Погода
Реклама

Реклама



Правда правого руля

29 Апрель 2010

Эпопея с запретом иномарок с правым рулем насчитывает уже почти 20 лет. В сентябре 2009 года был принят очередной вариант Технического регламента, который, вроде бы, разрешил ввоз и эксплуатацию таких автомобилей на территории РФ. Однако слова главы УГИБДД НСО Сергея Штельмаха, сказанные недавно на пресс-конференции о том, что праворульные автомобили все-таки будут запрещены, снова поставили вопрос на повестку дня.

20 лет на запрет

Первые попытки запретить эксплуатацию автомобилей с правым рулем были предприняты еще в 1992 году. С тех пор с регулярностью примерно раз в два года этот вопрос выносится на широкое обсуждение, а водителей пугают тем, что «вот-вот» праворульные автомобили перестанут ввозить, а то и вовсе запретят их эксплуатацию на территории России. Очередные попытки в этом направлении были предприняты в 1996, 1998, 2000, 2002, 2006 годах. Не сумев одолеть сторонников правого руля в открытую, Правительство в 2008 году разработало более хитрый план – воздействовать на рынок японских автомобилей через увеличение тарифов ОСАГО. Тогда вице-премьер кабинета министров Игорь Шувалов заявил, что страховую премию по ОСАГО (плату за страховку) для владельцев праворульных японских автомобилей следует увеличить. Аргументация чиновника была просто убийственной: при нынешней системе дорожного движения такие автомобили создают на российских дорогах большую потенциальную опасность, чем «леворульное» большинство.

«Эксперты отстаивают позицию, что автомобили с правым рулем при нашей системе дорожного движения являются более опасными источниками дорожно-транспортных происшествий», - сказал Игорь Шувалов.

Тогда же было заявлено, что с 2010 г. эти автомобили и вовсе запретят. Повышение ввозных пошлин на подержанные японские автомобили, которые «взорвали» в 2009 году Дальний Восток, стало еще одним шагом правительства к заветной цели – оградить отечественный автопром от конкуренции со стороны более качественных и недорогих японских иномарок. Последним шагом в этом направлении стал Техрегламент, принятый в начале мая 2009 года. Напомним, что по этому варианту документа  «расположение органов управления выпускаемых в обращение транспортных средств должно соответствовать условиям правостороннего дорожного движения, установленного в РФ». Однако после детальной проработки Техрегламента скандальные слова из него убрали и вообще предпочли не касаться того, каким должно быть рулевое управление. Казалось бы, в деле пока поставлена точка. Но совсем недавно по городу снова начали курсировать упорные слухи о том, что к осени могут ввести запрет на куплю-продажу автомобилей с правым рулем. Фраза главы УГИБДД НСО на недавней пресс-коференции ещё сильнее подогрела интерес к этой теме. Так чего же ждать автомобилистам? По разным оценкам, сейчас в России эксплуатируется не менее 2,2 млн. подержанных японских машин, 90% из которых – в Сибири и на Дальнем Востоке. Неужели всю эту армию автовладельцев государство готово вот так, запросто, оставить без колес?!

Без VIN – виноват!

Заявление Сергея Штельмаха не было лишено оснований. Собственно, уверенность сотрудников ГИБДД в том, что праворульным иномаркам жить осталось недолго, основывается прежде всего на последнем варианте Технического регламента. Именно на него они ссылаются, когда речь заходит о судьбе подержанных «японок». Напомним, что 10 сентября 2009 года премьер министр РФ Владимир Путин подписал Технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств». В новом документе указано, что VIN-номер автомобиля должен иметь 17 цифр. Согласно Женевскому соглашению от 1958 года, вся производимая и импортируемая автомобильная техника проходит обязательное подтверждение национальным стандартам и требованиям безопасности соответствующим международным нормам.

Ну, и при чем тут праворульные автомобили? А при том, что машины, которые производятся для внутреннего рынка Японии, не только оснащаются правым рулем, но и не имеют никакого VIN-номера. Японские производители – правда, не все – для своего рынка используют 11-значный код, состоящий из двух секций: первая описывает номер серии автомобиля и позволяет определить то, что описано в первых двух секциях 17-значного VIN-номера, только в совокупности с кодом модели, указанным отдельно, в то время как вторая секция японского номера – это не что иное, как номер кузова или рамы. При этом чиновники из Правительства РФ ссылаются на то, что автомобили без VIN-номера на кузове являются более аварийными и вообще угрожают безопасности на дорогах. Кроме того, в ГИБДД, которая тоже принимает активное участие в разработке Техрегламента, ссылались на то, что японский номер не позволяет однозначно сказать, в каком году выпущен автомобиль. Для этого необходимо иметь под рукой базу данных или различные справочники. Европейский, российский и американский VIN позволяют определить это очень просто: о годе выпуска говорит десятая позиция в структуре номера. В первых позициях зашифровано, на каком заводе произведена машина. В японских номерах этого нет. Якобы, это создает непреодолимые трудности и сотрудникам ГИБДД, и таможенникам. Смехотворность этого утверждения ясна хотя бы потому, что дальневосточные таможенники уже 20 лет работают с такими автомобилями и пока не жалуются. Таможенные посты Дальнего Востока уже не первый год используют японские CD-каталоги, а также специальное программное обеспечение, которые позволяют определить год и месяц выпуска японского автомобиля за секунды.
Не надо паники

«На сегодняшний день ситуация остается неопределенной. Слухи о запрете на ввоз праворульных «японцев» периодически возникают, но пока что никаких правовых документов, которые бы ясно указывали на это, нет», - рассказывает директор компании «Сибирь-Япония» Алена Гулина.

Эту информацию нам подтвердили и в ГИБДД:

«Запрет в той или иной форме обязательно будет, - сказал старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД УВД НСО Алексей Толочный, - однако пока мы не можем сказать, когда это произойдет. В Техрегламенте этот момент прописан, но он еще не вступил в силу. Во всяком случае, никаких дополнительных разъяснений и документов по этому вопросу мы не получали».

Так что спешить с выводами сейчас не стоит. Даже если Техрегламент будет окончательно принят в нынешнем виде, пострадают от него прежде всего коммерческие структуры, занимающиеся реализацией японских автомобилей на российском рынке. Физическим же лицам особенно опасаться не приходится.

«Одно из самых главных опасений, которые сегодня высказывают владельцы подержанных японских иномарок, состоит в том, что будет введен запрет на регистрационные действия в отношении таких автомобилей. Распространилось убеждение, что невозможно будет пройти техосмотр, купить, продать такую машину. Все эти опасения абсолютно беспочвенны. Ни один вариант Техрегламента не накладывает ограничений на автомобили, которые УЖЕ ввезены в страну. Они будут эксплуатироваться без всяких ограничений», - пояснила Алена Гулина.
Регистрироваться не будут только те машины, которые будут ввезены в РФ после того, как Техрегламент обретет силу закона. Кроме того, добавила она, скорее всего нынешний вариант документа будет подвергнут серьезной доработке. К примеру, сейчас сторонники праворульных автомобилей активно пробивают поправку, по которой ввоз подержанных автомобилей будет запрещен юридическим лицам, а физических не коснется. Надежда на то, что Техрегламент будет поправлен в «нужную» сторону, основывается на том, что полный запрет на ввоз спровоцирует развитие различных незаконных или околозаконных методов ввоза, прежде всего «конструкторов». Никто не отменял и обычную контрабанду. О том, как будут регистрироваться такие автомобили, можно даже не спорить – размеры коррупционной машины в нашей стране ни для кого не секрет. С другой стороны, у правого руля лобби не менее мощное, чем у левого. Прежде всего укажем на таможенников и налоговиков, которые из-за всех перетурбаций с подержанными «японками» не досчитались многих миллиардов рублей. Не их ли усилиями инициативы по запрету уже 18 лет никак не обретут силу закона?

В заключение Алена Гулина дала два совета поклонникам японского автопрома.

Во-первых, не обращать внимание на панические слухи и не спешить продавать своего «японца» за полцены, лишь бы избавиться – как уже говорилось, зарегистрированные автомобили никакой дискриминации не подвергнутся.

Во-вторых, тем, кто еще только планирует покупку такого автомобиля, на всякий случай лучше поторопиться с выбором.
Будут запрещены праворульные авто или нет, а береженого Бог бережет.


Отправить статью друзьям: