Из года в год число автомобилей, отправленных сотрудниками ГИБДД на спецстоянку, растет. Но поскольку это наказание пока не относится к числу самых распространенных, многие водители знают о нем лишь понаслышке. Сегодня мы расскажем, как организована сеть штрафстоянок в Новосибирске, за что туда попадают автомобили и что нужно сделать, чтобы побыстрее выручить свою машину «из плена».
Специальные, муниципальные
Вот уже несколько лет, как в крупных городах России появились специализированные стоянки, куда свозят технику крупных и мелких нарушителей порядка на дорогах. Появление таких стоянок можно считать естественным процессом: ведь ежедневно только в нашем городе совершаются десятки правонарушений, за которые автомобиль, согласно закону, должен быть временно изъят у владельца. А куда их девать? На обычную стоянку не поставишь, да и нет места на обычных стоянках. Вот и организуются по решению местных властей специализированные стоянки.
«Сегодня в нашем городе функционируют пять спецстоянок: три принадлежат ООО «ГАПП-9», еще две – другим организациям. Одна расположена на Доватора, 11, вторая – на Станционной, 98а, третья – на Нижегородской, 272, на территории ПАТП-5», - рассказывает директор ООО «ГАПП-9» Специализированные стоянки Вячеслав Терентьев. Работы хватает. Ежедневно на три площадки «ГАПП-9» доставляется 40-50 автомобилей, а всего, по словам Вячеслава Терентьева, число «штрафных» автомобилей достигает 600 единиц, большей частью легковых. Эту информацию подтверждает и начальник спасательного подразделения компании «СПАС 001» Александр Земляк, который так же оценил количество эвакуируемых на штрафстоянки автомобилей в 40-50 единиц ежедневно.
Естественно, штрафстоянка – это платное удовольствие. «Прейскурант у нас такой. Первые сутки автомобиль находится на стоянке бесплатно. Тот, кто успеет «вытащить» его за 24 часа, ничего не платит. Начиная с 25 часа нахождения авто на спецстоянке, за него взимается плата в размере 39,50 руб. за час. Следовательно, за сутки набегает 948 рублей за легковой автомобиль», - рассказывает Вячеслав Терентьев. Грузовой транспорт, по его словам, обходится вдвое дороже: за час на спецстоянке придется отдать 79 рублей. И совсем уж незавидна судьба владельцев тяжелой спецтехники (а она тоже может оказаться на штрафстоянке) – 118,5 рублей в час, что за сутки дает весьма приличную сумму. Эти цены определяются распоряжением губернатора и являются общими по городу.
За что?
Согласно КоАП, у ГИБДД есть несколько вполне законных причин поместить ваш автомобиль на спецстоянку и обеспечить вам день-другой головной боли. Так как далеко не все читали Кодекс, вкратце расскажем, за что же конкретно вас могут наказать штрафстоянкой.
Во-первых, машину могут отправить на спецстоянку за отсутствие водительских прав, или документов на транспортное средство, или доверенности на управление им. Если таковые документы у вас в принципе есть, но именно сегодня вы не взяли их со стола, есть шанс избежать крупных неприятностей. Можно попросить инспектора подождать и попросить кого-либо из родных и друзей подвезти бумаги. Но способ этот ненадежен – то ли договоришься, то ли нет, поэтому, на всякий случай, готовьтесь к худшему.
Во-вторых, штрафстоянка светит вам за управление ТС с заведомо неисправной тормозной или рулевой системой. Как говорится, без комментариев.
Управление автомобилем в нетрезвом состоянии так же легко может закончиться на штрафстоянке.
Самая «любимая» новосибирскими водителями статья КоАП 12.19, ч. 4 – нарушение правил парковки на проезжей части, создавшее препятствие для движения других машин. Для тех, кто только недавно за рулем, поясняем, что парковка на проезжей части, а равно и иных местах под знаком «Парковка запрещена», влечет за собой отправление машины на спецстоянку. Точно так же накажут вас и без всякого знака, если паркуясь вдоль проезжей части вы поставите автомобиль не параллельно дороге, а немного под углом к ней (там, где это не предусмотрено разметкой).
Отказ пройти медицинское освидетельствование на наркотическое или алкогольное опьянение так же является поводом поместить автомобиль на штрафстоянку.
Следующий пункт интересен водителям грузовых машин. Они могут пополнить ряды безлошадных страдальцев, особенно если будут возить опасные и негабаритные грузы без нужного разрешения. Превышать указанные в документах габариты тоже нежелательно. Проблемы могут возникнуть и в том случае, если водитель-перевозчик опасного груза не имеет соответствующей квалификации, или сам автомобиль для перевозки такого груза не подходит. Учитывая, что час на спецстоянке для обычного грузовика стоит 79 рублей, правила перевозок лучше соблюдать.
«Нам приходится иметь дело с нарушителями всех этих правил, но чаще всего люди страдают за несоблюдение пункта четвертого – неправильная парковка. С одной стороны, это понятно – парковочных мест в городе не хватает. С другой стороны, водители могли бы парковаться и аккуратнее – не вставать под запрещающим знаком и не перегораживать дорогу другим», - резюмировал старший инспектор по особым поручениям ГИБДД НСО Александр Огибин.
В общем, чтить надо не только Уголовный кодекс, но и Административный. Тогда и с машиной ничего не случится.
Можно ли избежать эвакуации? В принципе, можно. Дело в том, что задержание автомобиля на штрафстоянке предусмотрено по закону только до того момента, пока вы не устраните причину задержания. Так что если вы застали свой автомобиль в момент эвакуации за неправильную парковку – можете смело требовать его назад, ведь причину вы готовы устранить тут же и самостоятельно. Точно так же можно избежать штрафстоянки, если вас подозревают в вождении в нетрезвом виде. Пока оформляют все документы, чтобы отправить вас на медосвидетельствование, можно попытаться вызвать кого-то из родственников. Правда, этот водитель должен быть вписан в страховку и прийти раньше, чем вас успеют отвезти в медпункт.
Наконец, если вы уверены, что вас наказали несправедливо, вы всегда можете обжаловать действия сотрудников ГИБДД в установленном порядке.
Как забрать автомобиль
При соблюдении нескольких правил вы имеете вполне реальный шанс вытащить свой автомобиль с минимальными потерями. Самым идеальным вариантом было бы застать процесс эвакуации до того, как он завершится, и не допустить беды вовсе. Но чаще водитель обнаруживает пропажу автомобиля спустя некоторое время. Здесь главное не паниковать. Вариантов два: или угнали, или эвакуировали.
Поэтому, по словам Александра Огибина, первое, что нужно сделать – это набрать номер дежурной части и рассказать о том, что случилось. Если пропажа автомобиля не была угоном, то через некоторое время информация об эвакуированной машине будет помещена в базу данных ГИБДД, и вам сообщат о том, на какой стоянке вам нужно искать своего железного друга. Заодно выясните и то, каким конкретно подразделением была осуществлена эвакуация – разрешение на выдачу придется получать именно в нем. Сразу же позвоните туда и выясните, когда и где вы сможете забрать автомобиль.
Вторым шагом станет визит в это самое подразделение за разрешением на выдачу. При себе нужно иметь, во-первых, личные документы, во-вторых – документы на машину. Придется также составить акт об устранении причины, по которой был эвакуирован автомобиль. Как только выяснится, что вы именно тот, за кого себя выдаете, что автомобиль действительно ваш и что машина не числится в угоне или розыске, вам выдадут письменное разрешение на выдачу задержанного транспортного средства. Кстати, скорее всего, придется оплатить и все накопившиеся штрафы.
Третий шаг – едем на спецстоянку и предъявляем набор документов, а именно:
а) письменное разрешение подразделения ГИБДД на выдачу транспортного средства (остается на стоянке);
б) документ, удостоверяющий личность;
в) документы на автомобиль.
Если после эвакуации автомобиля прошло больше суток, то дополнительно придется оплатить его стоянку. На все – про все, по словам Александра Огибина, уйдет от 40 минут до нескольких часов, если действовать оперативно.
Отдельно скажем несколько слов о нестандартных ситуациях. Рассказывает Вячеслав Терентьев: «Одна из самых распространенных ситуаций, которые вызывают вопросы у водителей, – что делать, если документы (паспорт или документы на машину) остались в салоне эвакуированного автомобиля? На самом деле ничего страшного в этом нет. Нужно выяснить, на какую конкретно стоянку увезли машину, а потом просто прийти и объяснить работникам ситуацию, назвать марку и номер автомобиля. Если таковой на стоянке есть – вам позволят взять документы из салона, после чего можете спокойно идти в ГИБДД».
По словам Вячеслава Терентьева, порядка 40% водителей успевают завершить все формальности и получают автомобиль назад в течение первых 24 часов после задержания. Еще столько же – за вторые сутки. Оставшиеся 20% или платят достаточно приличную сумму, или вообще бросают свои машины на произвол судьбы, особенно если стоимость автомобиля меньше суммы долга. С такими автомобилями, по признанию Вячеслава Терентьева возникает масса проблем. Что-то сделать с ними администрация штрафстоянки может только после того, как владелец официально откажется от своей собственности. Но добиться такого отказа часто можно только через суд. Если водитель все-таки подпишет документ, машину скорее всего сдадут в утиль. Если же нет, то гнить ей на спецстоянке до полного разрушения.