Погода
Реклама

Реклама



И повеяло холодом

8 Июнь 2010

Появление на автосервисах объявлений «Замена фреона» и «Ремонт кондиционеров» - это первый признак того, что лето уже не за горами. Кондиционер, конечно, великое изобретение, но, к сожалению, не вечное, как и сам автомобиль. Сегодня мы попытаемся разобраться, почему он выходит из строя и как его правильно обслуживать. Но для начала неплохо было бы понять, из чего он состоит и как работает?

Как работает кондиционер?

Если система кондиционирования герметична и заполнена хладагентом (фреоном), о чем  контроллеру управления сообщает соответствующий датчик давления, то сразу после нажатия кнопки включается электромагнитная муфта компрессора кондиционера. Компрессор начинает сжимать фреон (который при этом сильно нагревается) и гонит его по фреонопроводу  в конденсатор (в простонародье называемый радиатором кондиционера), где он вследствие охлаждения вентилятором и набегающим потоком воздуха переходит из газообразного состояния в жидкое. Затем сжиженный хладагент попадает в фильтр-осушитель, где от него отделяются механические примеси и влага. На многих автомобилях даже есть глазок, в котором видно циркуляцию сжиженного хладагента. После фильтрации хладагент достигает терморегулирующего вентиля  (ТРВ), который собственно и отвечает за производство холода в автомобиле. Это устройство путем изменения проходного сечения регулирует температуру охлаждения испарителя. По сути, ТРВ – это распыляющая форсунка с автоматической регулировкой. Регулирование происходит при помощи сильфонного баллончика, запорной иглы и обратной связи, которая сообщает ТРВ о температуре хладагента на выходе из испарителя. При повышенной температуре испарителя содержащийся в ней хладагент расширяется, увеличивая объем сильфона и смещая запорную иглу. А при понижении температуры – наоборот. Жидкий хладагент, пройдя через ТРВ и вновь превратившись из жидкости в газ, выделяет большое количество холода. Этот холод отдается стенкам испарителя, а вентилятор печки сдувает холодный воздух в салон автомобиля. На испарителе также находится датчик температуры, следящий за тем, чтобы не произошло сильного переохлаждения испарителя. При понижении температуры примерно до +6 градусов датчик сообщает котроллеру о необходимости ограничения охлаждения, и контроллер отключает приводную муфту компрессора. Таким способом происходит регулирование температуры воздуха, попадающего в салон. Газообразный хладагент, пройдя через испаритель и отдав ему большую часть холода, возвращается в компрессор, где начинает свой путь заново.

Этот идеальный процесс время от времени нарушается. Ещё несколько лет назад большинство автомобилистов не обращало на подобные неисправности ровным счетом никакого внимания. Лето в Сибири не такое уж и длинное, а жарких дней и того меньше – «мы люди привыкшие, можем и с открытым окном поездить». Сегодня психология автовладельцев поменялась.

«В последние годы доля работ, связанных с обслуживанием кондиционера, сильно выросла, - уверяет заместитель директора автокомплекса «Хантер» Андрей Тарасов, - поскольку сибиряки уже привыкли к комфорту и не хотят летом глотать пыль через открытые окна. В большинстве современных автомобилей стоят салонные фильтры, которые очищают воздух, поступающий в салон автомобиля. Таким образом, имея исправную систему кондиционирования и чистый салонный фильтр, автомобилист в первую очередь бережёт своё здоровье. Многие автовладельцы это понимают и постоянно контролируют состояние системы кондиционирования».

Возникает закономерный вопрос: как же самостоятельно можно определить, работает кондиционер или нет?  Послушаем, что скажут профессионалы.

«Самый простой признак того, что кондиционер не работает, - это отсутствие холодного воздуха после его включения,– отмечает руководитель сервисной службы «Автокомплекса Плутон» Николай Ламбин. - Кроме того, когда двигатель работает в режиме холостого хода, любой автовладелец может сам проверить, срабатывает ли кондиционер после нажатия на кнопку в салоне или нет. Если кондиционер срабатывает, то слышится небольшой щелчок и стрелка тахометра немного опускается, поскольку двигатель получает дополнительную нагрузку в виде вращения вала компрессора».

Распространенная среди автомобилистов версия о том, что все проблемы с кондиционером вызваны утечкой фреона, на самом деле не соответствует действительности. После общения с несколькими экспертами в сфере ремонта систем кондиционирования мы составили ТОП-10 наиболее распространенных проблем с этой системой.

