Похоже, что тема острой нехватки парковочных мест в Новосибирске наконец-то перешла из сферы разговоров в область конкретных действий. Иначе бы в пресс-зале «Встречи на Вертковской» не появилось столько ответственных лиц из руководства города. Они рассказали о том, как продвигается решение проблемы дефицита автостоянок в Новосибирске на примере конкретных проектов.
Напомним, что недавно департамент архитектуры и строительства мэрии Новосибирска объявил открытый аукцион по выбору генпроектировщика для разработки концепции парковочного пространства в центральной части города. Разработка проекта увязывается с планами мэрии решения проблемы нехватки парковок. Помимо проектов есть уже и конкретные результаты работы.
Стратегия мэрии
«Что же удалось сделать, — начал свое выступление Андрей Ксензов, первый заместитель мэра Новосибирска. — У нас есть 216 тыс. новых парковочных мест на территории жилых районов (без учета парковок у дорог). Практически это покрывает потребность (в парковках), если сравнивать показатель числа автомобилей на 1000 человек. Но требуется упорядочить парковочное пространство на территории города».
После чего Ксензов уточнил основные направления решения проблемы. Первое — нужно принять конкретный план действий по развитию парковочного пространства на долгосрочную перспективу — минимум до 2030 года. До этого управлению архитектуры мэрии было подготовлено техзадание на проектирование парковочного пространства г. Новосибирска.
Второе — текущая деятельность муниципалитета по вводу парковочных мощностей.
По оценке вице-мэра, в 2008 году в Новосибирске было введено 66 новых парковок, в 2009-м — 54, за пять месяцев 2010 года — 11.
Третье направление — упорядочивание парковочного пространства. Для этого мэром было принято решение о создании МАУ «Городская служба парковки», которое уже сейчас работает на семи наиболее важных парковочных площадках города. Службе поставлена задача работать не только на магистралях города, но и на внутриквартальных территориях, а также создавать систему «перехватывающих» парковок.
По данным Ксензова, в год на содержание службы муниципальной парковки уйдет 7,5 млн рублей. Экономический эффект от работы этой службы Ксензов видит уже сейчас: в семи парковочных точках, где работает эта служба, без капитальных вложений парковочных мест стало на 30–35% больше. И это только за счет соблюдения правил парковки.
«В дальнейшем мы будем вести политику развития всех функциональных возможностей общественного транспорта (метро, скоростного трамвая и др.), выстраивать свои решения как по строительству механизированных паркингов, так и по строительству открытых перехватывающих парковок, парковок во дворах», — сказал А. Ксензов.
Четвертое направление — создание гостевых (дополнительных) парковок во внутриквартальных территориях. Таким образом планируется благоустроить 400 домов на территории города. Предусмотрено создание во внутридворовых территориях каждого дома от пяти до 35 дополнительных парковочных мест.
«Но это плановое количество, — пояснил Андрей Ксензов. — Мы поставили себе задачу пойти дальше — создавать собственные и гостевые парковки совместно с управляющими компаниями и жителями домов. В этом направлении сейчас прорабатывается около 40 пилотных проектов».
Также в планах мэрии — выделение специальных субсидий на проектирование комплексной транспортной схемы города.
«Мы не приспосабливаем автомобили к той среде, которая есть, — сказал А. Ксензов. — Мы хотим, чтобы жизнь в городе была более комфортна, нежели сейчас».
Работа на будущее
«Новосибгражданпроект» разрабатывает пилотный проект организации парковочного пространства в центральной части города, — сообщил Владимир Фефелов, заместитель начальника департамента строительства и архитектуры мэрии, главный архитектор Новосибирска. — Напомню, что сейчас в городе законодательно разработаны нормы, которым должны отвечать все проекты строительства зданий, это касается и размещения машино-мест при каждом новом объекте. Этим нормам сегодня соответствуют все строящиеся здания. Правда, есть маленький, но существенный нюанс — при размещении подземной парковки возникает проблема въезда/выезда».
В качестве типичного примера не очень удачного решения въезда в подземный паркинг можно привести торгово-офисный комплекс «Москва», который выходит на перегруженную транспортом улицу Каменскую. В итоге выезжающие с парковки машины упираются в пробку.
По информации Владимира Фефелова, сейчас мэрия реализует ряд проектов, которые позволят увеличить количество парковок в городе.
Во-первых, это строительство механизированного паркинга возле Дома быта общей площадью 98 кв. метров и рассчитанного на 56 машино-мест. Ставить автомобиль в парковочный отсек будут операторы при помощи автоматизированной системы управления. В настоящий момент проект оформлен, закуплено необходимое оборудование, начинается строительство. Предполагаемая дата ввода в эксплуатацию — октябрь текущего года. В связи с этим изменят схемы организации дорожного движения по улицам Романова, Потанинской, Мичурина. Все это позволит организовать в этой части города более ста парковочных мест.
В ближайших планах — реконструкция пространства между Окружным домом офицеров и Дворцом бракосочетания. Изменение облика Дворца бракосочетаний будет более существенным. Сейчас здание располагается на участке, находящемся в собственности Новосибирской области, прилегающий же земельный участок (с входом на станцию метро «Красный проспект») — городу Новосибирску. В 2009 году было достигнуто соглашение, что на обоих участках будет возводиться единый архитектурный комплекс. К реконструкции Дворца бракосочетаний планируется привлечь представителей бизнеса на условиях инвестиционного договора.
«Состоялся открытый конкурс на реконструкцию этого участка, — сказал В. Фефелов. — Два проекта вышли на финишную прямую».
В-третьих, планируется решить проблему нехватки мест возле мэрии г. Новосибирска.
Об этом напомнил Андрей Ксензов: «Рядом есть свободная площадь, за счет которой можно увеличить парковочное пространство. Например, возле магазина «Патэрсон» (где ранее был магазин «Зебра») и ближе к Центральному банку есть место, где можно разместить около 500 машин. Но подземный паркинг — сложный инвестиционный проект. При разработке концепции проекта будут учтены все планировочные решения в этой части города».
Люди и городское пространство
После чиновников слово взяли «специалисты на местах», то есть те, кто напрямую сталкивается с задачами, требующими неотложного решения.
Свой взгляд на решение проблемы нехватки парковочных мест высказал Аркадий Белов, руководитель МАУ «Новосибирская городская служба парковки»: «Самая главная проблема — отношение наших людей к городскому пространству. Мы учим людей использовать его экономно. Однако далеко не везде это можно сделать. Ведь есть дворовые территории, где расширять парковочные карманы попросту некуда. Думаю, это одна из основных проблем, с которой столкнется администрация города».
Помимо этой проблемы, существует еще одна — отсутствие четкого разграничения жилого и парковочного пространства. Особенно актуальна эта проблема в центре города. Власти Центрального района предлагают отделить жилищное пространство в центральной части города.
«Иначе бороться с незаконными парковками невозможно», — сказал Владимир Захаров, глава администрации Центрального района, мотивируя необходимость ограждения при строительстве парковки у Дома быта.
В качестве положительного примера он привел недавно реконструированный двор дома по адресу: Красный проспект, 58, где в результате появилось 10 новых парковочных мест.
Вывод очевиден — решение проблемы дефицита парковочных мест постепенно сдвигается с мертвой точки. Вместе с тем можно согласиться и с теми, кто считает, что проблема нарушений правил парковки во многом связана и с ментальностью наших граждан, в основе которой пресловутые «халява» и «авось».