С каждым годом все больше россиян предпочитают летний отдых проводить очень активно. Видимо, Турция и Египет уже поднадоели, и хочется, так сказать, экзотики в ее новомодном ключе под названием «нон-комфорт». А именно, запрыгнуть в свой автомобиль и пуститься по трассе навстречу приключениям. Оказывается, и природа у нас не хуже заграничной, и тоска по жизни в палатках, гречке в котелках, песням под гитару одолевает многих, независимо от количества заработанных денег. К тому же организаторы такого отдыха каждый год открывают все новые направления, одним из которых и стал джиппинг.
Тяжелая артиллерия
В обиход любителей экстремальной езды и активного времяпрепровождения такие англоязычные слова как джиппинг и офф-роад вошли относительно недавно. Россияне совершенно незаметно начали называть все «внедорожники» «джипами», а производное от него – джиппинг – стало обобщенным понятием и вместило в себя целое словосочетание – езда по бездорожью или по пересеченной местности. Секрет заметно возросшей популярности джиппинга заключается в простом условии: участвовать может любой желающий. Джип-туры бывают любого уровня сложности – от прогулочной поездки длиной в несколько часов до сложных многодневных маршрутов. Все что необходимо от решившего попробовать свои силы в джиппинге – это желание испытать совершенно новые, яркие эмоции.
Легковой автомобиль, конечно, не конкурент «внедорожникам». Если легковушка застряла в грязи, то у нее будет крутиться только одно колесо (бывают исключения в виде блокировок на моноприводе). Но даже если ваш легковой автомобиль полноприводной и имеет все задатки джипа, то очень низкий дорожный просвет не позволит лезть в офф-роад.
Джип, благодаря своему «росту» и полному приводу, имеет возможность преодолеть такие препятствия как грунтовая размытая дорога с сильно выступающими камнями, небольшие речки, ручьи и т.д. Но и джип не может стать экспедиционным без специальной подготовки: это и дополнительный свет, внешние багажники, лебедка, АКБ повышенной емкости, различные преобразователи (электричества, тепла), переделка салона, радиосвязь, GPS-навигатор и еще масса всего, что позволит забраться дальше и сделать путешествие максимально безопасным. Внедорожники - понятие растяжимое: это могут быть грузовики ГАЗ-66, УАЗы, а также зарубежные джипы или микроавтобусы повышенной проходимости, экспедиции на которых намного комфортнее. Однако надо понимать, что даже самый экипированный внедорожник не поможет водителю, если у него нет опыта прохождения так называемых категорийных участков, поэтому в первые поездки следует отправляться в составе офф-роад экспедиций с профессионалами.
В Новосибирске существует несколько специальных клубов, которые постоянно проходят маршруты различной сложности. В этом году, например, экстремалы высшего разряда прошли зимний маршрут «Метель 2010 - Тайны крепости Пор-Бажын - Тыва» ( Новосибирск - Абакан-Кызыл - Сарыг-Сеп - Кунгуртуг), причем за 10 дней, когда температура за бортом опускалась до – 50 С!
Природа – мать наша
Настраиваться надо изначально на несложные путешествия, которые и удовольствие точно принесут, и сохранности жизни не угрожают. После того как вы определитесь, куда именно вы хотите, стоит потратить время и досконально разработать маршрут. Вы должны знать, где можно остановиться, передохнуть, переночевать, что-то докупить. С собой у вас также должно быть немало скарба (см. список). Моральная подготовка, особенно для новичков, проходит в режиме «реального времени», тут все познается через собственный опыт. Большинство начинает с того, что ближе, а именно с горного Алтая: девственная природа, красивые таинственные места привлекают далеко не только российских туристов. Среди иностранцев поклонников тоже хватает. Многие знают из истории, что Алтай – это родина всех тюркских народов и место обитания великих скифов, но самое главное – в этих местах человек жил 300000 лет назад. Поэтому путешествуя по этому богатому легендами и мифами краю, можно погрузиться в прошлое, сравнить с нашим временем, ощутить себя частью Истории.
