25 марта 2010 года Государственная Дума во втором чтении утвердила ряд поправок в КоАП, которые могут существенно испортить жизнь многим водителям. По оценке экспертов, скорее всего эти изменения в скором времени вступят в силу.
Оговоримся сразу: то, что Госдума утвердила поправки во втором чтении, еще не означает, что все они будут приняты. Без санкции Президента законы в России не меняются. Однако шансов на то, что инициатива парламентариев будет отклонена, остается все меньше. Поступившие в нижнюю палату российского парламента проекты поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) уже получили положительное экспертное заключение профильного комитета Думы по госстроительству, что дает «зеленый свет» для придания им статуса закона, не сулящего автомобилистам легкой жизни. Скорее всего, в ближайшее время российские автолюбители начнут жить по новым правилам.
Первое, на что обратили свой взор законодатели – это просроченные транзитные номера. Сегодня штраф за управление автомобилем с просроченными транзитами до смешного мал – всего сто рублей. Пользуясь этим, многие водители затягивали с регистрацией. Есть и еще одна причина, по которой многие водители не спешат в регистрационное отделение: транзитные номера выдаются владельцам автомобилей при продаже на срок до 20 дней. За это время не все успевают продать автомобиль, поэтому и ездят на просроченных «транзитах». Решив, что дальше так жить нельзя, депутаты Госдумы решили, что штрафные санкции нужно ужесточить. И теперь, если поправки все-таки будут приняты, пойманному на месте нарушителю придется выложить уже не сто рублей, а восемьсот. Правда, пока остается не проясненной ситуация, когда просрочка номеров произошла по независящим от водителя причинам. Например, неясно, будет ли налагаться штраф в том случае, если на регистрацию автомобиль прибудет не своим ходом, а на эвакуаторе. Сейчас в таких случаях сотрудники ГИБДД имеют право выписать водителю штраф. Пойдут ли депутаты в этом вопросе навстречу водителю – неизвестно.
Впрочем, изменения коснутся не только просроченных транзитных номеров. Ужесточается и наказание за отсутствие техосмотра. Сегодня это нарушение карается не намного строже, чем просроченные транзиты, штрафом в 200 рублей. По новым поправкам отсутствие талона ТО «потянет» на 500-800 рублей.
Третий законопроект касается порядка лишения водительских прав - санкции, применяемой судом при таких нарушениях, как превышение скорости более чем на 60 км/ч, управление машиной без номеров, оставление места аварии и так далее. Согласно КоАПу, срок лишения начинается с момента вступления в силу решения суда, при этом обязанности водителя сдать права в кодексе не прописаны.
В результате, по словам заместителя начальника ГИБДД РФ Владимира Кузина, «недобросовестные граждане» продолжают ездить, не сдавая водительского удостоверения. За 2009 год из 1,2 млн. решений судов о лишении водительских прав 220 тыс. исполнено не было. Отдельные водители таким образом умудряются пользоваться ими до конца срока лишения. В ГИБДД предложили поправки к кодексу, обязывающие водителя сдать права в течение трех дней после решения суда, и пока этого не сделано, исчисление срока лишения прав не начнется.
По словам директора Юридического агентства «Ваше право» Дениса Коновалова, нынешняя инициатива Государственной Думы не является случайной.
«Это часть государственной политики, которая осуществляется последние три-четыре года. Напомню, что раньше за выезд на встречную полосу наказывали или штрафом, или лишением прав, а полтора года назад оставили только лишение прав – более суровое наказание. Ужесточили наказание за ДТП в нетрезвом состоянии. Так что тенденция к ужесточению штрафов и других наказаний существует уже давно. Нынешние изменения были запланированы еще в 2007 году, но тогда их провести не удалось. Сегодня, по мнению государства, такой момент настал», - пояснил он.
Поэтому, исходя из последних тенденций, все поправки не только будут приняты, но и приняты в нынешней, достаточно жесткой редакции.
Впрочем, если для водителей новые нормы создадут определенные проблемы, в целом их эффект будет, скорее всего, положительным. Прошлые изменения в Кодексе тоже вызывали немало вопросов и опасений. Тем не менее, как показала практика, они своей цели достигли.
«Статистика ГИБДД свидетельствует, что ужесточение наказаний действительно привело к некоторому уменьшению ДТП. Поэтому считаю, что предлагаемые изменения в КоАП будут способствовать дальнейшей нормализации ситуации на дорогах», - подытожил Денис Коновалов.
Так что всем, кто все еще ездит с просроченными транзитами и без талона ТО, пора подумать о будущем. Или готовить деньги.