Многие водители относятся к брызговикам с изрядным пренебрежением, считая их бесполезным украшением, которое не стоит потраченных на них денег. На самом деле брызговики выполняют вполне определенные и нужные функции. Но водитель, решивший установить брызговики, неизбежно сталкивается с проблемой выбора. Сегодня рынок предлагает огромное количество брызговиков, и главной проблемой становится не потеряться среди всего этого многообразия.
Полезная мелочь
На сегодняшний день мировая промышленность предлагает широкий выбор самых разных брызговиков. При желании водитель может подобрать такой тип изделий, который и по функциональным качествам устроит, и экстерьер автомобиля не испортит, и по карману сильно не ударит. В настоящее время все многообразие брызговиков можно свести к трем большим группам: резиновые, силиконовые, пластиковые и резинопластиковые. Можно предложить и другую классификацию – оригинальные и универсальные.
«Оригинальными являются брызговики, дизайн которых разработан специально под кузов какой-либо модели. Универсальные можно ставить на любую машину, самостоятельно с помощью ножниц подгоняя их форму и размер под нужную модель. В целом, оригинальные брызговики отличаются более красивым дизайном и тщательностью выделки. Однако если сравнивать качество универсальных и оригинальных брызговиков от одного и того же производителя, то особой разницы мы не увидим», – рассказывает менеджер региональных продаж компании «Фаворит» Алена Котлярова.
Стоимость брызговиков определяется материалом, из которого они изготовлены, «оригинальным» или «неоригинальным происхождением» и моделью автомобиля, на который они устанавливаются. Наиболее дешевы резиновые брызговики, стоимость которых колеблется в пределах от 50 до 180 рублей. Впрочем, бывают и более дорогие изделия. Например, комплект из двух «оригинальных» задних резиновых брызговиков на «Волгу» может обойтись в 240-260 рублей + 90 рублей за подкрылки, на «Ниву» - 170-180 рублей.
Силиконовые брызговики, в среднем, стоят немного дороже. Средняя цена составляет 200-230 рублей за комплект из 4 штук. Стоимость «оригинальных» - примерно в 2-3 раза дороже и может доходить до нескольких тысяч рублей, если данная модель автомобиля нечасто встречается на наших дорогах.
Цена на пластиковые универсальные брызговики подчиняется тем же правилам. В зависимости от модели и размера можно отдать как 120-150 рублей, так и 400-500. «Оригиналы» традиционно стоят в 2-3 раза дороже.
Для монтажа брызговиков совсем не обязательно обращаться в автосервис. «Модельные» изделия крепятся в штатные места без особых проблем. На универсальные модели брызговиков уходит чуть больше времени. При необходимости их размеры и форма подгоняются с помощью ножниц или болгарки (для пластиковых). Затем получившееся изделие крепится с помощью саморезов к кузову. При небольшой сноровке операция займет всего около часа.
Резина не катит?
Самыми простыми брызговиками считаются резиновые. Они и впрямь достаточно просты в производстве, гибки, надежны и относительно недороги. Однако у резиновых изделий есть ряд серьезных недостатков, которые отталкивают от них многих водителей. Во-первых, они плохо переносят холода. И на морозе, особенно на нашем сибирском, многие резиновые брызговики становятся хрупкими. И тогда достаточно даже несильного толчка, чтобы брызговик с налипшим на нем снегом и льдом просто сломался. Бывали даже случаи, когда «дивайс» отламывался от основы сам собой, просто от тяжести ледяного покрова на нем. Во-вторых, многим водителям кажется, что резиновые брызговики выглядят слишком уж неброско и скорее уродуют кузов автомобиля, чем украшают его. Все это делает резиновые брызговики не слишком популярными у определенной части автовладельцев. В настоящее время резиновые брызговики постепенно выходят из моды. Частично они продолжают изготавливаться на российских предприятиях и даже присутсвуют в ассортименте японских производителей, однако, по словам Алены Котляровой, в основном резиновые брызговики поступают на наш рынок из Китая. Причем их качество зачастую (но не всегда!) ниже, чем у японских или российских.
«Китайским подпольным производителям не всегда удается соблюдать технологию производства, в результате их брызговики получаются или слишком мягкими, или слишком твердыми. И то, и другое - плохо, особенно зимой», - подытожила Алена Котлярова.
Впрочем, резина резине рознь. Некоторые производители с помощью специальных добавок смогли придать своим изделиям нужную степень морозоустойчивости, избавившись хотя бы от одного из перечисленных недостатков.
Примерно два с половиной года назад на нашем рынке появились брызговики из силикона с добавлением резины. Они оказались намного устойчивее к низким температурам, чем резиновые. При этом они отлично справляются со своей основной обязанностью – прикрывать днище автомобиля от камней и песка и не допускать «обстрела» идущих позади автомобилей камнями и грязью из-под колес. Правда, стоимость таких образцов выше, чем у резиновых брызговиков, но водители все чаще останавливают свой выбор на этих моделях.
Непластичный пластик
Тем, кому не по нраву резина, производители предлагают более солидный вариант – пластик. По сравнению с резиновыми брызговиками, пластиковые имеют ряд несомненных достоинств. Например, они совсем не страдают от морозов. Пластиковые брызговики бывают не только черными. Среди них встречаются изделия самых разных оттенков, так что подобрать что-то под цвет вашего кузова особого труда не составит. Но нет добра без худа – прочность пластиковых брызговиков является и их главным недостатком. Брызговик, как известно, свисает ниже днища, и стоит таким брызговиком неосторожно зацепить бордюр или край дорожной ямки, как он просто разлетается на куски. Не стоит устанавливать пластиковые брызговики владельцам внедорожников и вообще тем, кто активно использует машину для охоты, рыбалки и прочих видов активного отдыха на природе: любая неровность почвы, камень, коряга или даже просто плотный снег могут легко сломать пластиковый брызговик. Учитывая, что пластиковые «мухобойки» стоят, скажем так, несколько дороже, чем резиновые, менять погибшие изделия водители не спешат.
Поэтому некоторые производители предложили компромиссное решение – резинопластик. С одной стороны, резинопластиковые брызговики так же гибки, как обычные резиновые. Они не боятся никаких бордюров и ям. С другой стороны, они гораздо прочнее резиновых и от тяжести налипшей грязи не отвалятся. Да и с температурными свойствами у них все в порядке: стандартно все резинопластиковые брызговики способны сохранять необходимую гибкость и прочность при температурах от -50 до + 50 градусов. При этом резинопластиковые брызговики достаточно легки, а их поверхность имеет более высокую степень скольжения. Даже очень густая и плотная грязь не пристанет к ним и легко соскользнет вниз. От пластиковых «фартуков» резинопластиковые брызговики унаследовали и еще одно полезное свойство – разноцветность.
Около трех лет назад на рынке появились так называемые сепараторные брызговики. Они представляют собой своего рода жалюзи или решётку: некоторое количество вертикальных разделителей создают своими стенками каналы для пропускания через них потока брызг воды и воздуха. Разделители расположены таким образом, что образуемые ими каналы несколько раз изгибаются; места изгибов оборудованы особыми «карманами» для сбора воды. Поток брызг воды из-под колёс под давлением набегающего потока воздуха проходит через каналы. Так как вода тяжелее воздуха, на изгибах каждого канала она попадает в «карманы», а воздух продолжает движение по всем изгибам и выходит из другого конца канала. Если из-за скорости и малого размера капель часть воды избежит попадания в первый карман, то она всё равно осядет в другие карманы на последующих изгибах канала. Скапливающаяся в карманах вода аккуратно и уже без брызг сливается на дорогу, а воздух, пройдя по всей длине каналов, находит себе выход через их окончания на задней поверхности устройства.