Погода
Реклама

Реклама



Знак ГТО на стекле у него

2 Июль 2010

Техосмотр любого автомобиля неизбежен. Это знают все автолюбители. Знают также, когда истекает срок талона ГТО, но порой все равно тянут до последнего. А почему бы не «нанести превентивный удар» и не подготовить свою машину к техосмотру заранее? Но сделать это в Новосибирске не так-то просто. Почему? В этом попытался разобраться корреспондент журнала «Трансервис».

Для начала напомним, что периодический техосмотр — обязательная процедура для всех транспортных средств. Без действующего талона техосмотра в комплекте документов автомобиль не имеет права передвигаться по дорогам России.

Вопрос безопасности

Существует неоспоримая истина, что только исправный автомобиль является безопасным. Именно по этой причине техническое состояние автомобиля контролирует не только его владелец, но и соответствующий государственный орган — ГИБДД, которая обязывает каждого автовладельца проходить регулярный контроль технического состояния машины. Но даже несмотря на это, ежегодно огромное количество ДТП происходит вследствие технической неисправности автомобилей.
Насколько же часто нужно проходить техосмотр? По действующим правилам  периодичность техосмотра установлена разная. Машины, возраст которых менее семи лет, могут проходить осмотр один раз в два года. Машины старше семи лет — ежегодно. Если автомобиль предназначен для перевозки пассажиров (наличие более восьми посадочных мест, без учета места водителя), то техосмотр проводится раз в полгода.

Что тестируют?   

Большинство автолюбителей — люди законопослушные, понимающие, что техосмотр нужно проходить своевременно, не откладывая посещение пункта государственного технического осмотра (ПГТО) на последний день.

Что же необходимо проверить при подготовке машины к техосмотру?

Прежде всего — внешний вид машины. Затем специалисты должны убедиться в наличии, исправности и соответствии установленным нормам огнетушителя, знака аварийной остановки, аптечки, дверных замков, стекол и зеркал заднего вида, механизмов обогрева и обдува ветрового стекла, стеклоочистителей и стеклоомывателей, грязезащитных фартуков, ремней безопасности, противосолнечных козырьков, тягово-сцепного устройства, сидений, звукового сигнала.

На следующем этапе специалисты станции диагностики проверяют наличие вредных веществ в отработавших газах автомобиля (проверят содержание в выхлопных газах СО, СН, СО2 и О2). Затем — проверка рабочей и стояночной тормозных систем автомобиля, рулевого управления (проверяют зазоры в соединениях деталей, плавность вращения рулевого колеса и суммарный люфт, который определяется по свободному ходу рулевого колеса). Также проверят состояние рулевых тяг. После будет выполнена проверка работы двигателя и всех его систем.

Далее на станции диагностики проверят состояние колес вашего автомобиля: колесные диски и шины, глубина рисунка протектора. Далее из смотровой ямы или на эстакаде проверяется крепление карданной передачи (для заднеприводных автомобилей). После этого работник станции диагностики осмотрит состояние амортизаторов и рессор. На заключительном этапе техосмотра проверят работу всех световых приборов — передних фар и задних фонарей, указателей поворотов, стоп-сигналов.

СПРАВКА
Первые пункты технического осмотра появились в США в конце 50-х годов прошлого века. В Европу это новшество пришло в начале 1960-х. В России первые попытки создания пунктов технического осмотра приходятся на конец 1970-х — тогда на специальных стендах проверялась лишь тормозная система автомобиля, с конца 1980-х техосмотр стал проводиться по общепринятым мировым стандартам.

Загадочный люфтомер

Значительную часть всех этих проверок вы, в принципе, можете выполнить и самостоятельно, но есть и такие тесты, которые без использования специального оборудования выполнить никак нельзя. Это, в частности, проверка света фар, тестирование амортизаторов и тормозной системы, диагностика люфта в рулевой системе и проверка СО и СН. Возникает закономерный вопрос: а почему бы не поехать перед посещением ПГТО на какой-нибудь автосервис и не проверить, все ли в порядке? Ведь если при инструментальной проверке работники пункта ГТО выявят неисправности, то вас все равно отправят их устранять, а потом снова придется ехать на проверку, стоять в очереди. Вот мы и решили выяснить, можно ли в Новосибирске проверить машину до поездки на ПГТО.

Оказывалось, что не все так просто. В подавляющем большинстве новосибирских СТО могут подготовить авто к испытаниям лишь частично. Причина — в отсутствии необходимого оборудования. Вот один из типичных примеров, обсуждаемых на форуме автолюбителей в Интернете. «Поход на ГТО обернулся «заворачиванием оглобель», — сетует один из автовладельцев. — Намерили люфт руля в 16 градусов, а норма — 10. Посоветуйте, где люфт руля можно замерить на аппаратуре, аналогичной той, что в пункте ГТО?»

После долгих дискуссий выясняется, что линии входного контроля, которые стоят на большинстве местных СТО, не могут измерить люфт руля. Они измеряют только тормозные усилия, боковой увод и эффективность амортизаторов. А для диагностики люфтов используется специфический тестер, которые покупают только пункты ГТО. 

Вывод довольно прост: владельцы СТО стараются закупать только самое необходимое оборудование — по тем услугам, за которыми обращаются в автосервис наиболее часто. Вот почему даже в некоторых крупных автоцентрах не считают необходимым наличие специфического спецоборудования. А про мелкие гаражные СТО тут и говорить нечего. 

Мнение экспертов

«В автоцентре «Плутон» машину к ТО подготовить вполне реально, — заявляет Дмитрий Либман, технический директор автоцентра «Плутон». — Но как  таковой  услуги «подготовка автомобиля к техосмотру» мы не оказываем. Обычно при подготовке к техосмотру люди заезжают на наш стенд инструментального контроля. Затем следует проверка на вибростенде. Можем также проверить и содержание в выхлопных газах вредных веществ — у нас есть газоанализатор». 

По словам Либмана, комплексная диагностика ходовой части обойдется в среднем в сумму около 700 рублей. Что касается наличия «люфтомера», такого же, как и в пунктах техосмотра, то, по мнению Либмана, «они обязаны его иметь, а мы — нет. Мы же приобретаем оборудование,  которое необходимо нам при проведении диагностики и ремонтных работ, а у них — «обязательная программа» именно для ГТО, и такого рода спецоборудование должно быть проверено в центре стандартизации».

Либман не исключает, что ряд СТО получат в будущем возможность сотрудничать с ГИБДД в качестве пунктов техосмотра: «Тогда их и обяжут приобретать соответствующее оборудование: хочешь выдавать талон ТО — должен иметь требуемый перечень спецоборудования. А независимые СТО, которые никому никаких талонов не выдают, — покупают оборудование по своему усмотрению, исходя из обращений клиентов по диагностике и ремонту».

Юрий Лабзин, менеджер технического центра «Автолаб», также не видит необходимости в наличии всего перечня оборудования, имеющегося в пунктах техосмотра.     

«Мы не оказываем специальной услуги именно подготовки автомобиля к техосмотру, — говорит Юрий Лабзин. — Например, для диагностики тормозной системы нужен специальный стенд — у нас его нет. Но мы можем протестировать фары на своем стенде, сделать необходимую коррекцию света. Также мы можем проверить ходовую часть на вибростенде и приведем ее в исправное состояние, проверим тяги — то есть мы можем подготовить машину к техосмотру, но частично». 

По словам Юрия Лабзина, работы по диагностике ходовой и корректировка света фар обойдутся примерно в 1200 рублей. Кстати, здесь так же, как и в «Плутоне», нет тестера для диагностики люфтов, аналогичного тому, что имеется в ПТО.     

«Могу порекомендовать автолюбителям готовить свои машины к техосмотру на тех СТО, которые сотрудничают с пунктами техосмотра», — советует Сергей Страдымов, руководитель пресс-службы ГИБДД Новосибирска. 

В качестве примера можно привести ПТО (ООО «Интеграл») на ул. Механизаторов, расположенный в здании автоцентра «Новосибирск Лада». Здесь, кстати, устраняют все найденные неисправности, но уже ПОСЛЕ прохождения первого этапа диагностики ТО. До прохождения техосмотра могут отрегулировать разве что фары вновь купленных аукционных «японцев». Существенным минусом этой станции является отсутствие запасных частей для иномарок. Так что, если в ходе диагностики выяснится, что на вашей «Тойоте» надо заменить рулевые тяги или наконечники, то вам все же придется поездить по магазинам. Да и географическое расположение ПТО не очень удачно для горожан. Предлагаем станциям техобслуживания Новосибирска задуматься о том, чтобы обеспечить горожанам возможность полноценно готовить свои машины к техосмотру.

Отправить статью друзьям: