Задача компрессора шиномонтажной мастерской - закачивать в шины воздух. Однако зачастую этот воздух далеко не самый чистый, в нём присутствуют примеси масла и конденсат – и все это попадает в шины. Как это отражается на ресурсе автомобильной резины? При помощи экспертов в этом вопросе попытался разобраться корреспондент «Авто54».
В статье использованы данные исследований эксперта НИИ шинной промышленности Павла Быкова
НАШИ ЭКСПЕРТЫ:
Павел Быков, эксперт НИИ шинной промышленности
Сергей Седнев, коммерческий директор компании «Север Авто Сибирь»
Леонид Азанов, директор по продажам компании «Шинтоп»
Кто хоть раз побывал в среднестатистической новосибирской «шиномонтажке», знает, что об идеальном порядке там говорить не приходится. Воздух насыщен пылью, кругом – дорожная грязь. Но тут возникает логичный вопрос – а зачем собственно в шиномонтажной мастерской необходим чистый воздух? Сама по себе шиномонтажная мастерская – не курорт, а промышленное помещение. По большому счёту, воздух в мастерской может быть каким угодно. На качество услуг по замене шин это практически не влияет. Главное, чтобы паромасляные фракции не присутствовали в воздухе, который «шиномонтажник» закачивает в шины. Большинство автомобилистов не придают этому вопросу значения. И напрасно. Согласно исследованиям «Американского института департамента транспорта», шины, накачанные «идеальной» воздушной смесью, служат на 20% дольше! В общем, ресурс колес напрямую зависит от чистоты находящегося в них воздуха.
По данным Павла Быкова, эксперта НИИ шинной промышленности, существует ряд повреждений, которые может нанести паромасляная фракция в составе воздуха, подаваемого в шину.
Во-первых, неочищенная смесь окисляет как «литые» диски, в составе которых используется алюминий, так и стальные обода. При использовании грязной воздушной смеси на бортах покрышки возникает неоднородное соединение, что приводит к потере давления.
Во-вторых, масляная фракция уничтожает резину. В зависимости от её количества внутри колеса, шина будет разрушаться внутри, пока не оголятся металлические нити корда.
В-третьих, после оголения металлических нитей корда, свое грязное дело производит паровая фракция - она окисляет корд, что и приводит к расслаиванию покрышки.
В-четвертых, неочищенный воздух в шинах очень вреден любителям покататься с ветерком летом, - ведь при повышении температуры вода превращается в пар. Это сильно увеличивает давление внутри покрышки и создает опасное напряжение, что приводит в дальнейшем к разрушению каркаса колеса изнутри.
К сожалению, подавляющее большинство компрессоров устроено таким образом, что в сжатом воздухе, который они производят, неизбежно присутствует паромасляная фракция. Поршень компрессора не может работать без необходимой смазки, отсюда и наличие масла. Чем сильнее изношена поршневая группа – тем большее количество масла в воздухе. Что касается воды, то она образуется в результате остывания воздуха в ресивере компрессора. При сжимании воздух неизбежно нагревается. Попадая в ресивер, он остывает. В итоге на стенках ресивера оседает конденсат, который при включении пистолета накачки шин вместе с частичками масла поступает в трубки, а затем и в ваше колесо. Впрочем, если шиномонтажная мастерская заботится о своих клиентах, то она может избавить их от масла и влаги.
Павел Быков отмечает, что для очищения воздуха в условиях шиномонтажной мастерской необходимы довольно простые регулярные действия:
1. Ежедневный слив конденсата.
2. В зимнее время - заливание в ресивер компрессора спирта.
3. Установка маслоотделителей на выходе воздуха из ресивера перед работающими инструментами или емкостями с очищенной воздушной смесью.
5. Установка после всех маслоотделителей фильтров для удаления водной и паровой фракции.
«В идеале после этого, конечно, необходимо ставить азотогенератор - и тогда мы получим идеальную воздушную смесь
для работы как с пневмоинструментом, так и с колесами автомобилей», - напоминает Павел Быков.
Вопрос чистоты
Итак, именно в ресивер в основном и попадает паромасляная фракция и потом оттуда с потоком сжатого воздуха расходится по воздушной сети до потребителей воздуха, то есть до пистолетов для накачки шин и прочего пневмоинструмента. А для ликвидации этих фракций требуется установка специального очистного оборудования. Однако в шиномонтажках крайне редко следят за чистотой воздуха в компрессорах. Почему?
«Для нормальной работы системы фильтрации необходима покупка фирменных фильтров, которые стоят примерно от 15 до 20 тысяч рублей каждый, - поясняет Павел Быков. - Плюс еще надо регулярно менять патроны в фильтрах по мере их загрязнения. В сезон «переобувки» процедура смены патронов в фильтрах должна выполняться не менее двух раз в месяц. Многим «шиномонтажкам» осуществлять комплексные работы по очистке воздуха, поступающего в шины, мешает либо недостаток денежных средств, либо их отношение к работе – то есть банальный непрофессионализм».
Помимо отдельно взятого вопроса правильной эксплуатации компрессора, в целом культуру труда в наших шиномонтажных мастерских нельзя назвать высокой, о чем свидетельствуют и другие представители шинного бизнеса в нашем городе.
«Во многих шиномонтажных мастерских Новосибирска уровень оборудования для шиномон-тажа в целом невысок, требования к качеству воздуха, который подается в шины, практически не соблюдаются, - добавляет Сергей Седнев, коммерческий директор компании «Север Авто Сибирь». - Самое распространенное нарушение – в процессе монтажа не достаточно чисто очищают диск – соответственно, качество балан-сировки нарушается. Также не всегда меняют вентиль бескамерной шины (в народе называемый «сосок») при сезонной смене резины».
Азот или воздух?
Вернемся к теме азотных генераторов на шиномонтажных пунктах. К сожалению, пока, несмотря на заявления многих специалистов, доля мастерских, оборудованных генераторами азота, невелика. Дело в том, что многие автомобилисты по-прежнему не верят в то, что азот в чистом виде намного лучше атмосферного воздуха, и все заявления специалистов считают обычным пиаром. Между тем факты говорят сами за себя.
«Преимущество использования азота в том, что давление в шинах держится стабильно, так как при торможении азот внутри шины не нагревается, - напоминает Леонид Азанов, директор по продажам компании «Шинтоп». - Этого нельзя сказать о воздухе, который содержит кислород. Также поверхность шины не дубеет из-за перемены температуры. Поскольку азот имеет свойство хорошо сжиматься, то в экстремальных ситуациях это позитивно сказывается на качестве сцепления с дорогой. Хотя многие автолюбители не относятся к этому утверждению серьезно, тем не менее шины, накачанные именно азотом, имеют больше преимуществ, чем колеса, накачанные смешанным воздухом».
С точки зрения ресурса резины, азотный воздух также считается более благоприятным. Во-первых, в составе азотной воздушной смеси отсутствует окислитель, которым выступает кислород. Теоретически это означает, что снижается вероятность коррозии внутренней поверхности диска. Обычно это представляют как огромное преимущество азота. Но насколько часто мы сталкиваемся с проблемой коррозии на внутренней поверхности диска, установленного на автомобиле? Не часто, скорее, наоборот, очень редко. Значит, это не главное. Главное преимущество здесь в том, что снижается разрушающее воздействие на шину, которая, как известно, состоит из каучуково-углеродной смеси.
При отсутствии окислителя, нет и разрушения цепочек углерода. Также применение азота позволяет увеличить время между проверками, так как давление будет поддерживаться стабильным более продолжительное время.
Что касается остальных якобы преимуществ азота – то они не бесспорны. Например, улучшение сцепления с дорогой за счёт лучшей «сжимаемости» азота. По законам физики все газы (равно как и кислород) являются абсолютно сжимаемыми, поэтому аргументы вроде «большего пятна контакта» с дорогой выглядят не очень убедительно.
И тем не менее, выбор, чем накачивать шины - воздухом или чистым азотом, в конечном итоге, остается за автолюбителем. Бесспорным остается только один факт – в шины должен закачиваться чистый воздух, без каких либо добавлений в виде паромаслянных фракций.