Наиболее распространенные проблемы в системе кондиционирования


1. Неполное сжижение хладагента

Хладагент, попав в конденсатор, не охладился. Это может произойти из-за неисправного вентилятора, картонки, забытой с зимы перед радиатором, или элементарной грязи. Часть хладагента в этом случае остается газообразной. Воздух из дефлекторов поступает недостаточно холодный, а нагрузка на компрессор и двигатель автомобиля растет.

2. Пробуксовка компрессора

Происходит при неправильной регулировке зазора на муфте включения компрессора. Пробуксовка сопровождается сильным скрежетом и в дальнейшем приводит к выходу из строя шкива компрессора.

3. Наличие влаги в системе

Влага остается в системе кондиционирования в результате неквалифицированного обслуживания. Она приводит к окислению содержащегося в системе масла, примерзанию иглы ТРВ, выходу из строя фильтр-осушителя, залипанию клапанных пластин компрессора.

4. Избыточный объем хладагента

Явление тоже очень распространенное. Каждая система кондиционирования рассчитана на строго определенное количество хладагента, а его избыток приводит к повышенному давлению внутри системы, пробуксовыванию приводного ремня на компрессоре кондиционера и даже к разрыву фреонопроводов.

5. Выход из строя аварийных датчиков

Причины срабатывания датчиков могут быть самым разными, но некоторые ремонтники сознательно «обходят» систему защиты, дабы не устранять причину, повлекшую за собой эту неисправность.

6. Забитый испаритель

Об этом свидетельствует затхлый гнилостный запах в салоне. Впрочем, если на вашем автомобиле установлен салонный фильтр, то необходимо заменить именно эту деталь. В противном случае придется снимать и чистить сам испаритель. Поскольку при работе кондиционера он всегда холодный, на нем интенсивно конденсируется влага, которая по дренажной трубке отводится под днище автомобиля. На мокрый испаритель налипают пыль и мелкий пух, поступающий вместе с воздухом в салон автомобиля. Со временем эта «перина» начинает загнивать и источать  соответствующий запах.

7. Шумная работа компрессора

Шум при работе компрессора кондиционера может говорить об избыточном количестве хладагента, повышенном давлении или же о необходимости замены компрессора. Наиболее распространенной причиной выхода из строя компрессора является некомпетентность «костоправов», которые не удосуживаются при проведении ремонтных работ заглушить поврежденные участки магистралей. И в результате абразив попадает  внутрь системы и задирает поршневую группу компрессора.

8. Нехватка или отсутствие хладагента

В этом случае кондиционер, как правило, не охлаждает воздух либо делает это очень медленно. Отсутствие хладагента свидетельствует о негерметичности системы и необходимости найти и устранить причину утечки. Зачастую это очень непростая задача, которая может решаться разными способами. Выбор способа поиска напрямую зависит от скорости улетучивания хладагента. Чем быстрее происходит опустошение системы, тем проще осуществить поиск.

9. Некорректная работа иглы ТРВ

В этом случае даже правильно заправленная система время от времени начинает подавать из дефлекторов теплый воздух. Такая неисправность может возникать по двум причинам: либо из системы удалена не вся влага и она намерзает на кончике запорной иглы, блокируя прохождение хладагента, либо из сильфона улетучился газ, и игла попросту закрыла отверстие. ТРВ выходит из строя  фактически только на Тойотах, связано это  с их конструктивной особенностью.

10. Загрязнение радиатора

В этом случае кондиционер при движении исправно холодит, но стоит остановиться на светофоре, как начинает идти теплый воздух. Аналогичные симптомы наблюдаются при неправильной работе вентиляторов охлаждения.

Причин, по которым возникают такие проблемы, – огромное множество. В рамках этой статьи перечислять их не имеет смысла. В завершение хотелось бы только предостеречь вас от ремонта кондиционера и даже от заправки системы у кустарей. Ремонт автокондиционера не может стоить дешево, поскольку закупка оборудования и поддержание склада запасных частей требует серьезных финансовых вложений. Никогда не верьте, если при заправке автокондиционера Вам скажут, что необходимое количество масла уже растворено в баллоне с хладагентом. Это ложь. При любой операции, связанной с извлечением хладагента из системы и последующей заправкой, требуется восполнение утраченного количества масла. Иначе вы рискуете столкнуться в скором будущем с необходимостью замены компрессора, стоимость которого раз в 10 превышает расходы по качественной замене хладагента. 


Отправить статью друзьям: