Еще 3–4 года назад в Новосибирске никто и подумать не мог, что квадроциклы займут столь прочное место среди средств для отдыха, хобби и спорта. Ряды тех, у кого уже есть автомобиль, пополняются любителями этого средства передвижения. Практически традицией стали ежегодные соревнования, а отдых на природе уже немыслим без желающих прокатиться с ветерком. Чем же так притягателен сводный брат автомобиля и мотоцикла?
По горам, по лесам
Квадроцикл фактически стал удачной попыткой объединить лучшее от различных транспортных средств и преобразовать в одно целое. Еще в начале своего создания новинка не уступала ни по скоростным, ни по маневренным характеристикам мотоциклу, а по устойчивости и удобству — автомобилю. А огромные колеса с мощными грунтозацепами растопили сердца покупателей, разглядевших в нем еще и характеристики внедорожника. Новинке пророчили будущее в фермерстве. Но мотовездеходы пошли другим путем. Их стали все чаще использовать для передвижения на пляжах и в охотничьих хозяйствах.
Сегодня же квадроциклы, в простонародье ATV (All Terrain Vehicle — транспортное средство для езды по пересеченной местности), едва ли напомнят о своем «предке», который скорее был помесью трактора и мотоцикла. Мотовездеходы превратились скорее в спортивный транспорт для экстремальных заездов. Но вместе с тем они не утратили своей универсальности. Оборудование, которое может быть установлено на мотовездеход, превращает его в трактор, снегоуборочную машину или даже газонокосилку. Кроме того, эта машина обладает прекрасной проходимостью, которая заткнет за пояс любой внедорожник. Для управления квадроциклом достаточно иметь удостоверение тракториста-машиниста, да и этих документов у водителей квадроциклов сотрудники ГИБДД пока не требуют. Так и нашли квадроциклы применение в служебных и профилактико-расслабляющих целях. Они стоят на службе у пляжной охраны; спасателей на воде и в горах; работников лесных угодий и заповедников; у рыбаков и охотников и, конечно же, в арсенале отдыхающих. Если бы не скупое сибирское лето, то число владельцев ATV в нашем городе было намного больше.
«Суть квадроцикла в том, что езда возможна везде. Все, кто пробует прокатиться, остаются под большим впечатлением: поражает ощущение свободы и близости к природе», — поясняет Елена Мельникова, заместитель директора ЦСТТ «Метрополь».
«Ты можешь проехать везде — все превращается в спортивную площадку. Это невозможно сравнить с вождением автомобиля, это и есть настоящий экстрим», — делится впечатлениями Николай Гараев, менеджер по продажам «Мотолайф НСК».
Почему же квадроцикл так нравится всем, в том числе и простым бездельникам? Дело в том, что он не требует физической подготовки и специфических навыков, необходимых для того же мотоцикла. При этом он намного экономичнее джипа с точки зрения запчастей и топлива. Наконец, и в этом его уникальность, он провоцирует на необыкновенные вездеходные лихачества. Даже новички, едва сев на квадроцикл, стремятся ездить экстремально — как можно быстрее, с прыжками, заносами и прочими признаками «высшего пилотажа». Но это плохо вяжется с отсутствием водительских навыков — умения ездить еще никто не отменял.
Выдающийся выбор
Все квадроциклы можно для облегчения восприятия поделить на две большие группы: утилитарные и спортивные. Но это весьма условно, поэтому можно назвать еще такие, как детские, туристические и спортивно-туристические. Все они отличаются друг от друга объемом и мощностью двигателя, подвеской, коробкой передач, внешним видом, возможностью устанавливать дополнительное оборудование и многими другими параметрами. Даже материалы, из которых делаются ATV, могут быть различны. Все зависит от потребностей покупателя. Например, для детских моделей важна повышенная безопасность, при выборе спортивных делают ставку на скорость, а для утилитарных наиболее важна мощность. Самое важное определить для себя, зачем вообще нужен квадроцикл. Только потом можно идти в магазин и разглядывать модели.
Утилитарные ATV, как следует из их названия, предназначены для активного использования, не важно в сельском или городском хозяйстве. Машины этого класса отличаются завидной «выносливостью» и солидными размерами. Объем двигателя может колебаться в широких пределах — от 125 до 850 см3. Все машины этого класса — полноприводные. Как правило, спереди и сзади у утилитарного квадроцикла расположены внушительные багажники, куда можно положить все что угодно. Еще одной важной отличительной способностью этих ATV является специальное оборудование, на которое можно навесить, например, небольшой отвал, газонокосилку или плуг. Утилитарный мотовездеход может использоваться для расчистки снега, перепахивания поля, стрижки газона или буксирования прицепа. Скорость передвижения утилитарного ATV, конечно, поменьше, чем спортивных моделей, но вполне достаточна, и сотню километров в час он вам при необходимости выдаст. Но основным его достоинством все же является способность перевозить тяжелые грузы и использоваться для различных работ. Так что, если вам необходим небольшой, но удобный хозяйственный агрегат — утилитарный квадроцикл станет удачной альтернативой небольшому трактору.
Спортивные квадроциклы выполняют другие задачи. От прочих своих собратьев они отличаются даже внешне, не говоря уже о технических характеристиках. Поскольку спортивные мотовездеходы предназначены для участия в соревнованиях, они комплектуются скоростными двигателями и более эффективными тормозами. Практически все спортивные квадроциклы — заднеприводные и имеют длинноходную подвеску, благодаря которой квадроцикл мягко приземляется даже при прыжках на трамплинах. При этом вес спортивных ATV, как правило, меньше, чем их «собратьев», за счет чего повышается проходимость. Что же до скорости, то даже при сильном моторе они запросто могут выдавать до 150 км/ч. Специалисты, кстати, не советуют садиться на них без специальной подготовки — шансов удержаться в седле у новичка немного.
Туристические квадроциклы, или спортивно-ути-литарные — это настоящие машины для бездорожья, способные преодолевать такие препятствия, перед которыми безнадежно пасует другая техника. При разработке этих мотовездеходов используются новейшие технологии, которые позволяют сделать эту технику действительно всепроходящей. Во всяком случае, забраться на крутой склон, преодолеть вброд реку или болото, не увязнуть в раскисшей грязи эти модели сумеют лучше любого другого ATV. Часть туристических моделей делается двухместными, так что выбираться на природу можно и не в одиночку.
Детский мотовездеход есть резон приобрести своему чаду в целях освоения дорожного пространства и навыков вождения. При этом вы можете быть уверены, что все обойдется без кровопролития. В управлении они просты и оснащены не только механической, но и автоматической коробкой передач. Скорость таких моделей не выше 60 км/ч, мощность двигателя совсем небольшая — 20–30 л. с., и привод только один — задний. Но самое главное, что это уже не велосипед, а почти автомобиль — шаг к взрослению, поэтому счастью ребенка не будет предела.
Если вы любитель водного туризма, но сомневаетесь, что квадроцикл может вписаться в такое путешествие, то напрасно. В комплекте можно приобрести плот для перемещения квадроциклов через водные препятствия, который рассчитан на все известные модели мотовездеходов, оборудован прочными ручками для переноски, а также креплениями для буксировки.
«Такой плот не требует дополнительной фиксации квадроцикла, потому что он зажимается между баллонами под действием собственного веса. На бортах плота могут размещаться и гребцы с веслами», — рассказывает Сергей Катаев, директор магазина «Сиблодки».
Японцы, китайцы…
Сегодня лидерами в производстве являются американские (Arctic Cat и Polaris Industries), японские (Honda, Kawasaki, Suzuki и Yamaha) и тайваньская (Kymco) компании. В Новосибирске наиболее широко представлены «японцы» и «китайцы», причем последние активно завоевывают рынок: цена и относительно неплохое качество вполне устраивают покупателей в посткризисное время.
«По сравнению с прошлым годом мало что изменилось: спрос упал значительно. Это связано не только с покупательной способностью, но и с тем, что на рынок активно начали выходить китайские производители. В результате японские квадроциклы в среднем в два раза дороже китайских», — поясняет Сергей Величкин, заместитель директора водно-моторного центра «Фрегат».
«В Сибири развитие этого направления только начинается, с запозданием года на два, — рассказывает Максим Белоусов, директор компании «Квадро-НСК». — Причем потенциал у нас большой — есть где развернуться: много дорог, лесов, территорий для отдыха. Я уверен, что спрос постепенно будет расти — по мере того как придет осознание всех преимуществ квадроциклов. И те, кто изначально ориентировался на китайские квадроциклы, будут пересаживаться на более дорогие и качественные: нужно попробовать и понять, что это для тебя, а потом тратить крупную сумму».
Собственно, самым верным будет сделать хотя бы шаг навстречу новому средству передвижения. Кто знает, какие новые грани вы откроете для себя.