Правительство России обнародовало информацию о том, что с будущего года ввозные пошлины на GPS-навигаторы будут повышены на 25-50%. Делается это для того, чтобы заставить потребителей пользователей российской спутниковой системой навигации ГЛОНАСС. Поэтому тех навигаторов, которые совмещают в себе ГЛОНАСС и американскую GPS, повышение пошлин не коснется. Но пока что таких устройств катастрофически мало.
Пошлины вырастут
Все последние годы рынок GPS-авто-навигаторов развивался вполне успешно. Даже экономический кризис, от которого пострадали автопроизводители, в этом сегменте ощущался не так уж сильно. Но всему хорошему в этом мире неизбежно приходит конец. Конкретно для GPS-навигаторов такой момент наступил в 2010 году, когда Правительство России решило резко повысить ввозные пошлины на навигационные системы, использующие для позиционирования данные американской спутниковой системы GPS. Правда, это повышение должно вступить в силу только с 2011 года, но готовиться к нему начали уже сейчас. Какое-то время была надежда на то, что все это только слухи. Однако в марте глава ОАО «Навигационно-информационные системы» Александр Гурко подтвердил, что повышение все-таки будет. Правда, он уточнил, что речь идет исключительно о специализированном навигационном оборудовании. Смартфоны, телефоны и прочие устройства, в которых навигация является второстепенной функцией, рост тарифов не затронет. Но что касается автомобильных навигаторов, то здесь российское правительство настроено решительно.
Чем же не угодили GPS-навигаторы нашим властям? Ответ прост. Сегодня практически все автомобильные навигаторы на российском рынке для позиционирования используют только американскую спутниковую систему GPS. Много лет она верой и правдой служила российским водителям, тем более, что никакой альтернативы ей не было. Но сейчас такая альтернатива появилась – это российская спутниковая навигационная система ГЛОНАСС. Их конкуренция и объясняет повышение пошлин. При первом взгляде на радикальные меры создается впечатление, что они направлены исключительно на поддержку отечественных производителей, но на самом деле это не совсем так. Дело в том, что повышение коснется тех моделей, которые используют только сигнал GPS. Но те устройства, которые принимают сигнал сразу и GPS, и ГЛОНАСС в «черный список» не попадут. Правительство как бы дает сигнал всем производителям – подключайте наш ГЛОНАСС, и будете платить меньше. Вот только готовы ли производители пойти на такой шаг?
Изменения неизбежны, альтернативы пока нет
Пока что о таких инициативах почти ничего не слышно. Во всяком случае, на нашем рынке подобные устройства не встречаются. Однако сама идея таких «двойных» навигаторов выглядит весьма перспективной и интересной. Как бы ни была густа сеть спутников, закрыть все потребности на 100% она не сможет. Всегда остаются зоны, где сигнал слабеет, теряется. На его восстановление нужно время. Прежде всего это касается пустынных и малоосвоенных районов, а также территорий со сложным рельефом, прежде всего, гор и городов с плотной высотной застройкой. В таких местах сигнал может исчезать, даже если над вами висят три-пять спутников одновременно. А вот совместное использование GPS и ГЛОНАСС позволяет подключить к наблюдениям намного больше спутников. Даже в самых сложных условиях над вами будут находиться до десятка аппаратов. А чем больше спутников одновременно задействованы в системе, тем точнее они определяют координаты. Чем больше спутников расположено на орбите, тем больше вероятность того, что приемник увидит необходимое количество спутников в любой момент времени, меньше вероятность срывов инициализации при пересечении препятствий (высокая стена здания или проход под мостом). Но даже если срыв произошел, совместная система GPS+GLONASS повторно инициализируется быстрее, чем просто GPS. Так что «двойные» навигаторы имеют ряд чисто технических преимуществ перед обычными GPS-устройствами. Многие специалисты считают, что будущее именно за такими системами. Учитывая, что в настоящее время идет активное создание еще двух навигационных систем – европейской Galileo и китайской COMPASS – выиграют именно те производители, которые первыми оценят открывающиеся возможности. Задел в этом направлении уже есть. Помимо российских компаний, смешанная ГЛОНАСС/GPS аппаратура профессионального уровня изготавливается многими производителями, в том числе зарубежными фирмами Topcon, Javad, Trimble, Septentrio, Ashtech, NovAtel, SkyWave Mobile Communications. Так что появление на рынке широкой гаммы автомобильных навигаторов, работающих с разными спутниковыми системами – это только вопрос времени.
Тем более, что пока автонавигаторов, работающих только с ГЛОНАСС, в России нет, и неизвестно, появятся ли они вообще.
«Есть много причин, по которым такие устройства до сих пор не появились. Одна из главных – недостаточно спутников. В американской системе GPS насчитывается 30 спутников, а в ГЛОНАСС пока только 19 рабочих, - рассказывает менеджер по продажам компании TANDEM (Новосибирск) Анна Климова. – Для того, чтобы система работала полноценно, нужно иметь орбитальную группировку не менее чем из 24 спутников. Недавно Россия вывела на орбиту еще три аппарата, так что в ближайшие два месяца их количество составит 23 единицы. Кроме того, спутники изнашиваются, так что нужно их заменять. Едва ли возможно за один год нарастить орбитальную группировку так, чтобы гарантированно накрывать сигналом всю Землю».
Ее дополнил генеральный директор компании SIBNAVI (Новосибирск) Сергей Толстопятов: «Альтернативы GPS-навигаторам нет. Не только потому, что пока ГЛОНАСС не достиг расчетной численности спутников, но и потому, что полностью заместить импорт сейчас нереально. В прошлом году по статистике в России было реализовано порядка 500 тыс. навигаторов. При всем старании наши производители не смогут заместить больше, чем 50 тыс. единиц в год. Так что, несмотря на поднятие пошлин, GPS-навигаторы будут пользоваться устойчивым спросом».
Выбор невелик
По свидетельству Анны Климовой сегодня «двойными» навигаторами интересуется практически каждый второй клиент. Однако пока что, несмотря на громкие заявления Правительства, предложить таким покупателям практически нечего. На сегодняшний день существует только две более-менее массовых модели подобных навигаторов российского производства: Glospace SGK-70, который производится Институтом космического приборостроения (Москва) и «Сириус», который выпускается ОАО «Ижевский радиозавод».
Glospace SGK-70 был первой ласточкой российского автомобильного навигационного оборудования. Этот прибор весом 400 г. оборудуется большим (17,5 см.) цветным сенсорным ЖК-дисплеем с разрешением экрана 480х234 пикселей. Центром прибора является процессор Samsung S3C2440 (400MHz). В качестве операционной системы используется ОС MS Windows CE 5.0. Приемник GPS принимает 20 каналов, ГЛОНАСС – 12 каналов. Встроенная и выносная антенна, разъем USB, AV-IN вход и разъем для наушников завершают комплектацию. Дополнительно к этому прилагаются инструкция, сетевой адаптер 220В, автомобильный адаптер 12В, шнуры коммутации и кронштейн для крепления на лобовое стекло. Кроме навигационных функций, SGK-70 хорошо справляется с воспроизведением аудио и видео. Благодаря наличию USB хоста этот автонавигатор позволяет подключать клавиатуры, флеш- накопители и даже внешние жесткие диски. Фактически, Glospace SGK-70 изначально создавался как целый мультимедийный центр, вполне успешно совмещающий в себе множество полезных функций. Поэтому претензии многих пользователей к его габаритам и весу, наверное, не вполне оправданы. Из серьезных недостатков можно отметить два: во-первых, питание исключительно от прикуривателя, а во-вторых – высокая стоимость, от 16 до 24 тысяч рублей. Для сравнения – простой навигатор от Treelogic или Explay со встроенными аудио и видеоплеерами можно приобрести за 4-6 тысяч.
«Сириус» - более простая модель. Впрочем, и она помимо собственно навигации оснащена аудио и видеосистемами и возможностью подключения внешних устройств. В остальном она напоминает Glospace SGK-70 – тот же процессор Samsung 400 МГц, та же Microsoft WinCE 5.0 в качестве операционки. Только вес чуть больше – около 500 граммов. Зато питание идет не от автомобильного, а от встроенного аккумулятора Li-Ion с постоянным током 12 В. В качестве дополнения – гарнитура, пульт ДУ и предустановленная карта России. В «Сириусе» установлена навигационная программа «Навител», имеющая самую подробную карту России с бесплатным обновлением — более 400 городов и населенных пунктов с адресными планами и улично-дорожной сетью, с ЗD-зданиями и развязками. Населенные пункты и транзитные маршруты по всем областям РФ. Огромная база полезных объектов POI (АЗС, ГИБДД, кафе, рестораны, мотели, гостиницы и т. д.). Насколько нам известно, на новосибирском рынке эти навигаторы пока не встречались.