Отправляясь в такой тур, придется сразу забыть свою любовь к благам цивилизации: удобный туалет, стиральная машина, мягкая кровать и быстрый Интернет вам не помогут просто потому, что они здесь не нужны. Кроме того, легковой автомобиль поездкам по этому краю, – не помеха. На Алтае асфальт соединяет северную часть с южной – трасса М-52, знаменитый Чуйский тракт - путь из России в Монголию, и проложен он практически до всех населенных пунктов. Понятно, что через некоторое время ваша душа искателя приключений захочет большего, например, съехать в степь, или добраться до ледников, или посетить высокогорные озера. Вот тут-то и начнется настоящий джиппинг. Заранее стоит позаботиться о спутниковой связи и прихватить с собой еще пару-тройку друзей на автомобилях. Горы для нас, людей городских и непривычных к превратностям природы, – абсолютно непредсказуемы, от погодных условий до моментальной смены состояния неасфальтированных дорог. Поэтому, если у вас при себе будет барометр или вы можете похвастаться хорошей чувствительностью к изменениям погоды, это может вам крепко помочь. «В прошлом году мы на своих микроавтобусах добрались до верхнего лагеря Актру, маршрут IV категории сложности при данном состоянии дороги. Должны были пробыть в долине Актру три дня.На второй день руководитель экспедиции заметил изменения давления, мы быстро собрали лагерь и успели выехать до начала дождей. Дожди размыли дорогу до высшей категории сложности, и мы могли бы остаться на неделю в этом славном месте», - рассказывает Ксения Свобода, компания «Altai Discovery Team».
Маршрутный лист
Для самостоятельного исследования пространства Горного Алтая на джипах можно выбрать путешествия по высокогорным степям – Чуйской и Курайской, которые богаты массой археологических достопримечательностей. Ваша дорога может лежать по высокогорью Южно-Чуйского хребта до села Джазатор (140 км от села Кош-Агач), по пути среди вершин гор находится живописное Тархантинское озеро, маральник, а по краям дороги, на камнях, вы увидите петроглифы – наскальные рисунки. На Тархантинском озере можно за небольшую плату порыбачить на хариуса, в маральнике есть возможность остановиться на ночь и принять пантовые ванны (не рекомендуется без консультации с вашим терапевтом), а также приобрести вяленое мясо. Не забудьте, что Кош-Агачский район Республики является приграничным и требует разрешения на въезд. Пропуски оформляются в селе Кош-Агач в тот же день, кроме выходных. Есть другой, относительно доступный маршрут, не требующий пропусков, который пролегает на юг Телецкого озера через долину реки Чулышман. В Акташе по главной улице выезд на районный центр Улаган. Дорога проходит через Красные Ворота, мимо цепочки высокогорных озер, через Улаганский перевал. От Улагана, через с. Балыктуюль, направо уходим в Пазырыкскую долину – асфальт заканчивается, а дальше по горному лесу до самого сложного участка дороги – перевала Кату-Ярык. Перевал представляет собой вертикальный зигзаг почти по отвесной горе, поэтому пассажирам рекомендуется выйти из машины и пройтись пешком в целях безопасности. Долина реки Чулышман знаменита своими водопадами, особенно самым большим каскадным водопадом Сибири - Унчаром, располагающемся на притоке Чулышмана – р. Чульче, а также Каменными грибами – по правому берегу, в урочище Ак-Курум («Белая осыпь»). Для того чтобы осмотреть все эти природные достопримечательности, машины не помогут, поэтому стоит все оставить и переправиться на другой берег бурной и глубокой горной реки. Для этого неплохо иметь с собой надувную лодку или 500 руб. на человека для переправы с помощью местных жителей. А далее пешком – такой треккинг до водопада займет около четырех часов, хайкинг до Каменных грибов – порядка двух часов. Такими словами называется не что иное как однодневные походы по пересеченной местности. В общем, с хайкингом и треккингом джиппинг становится еще более захватывающим.
А главное, запомните, что сохранение природы – это и ваша обязанность. Не стоит бросать мусор на землю и рисовать на скалах и деревьях. Если вы находитесь в священном месте, сохраняйте тишину, а приветливость и вежливость с местными жителями еще никому не вредила.