С весны этого года аналитики авторынка в своих отчетах отметили рост цен на подержанные автомобили в России. Чем это вызвано? Заметно ли повышение цен в Новосибирске и что делать тем, кто собирается продавать свою подержанную машину? В ситуации попытался разобраться наш корреспондент.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Сергей Целиков, директор агентства «Автостат»
Михаил Зотов, гендиректор компании «ПодборАвто» (Москва).
Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting.
Алена Гулина, директор компании «Сибирь-Япония»
Автомобильный рынок от Сибири до Дальнего Востока имеет свою специфику. Но с учетом того, что на показатели статистики существенно влияет население, проживающее в европейской части России, тамошние тенденции обойти вниманием ну никак нельзя. Поэтому сначала выясним, что же происходит с рынком, где проживает большая часть населения страны.
От годовалых до бывалых
Сейчас видна общая динамика восстановления авторынка России.
«Налицо тенденция к оживлению рынка, а в апреле уже наблюдалась положительная динамика по отношению к уровню прошлого года», — говорит Сергей Целиков, директор агентства «Автостат».
По мнению аналитиков, оживлению рынка способствовало несколько причин. Заметный рост дала госпрограмма утилизации авто, которая стартовала в этом году. Также заработала и другая правительственная программа — стимулирования потребительского рынка через субсидированные ставки по кредитам. Но в среднем новые автомобили подорожали на 15–30% — из-за роста курса доллара и евро, отмечают эксперты «Автостата».
Одновременно с этим участники рынка констатируют заметный рост цен на вторичном рынке. Стоимость подержанных автомобилей в I квартале 2010 года выросла в среднем на 10–12% по сравнению с ценами IV квартала 2009 года. В частности, средняя цена трехлетнего BMW 3 серии выросла с 760 тыс. до 830 тыс. рублей, двухлетнего Ford Focus 2 — с 440 тыс. до 500 тыс. рублей, трехлетнего Suzuki Grand Vitara — с 680 тыс. до 750 тыс. рублей, пятилетнего Hyundai Getz — с 230 тыс. до 280 тыс. рублей.
«Когда наступил кризис, рынок новых машин «умер» на время, в том числе из-за повышения пошлин на новые машины на 30%, а рынок подержанных авто продолжал развиваться, потому что цены на «вторичку» остались прежними», — считает Михаил Зотов, гендиректор компании «Подбор
Авто» (Москва).
«Тенденция к удорожанию подержанных машин есть, — соглашается Сергей Целиков. — Машины по низким ценам, которых было много во время кризиса (люди выставляли машины, а они не продавались), сейчас с рынка «смываются». Соответственно, растет средняя цена».
Также эксперты отмечают, что на рынке уже ощущается острая нехватка «годовалых» машин.
«Было очень мало продано новых машин в 2008–2009 годах, и 2–3-летние авто продаются по ценам 1–2-летних, потому что их просто нет на рынке», — считает Михаил Зотов.
В то же время разница в цене между новой и «старой» машиной зависит от ликвидности модели и марки. Самые популярные машины экономкласса — Mazda 3, Mitsubishi Lancer 9, Ford Focus 2. Это ликвидные авто, и именно их ликвидность прежде всего влияет на стоимость. Так, если новый автомобиль стоит 500 тыс. рублей, то подержанный «годовалый» может стоить 470 тысяч.
В среднем «годовалые» автомобили в зависимости от класса и состояния оцениваются в 70–90% стоимости новой машины, «двухлетние» – в 60–80%, «трехлетние» – в 50–70%.
У дилеров есть свое мнение по поводу роста цен на подержанные авто. В частности, газета «Ведомости» цитирует высказывание Ефима Заруцкого, руководителя отдела одного из столичных дилерских центров:
«Подержанные машины не дорожали уже полтора года. Нынешний рост цен связан с тем, что дешевые машины закончились. В прошлом году продавцы подержанных автомобилей демпинговали, тогда как на новые цены повышались».
Однако надо учесть, что высказывание этого эксперта основано на наблюдениях за авторынком европейской части России.
10 процентов погоды не сделают
А что же у нас, в Сибири? Растут ли цены на подержанные авто? Местные эксперты, начиная с опытных перекупщиков с автобарахолки и заканчивая профессиональными аналитиками, сходятся во мнении, что рост есть. Сергей, продавец с рынка на ул. Петухова, в беседе с корреспондентом «АВТО54» привел следующий пример:
«Если весной прошлого года хозяйственный универсал Mitsubishi Lancer (с вариатором, кондиционером, но без электроподъемников стекол и с жесткими задними сиденьями) 2003 г. в. был выставлен на продажу по цене 180 тыс. рублей, затем долго не мог найти покупателя и в итоге был продан за 170 тысяч, то сейчас такой автомобиль можно продать уже за 190-200 тыс. рублей, причем гораздо быстрее — покупателей сейчас на рынке больше, чем в прошлом году».
Однако, по мнению Сергея, порой продавцы искусственно завышают цену на 20–30% от реальной, чтобы поторговаться. Это и создает иллюзию роста цен на подержанные авто.
«В процессе торга цена скидывается, и если говорить о реальном росте цен, то на сегодня на нашем рынке он составляет примерно 10%», — считает Сергей.
Рост цен на авто с пробегом в Сибири продавцы с местной барахолки объясняют тем, что после повышения пошлин на ввоз иномарок многие люди отложили покупку аукционного, тем более — нового, авто. В результате этого повысился покупательский интерес к дешевым машинам с пробегом более 150 тыс. км, конца 1990-х – начала 2000-х г. в. Соответственно, растущий спрос позволил продавцам повысить цены. Но рост цен все же не особо велик — в среднем на 10%.
«Цены растут еще и в силу девальвации рубля, — сказал в беседе с корреспондентом «АВТО54» Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting. — На рост цен также повлиял и фактор «отложенного спроса», так как в период кризиса многие отложили покупку авто. Еще одна причина повышения цен — возросшие пошлины на ввозимые иномарки, что привело к понижению спроса на «аукционки» и повышению спроса на подержанные авто с пробегом».
Банки вспомнили об автолюбителях
Также, по мнению Сергея Дьячкова, на повышение спроса может оказать влияние постепенно оживающая услуга банков по автокредитам. Постепенно «встает на ноги» и рынок аукционных автомобилей.
«Сейчас мы ощутили явное оживление рынка. «Проснулись» старые клиенты, появились новые, — сообщила корреспонденту «АВТО54» Алена Гулина, директор компании «Сибирь-Япония». — Однако я бы напрямую не связывала этот процесс с развитием кредитования. Возможно, на оживление рынка в какой-то степени повлияла информация в СМИ о том, что ввозимым праворульным растаможенным автомобилям на территории России уже ничего не грозит, их никто не запрещает».
Графики средней стоимости
Определенную информацию можно получить, анализируя графики изменения средней стоимости в поисковой системе «Яндекс» в разделе «Авто». Например, средняя стоимость автомобиля с пробегом Toyota Corolla в кузове хэтчбек 2002 г. в. с АКПП и левым рулем в декабре составляла 335 тыс. рублей (см. график), а в 2009 году — уже 386 тыс. рублей! Еще пример: средняя цена Nissan March 2000 г. в. с правым рулем и АКПП в декабре составляла 116 тыс. рублей, а в мае — уже подскочила до 148 тыс. рублей (см. график).
Любопытно, что ряд довольно популярных моделей праворульных автомобилей (например, Nissan X-Trail), наоборот, показывает на графиках падение средней стоимости. Однако это, как правило, довольно дорогие для большинства россиян машины с небольшим пробегом и «свежих» годов выпуска — от 2005 года и далее. Между тем средняя цена недорогих малолитражек с правым рулем до 2002 г. в. и внушительным пробегом, судя по графикам, растет.
Вывод: те, у кого есть деньги, в нынешней ситуации не рискуют покупать праворульный автомобиль стоимостью от 400 тыс. рублей, а предпочитают подкопить (взять кредит) и купить леворульный автомобиль (новый или подержанный). Люди с невысокой покупательной способностью стараются найти пусть и праворульный, но вполне достойный по комплектации подержанный автомобиль стоимостью от 100 тыс. до 350 тыс. рублей.
Итак, едва кризис начал отступать, люди стали покупать то, на что смогли накопить денег. Но как долго эти машины будут расти в цене? Аналитики «Автостата» считают, что в ближайшее время вторичный рынок «подорожает» еще в среднем на 5–7%, не более. А в течение лета–осени рынок «вторички» и вовсе стабилизируется. Таким образом, тем, кто сейчас желает продать свой подержанный автомобиль, выжидать не стоит: сибиряки все еще с надеждой смотрят на аукционные автомобили, да и дилеры новых авто тоже не дремлют. Хотите продать? Продавайте!