тупы, что резать ими не то что ткань, а даже тонкую бумагу просто невозможно. Между тем, как признают в Минздравсоцразвития, основная масса пострадавших, если они не погибли на месте, умирает именно от кровотечения, от открытых переломов и повреждения крупных кровеносных сосудов. По словам директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Ольги Кривонос, все эти моменты были учтены при комплектации новых аптечек. Бинтов стало больше, и они стали длиннее, жгут стал похож на жгут. Кроме перевязочных материалов в новых аптечках должны наконец появиться нормальные ножницы и большое количество лейкопластыря. 

Все остальное, как считают врачи, водителю просто не нужно. Изрядная доля здравого смысла в этом есть. Держать в аптечке лекарства от сердечного приступа особого смысла не имеет – едва ли хоть один водитель сталкивался с тем, что сердце у человека прихватило прямо в дороге. С другой стороны, те, у кого есть проблемы с сердцем, в подавляющем большинстве носят все необходимое с собой. Есть и более серьезные доводы. Как пояснила Ольга Кривонос, большая часть лекарственных препаратов, которыми комплектовались старые аптечки, имеет ограничения по условиям хранения. Но выдержать эти условия в автомобиле просто нереально. Температура, при которой хранятся эти лекарства, в машине меняется в диапазоне от -40 до + 55 градусов. В таких условиях лекарства очень быстро теряют свои свойства. Более того, их прием может сам по себе стать опасным.

Однако не все изменения можно считать оправданными. Некоторые препараты, исключенные из списка обязательных, в автомобильной аптечке были бы отнюдь не лишними. Послушаем самих медицинских работников. «Считаю, что отмена многих лекарств  - это просто глупость. В любом случае под руками у водителя должно быть хоть какое-то обезболивающее средство. Ведь неизвестно, сколько будет ехать «скорая», а человек может скончаться от болевого шока. Валерьянка также необходима для снятия психологического шока, нашатырный спирт непонятно, почему убрали. А если человек теряет сознание и его просто необходимо срочно привести в чувство? Здесь именно нашатырь нужен», - считает преподаватель медподготовки ряда новосибирских автошкол Эльза Панова.

Вызывает вопросы и полное исключение из аптечки обеззараживающих средств – йода и зеленки. По мнению чиновников, они не только не нужны, но и мешают медикам оказывать первую помощь пострадавшим. Якобы, неумелые водители, пытаясь помочь пострадавшим, обильно мажут раны этими препаратами, а медработникам потом приходится тратить время на отмывание раны, чтобы понять всю клиническую картину и тяжесть травмы. Видимо, на практике такое нередко и происходит. Но разумно ли вообще отказываться от обеззараживающих? В конце концов, «Скорая» может ехать на помощь достаточно долго, но рану-то надо как-то защитить от загрязнения и бактерий. Поэтому, по мнению Эльзы Пановой, хотя бы одно обеззараживающее средство в аптечке иметь нужно.

Впрочем, новые правила на этот счет не так уж суровы. Если вы привыкли возить с собой мешок лекарств на все случаи жизни – никто не запрещает. Можно, в принципе, иметь две аптечки: одну обязательную, а вторую – скомплектованную по своим индивидуальным потребностям.
Остается добавить, что мгновенной замены старых аптечек новыми не будет. Старые аптечки можно эксплуатировать и дальше, до истечения срока годности. Полную замену предполагается завершить не ранее 31 декабря 2011 года.

Готовим врачей?

Куда сдержаннее автомобильное сообщество встретило другую инициативу Минздрава – увеличить количество часов на изучение первой помощи в автошколах с 24 до 72. У этого предложения есть как сторонники, так и противники. Сторонники считают, что чем лучше подготовлен водитель, тем более профессиональную помощь он сможет оказать пострадавшему. В их числе оказался даже глава Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, который отметил, что «вопрос не в том, каков состав аптечки, а в том, может ли человек им грамотно воспользоваться». Эльза Панова так же считает, что углубленное изучение первой помощи поможет избежать лишних жертв на дорогах.  Свои аргументы есть и у противников инициативы. Максим Онышев, заместитель директора «Первой автошколы»: «Эта мера ничего не даст, ситуация все равно не изменится.  Если даже и введут подобное изменение, едва ли оно будет нормально реализовано. К тому же 24 часа для медподготовки – достаточно. Вопрос-то не в теории, а в том, что люди разные и не все могут быть по призванию медиками». Кроме того, есть еще и чисто психологический момент: «Не все способны применить медицинские знания, даже если исправно посещали занятия. Люди со стажем в обмороки падают, когда видят последствия ДТП, что уж говорить о тех, кто только сел за руль. Тут поможет только опыт и персональные особенности водителя», - продолжил свою мысль Максим.

Нет ответа и на такой вопрос: как быть с теми водителями, которые давно прошли обучение в автошколе? Организовывать разные дополнительные курсы, как предлагает Виктор Похмелкин? Это требует большого количества времени и немалых затрат.

Стоит отметить, что пока  эта инициатива за рамки разговоров так и не вышла. Во всяком случае, новосибирские автошколы о ней знают только из прессы и никаких особых мер по увеличению преподавания медицинской подготовки не проводят. Ничего определенного не могут сообщить и в ГИБДД: по словам инспектора управления отдела пропаганды ГИБДД НСО Алексея Толочного, никаких специальных мероприятий в этом направлении не проводится, никаких распоряжений пока не поступало. Так что в ближайшее время учить водителей будут по старой программе.
А пока стоит следовать одному всем известному лозунгу: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Мнение автолюбителей


Юлия, 6 лет водительского стажа:
Конечно, исключение из состава аптечки лекарств не очень хорошо, так как я пользуюсь медпрепаратами. С другой стороны, все, что мне нужно, я и так с собой беру. На мой взгляд, нужно научить людей всем этим пользоваться, хотя бы какие-то брошюры издавать. Я бы с удовольствием почитала, а с нашими пробками наизусть выучила. Проблема именно в опыте и в таком маленьком курсе медподготовки. И если с переломом и небольшой раной я справлюсь, то с серьезными повреждениями – вряд ли.

Анжела, 18 лет водительского стажа:
Мне, честно говоря, все равно.  За все время водительской практики я пользовалась только стаканчиком, пластырем, бинтами, зеленкой, ножницами, аспирином и анальгином. Естественно, медикаменты нужны, но если я куда-то еду больше чем на 1 день, я с собой в сумке вожу все необходимое. А вот первую помощь я все равно на дороге оказать не сумею. Я сталкивалась с реальной жестокой аварией, когда мы с попутчиками увидели человека в крови, ползущего через дорогу. И никто даже из машины выйти не смог, только позвонили, вызвали скорую. Я героиню из себя строить не смогу, духу не хватит. Поэтому, думаю, правильно все решили: необходимый минимум прописали, остальное хочешь - доукомплектуй, не хочешь - дело твое, потому что только  специалист окажет нужную помощь. Все остальное может только навредить.

Ирина, 12 лет водительского стажа:
Мне кажется, исключать все медпрепараты – это крайняя мера, не все предусмотрено. Я бы оставила сердечные препараты, например. К счастью, мне не приходилось сталкиваться с тяжелыми ситуациями на дороге, но понимаю точно, что кто-то сможет отреагировать, кто-то нет, но настолько суженный перечень лишает шансов спасти кого-то. Увеличение часов по медподготовке – необходимость. Должна быть какая-то адаптированная программа: как научить справляться с собой в таких ситуациях, как реагировать. Человек должен досконально и пошагово знать, что делать.


Отправить статью друзьям: