Пикап – «рабочая лошадка» хозяйственных людей. И если лет пять-семь назад машина в кузове «пикап» была в Новосибирске явлением редкостным, сейчас их становится все больше. Но, как выяснил корреспондент «Авто54», мало купить пикап. Его надо ещё дооснастить. Ведь 1\3 автомобиля – это кузов, который каждый из владельцев пикапов старается чем-нибудь прикрыть: кунгом, крышкой для кузова или тентом.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Пикап (от англ. pick-up - поднимать, подвозить) – это лёгкий коммерческий автомобиль с открытой грузовой платформой, как правило – заднеприводный, с подключаемым передним приводом. Есть и полноприводные пикапы.
Кому нужны пикапы?
Начнем с главного – зачем люди покупают пикапы? Корреспондент «Авто54» спросил об этом одного автолюбителя - приверженца пикапа.
«Раньше у меня был микроавтобус, в нем груз и водитель находятся в одном месте, а в пикапе все раздельно - водитель сидит, а за спиной везет груз, который изолирован от салона, - рассказывает Андрей Аверьянов, владелец пикапа Nissan Datsun, предприниматель. – Машина в кузове «пикап» мне необходима, потому что это связано со спецификой моего бизнеса: мне необходимо перевозить грузы весом около полутонны, и я доволен тем, что купил пикап».
И с этим мнением нельзя не согласиться. Пикап – настоящая находка для людей хозяйственных, для представителей малого и среднего бизнеса, удачная модификация, сочетающая качества легкового автомобиля, внедорожника и немного – грузовика. Первыми пикапы внедрили любители экономии – американцы. Во второй половине 1910-х крупнейшие американские автомобилестроительные фирмы Ford, Dodge и Chevrolet развернули их массовую конвейерную сборку. Поначалу они пришлись по душе тем, кто перевозит разнообразные продукты и стройматериалы, а потом они полюбились и любителям поездок на охоту, рыбалку или другого активного отдыха. Сегодня пикапы нередко используют также и для перевозки квадроциклов и скутеров.
В настоящее время из наиболее популярных среди новосибирцев моделей пикапов можно назвать: Mitsubishi L200, Nissan Navara, Nissan Datsun, Mazda BT-50, Ford Ranger, Toyota Hilux Pick Up (он же Surf), Toyota Tundra, SsangYong Actyon Sports и т.д.. Также в Новосибирске можно встретить китайский пикап Admiral 4x4.
Цены на новые пикапы нельзя назвать совсем уж доступными, но они все равно ниже по сравнению с собратьями внедорожниками, выполненными на аналогичной базе. Например, пикап Nissan Navara создан на общей платформе с моделью внедорожника Nissan Pathfinder класса SUV. По данным сайта новосибирского «Дилерского центра Nissan» - компании «СЛК-Моторс», цены на пикап Navara стартуют с 1 279 450 руб., между тем как его «родственник» Pathfinder стоит от 1 490 500 рублей. Подержанные пикапы стоят значительно дешевле. Например, пикап Ford Ranger 2005 года выпуска с пробегом по СНГ в 150 тыс.км можно купить за 530 тыс. рублей.
Особенностям эксплуатации пикапов посвящен целый раздел на форуме известного клуба Off Road Master Club, объединяющего любителей внедорожников. Часть атовладельцев высказываются на тему – насколько удобно ездить в пикапе и управлять им.
По мнению Антона, член клуба Off Road Master Club, «пикапы – длиннобазные, поэтому занос вполне предсказуем. На заднем сиденье перевозить пассажиров жалко – спина стоит почти вертикально, неудобно. Да и потряхивает в не груженных пикапах изрядно. Более комфортно в пикапах Nissan Navara, в новом Mitsubishi L200 - тоже неплохо».
«А в моем Nissan Datsun сиденья сзади вполне нормальные, удобные, - поясняет Аверьянов, – двоим сидеть хорошо, троим, правда, тесновато».
Львиная доля дискуссий посвящена проблеме защиты кузова.
«Брезентовый тент для кузова пикапа может защитить кузов от снега и грязи, - рассуждает Антон. - Если же вам надо уберечь груз в кузове от хищения, надо ставить металлический кунг. Инструмент в пикапах хранят чаще всего за спинкой заднего дивана. В некоторых моделях есть специальные ящики под сиденьями».
Универсальные кунги
Есть и такие владельцы пикапов, которые вообще не намерены хоть как-то предохранять кузов. Внешний вид таких пикапов сильно смахивает на убитые американские авто из сериала «Тачку на прокачу»: в кузове грязно, в нем болтается что попало, а хозяину и дела до этого нет!
«Недавно залил пол в кузове защитным покрытием, «антигравием», но получилось не очень надежно, оно быстро протирается, - делится опытом Александр, владелец Mitsubishi L200. – В кузов я по прежнему все бросаю без разбора – лопату, сноуборд. Они там шарахаются и портят картину. Знаю, что существуют специальные более стойкие полимерные покрытия, например резиновый вкладыш, но он протирает места контакта с кузовом».
Что тут сказать? Если кто-то предпочитает ездить на пикапе с открытым кузовом, то такая позиция тоже имеет право на существование. Ведь пикап это всё же грузовик! Но в открытом кузове можно хранить вещи, на которые явно никто не позарится (что в России довольно трудно представить!).
Вернемся к Nissan Datsun новосибирского предпринимателя Андрея. Этот пикап был изначально укомплектован крышкой для кузова (оставшейся от прежнего владельца), поэтому проблем с защитой кузова не было.
«Но когда куплю пикап посвежее – буду приобретать к нему кунг, - говорит Аверьянов, - либо сразу в комплекте, либо кунг, который будет строго подобран к пикапу - только тогда есть смысл его покупать. И кстати, кунг мне нужен вовсе не из эстетических соображений. Меня привлекают его универсальные качества: он закрывает кузов и увеличивает его объем».
Напомним, что «кунг» (хард-топ) в переводе с английского - «жесткий верх». Говорят, что слово «кунг» появилось впервые в Советской Армии, и означало это понятие - герметизированный кузов универсального назначения.
Сейчас в большинстве случаев крышки для пикапов не ставят на заводе-изготовителе, и эти вопросы решают компании, производящие аксессуары для пикапов: марки Road Rander (Германия), Snugtop (США), Carryboy (Тайланд).
Конечно же, кунги покупают и устанавливают, прежде всего, из соображений практичности и безопасности – это действительно необходимый аксессуар, обеспечивающий сохранность перевозимого груза, который защитит его от плохой погоды.
Они устанавливаются на авто благодаря специальным скрытым J-образным струбцинам, обеспечивающим прочное и надежное крепление. Устанавливают кунги и из эстетических соображений: они придают пикапу стильный и законченный вид, превращая его из небольшого грузовика в почти настоящий внедорожник.
Практически все производители кунгов предлагают также различное дополнительное оборудование и аксессуары для «хард-топа» и кузова пикапа. К ним относятся рейлинги на крышу, рампы, металлические вставки в кузов, ковры, перегородки, перекладины и прочие аксессуары. Например, рейлинги крыши могут сильно облегчить перевозку длинномерных грузов. Кроме того, с их помощью можно закрепить дополнительный бокс, наличие которого может увеличить полезный объем и разгрузить салон автомобиля.
«Кунги бывают разных форм и производятся из стеклопластика и металла, - рассказывает Евгений Иванов, директор «Инком Сибирь» (компании, специализирующейся на продаже аксессуаров для пикапов). – Сейчас наиболее широко распространены кунги из стеклопластика. Кунги прикрепляют к кузову с помощью крепежа, называемого «J -образными струбцинами».
По словам Иванова, этот вид крепежа представляет из себя конструкцию из двух частей крепежа в виде букв Г, сложенных друг с другом – в итоге получается что-то наподобие прямоугольника. Эти детали крепежа стягиваются между собой болтом. Одна часть крепежа цепляется за кромку кунга, другая – цепляется за борт пикапа. И в таком положении они стягиваются.
««Инком Сибирь» поставляет кунги марки Avenger, покрашенные в оригинале по цветам кода завода-изготовителя, - поясняет Евгений Иванов. – Красить приходится очень редко - только в том случае, если цвет автомобиля редкий. В отличие от Avenger, есть и такие производители, которые поставляют не окрашенные кунги - в грунте, подготовленные под покраску».
В беседе с Ивановым выяснилось, что чем старше пикап – тем сложнее ему подобрать кунг. Преимущественно на рынке представлены только те модели кунгов, которые соответствуют моделям пикапов, продающимся официально на сегодняшний день.
Цена вопроса
По наблюдениям Андрея, цены на кунги (хард-топы) находятся в диапазоне от 30 до 120 тыс. рублей – в соответствии с формой и качеством материала. Обычную крышку для кузова можно приобрести и за цену даже ниже 30 тыс. Кунги побольше, так называемые «полубоксы» стоят дороже. И самые дорогие кунги – это «полнообъемники», монтируемые на кузов вровень с крышей салона автомобиля. К примеру, полнообъемный кунг в оригинальном цвете для Mitsubishi L200 может обойтись в сумму около 75 тыс. рублей.
В принципе на рынке представлены кунги самого разного предназначения.
«Есть специальные кунги, в которых можно даже собак перевозить, - рассказывает Андрей. - В них предусмотрены специальные дверки и окна».