Погода
Реклама

Реклама



ГИБДД в своем праве

19 Апрель 2010

События 5 марта в Москве, когда, по сообщениям СМИ, сотрудники ГИБДД попытались устроить «живой щит» из автомобилей с водителями внутри на пути преступников, спровоцировали очередную дискуссию о «беспределе», творимом силовыми структурами. При этом за бортом обсуждения остались не только истинные обстоятельства произошедшего, но и то, насколько законным является создание «живых щитов» и какие способы задержания нарушителей вообще предусмотрены российским законодательством.

Предыстория вопроса

Напомним, что же послужило толчком к новому витку дискуссии о правах и обязанностях ГИБДД. Пятого марта 2010 года на МКАД преследовался автомобиль с ворами-барсеточниками. Не сумев задержать преступников иными средствами, инспекторы остановили движение, попросив некоторых водителей «развернуться немного боком», чтобы заблокировать трассу. Однако жулики, оказавшиеся парнями не робкого десятка, якобы протаранили «живой щит», повредили несколько автомобилей и скрылись. При этом сотрудники ГИБДД долго не хотели отмечать в протоколе, что эти повреждения стали прямым следствием действий сотрудников милиции. В блогосфере привычно обвинили во всем милицию, неуклюжие оправдания московских милиционеров только подлили масла в огонь. Предыдущий резонансный случай имел место в 2008 году в Белоруссии, где инспекторы сделали щит живым в буквальном смысле слова — с водителями внутри автомобилей.

Какими же законными средствами располагают милиционеры, чтобы остановить нарушителей? Как выяснилось в итоге, «живым щитом» список не исчерпывается.

Остановим любого

Наверное, каждый хоть раз в жизни наблюдал такую картину: по улице несется автомобиль, за которым гонится патрульная машина, а искаженный мегафоном голос призывает нарушителя одуматься и немедленно остановиться. Кто-то внимает этому голосу, а кто-то наивно считает, что его тачка самая крутая в районе и пытается оторваться от преследования. И зря пытается, потому что именно для таких непослушных у милиции в запасе есть несколько очень неприятных сюрпризов.

Способов остановить разбушевавшегося на дороге водителя или бегущего от заслуженного наказания преступника в распоряжении ГИБДД не так уж много. Их всего пять — перекрытие движения по определенным маршрутам, оттеснение автомобиля на обочину с последующей блокировкой, лента с шипами посреди дороги, создание заслона из автомобилей и, наконец, как крайнее средство — табельное оружие. Однако для применения каждого из этих способов необходим ряд условий, главным из которых является соблюдение закона. Так что пострелять по колесам или положить на пути автомобиля шипованую ленту  по собственному желанию инспектор не может. «Подобные методы применяются в том случае, если инспектор сам был очевидцем преступления, ДТП, и преступник пытается скрыться с места происшествия», — пояснил  старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД УВД НСО Алексей Толочный.

Ленточка в колесах

Если нарушитель не собирается останавливаться, а возможности его двигателя слегка превосходят технические характеристики милицейских машин, то сотрудники ГИБДД могут использовать специальную стальную ленту с шипами. Думаем, это устройство так или иначе видели все. Работает лента практически безотказно. Пересечь ее безболезненно сможет разве что каток для укладки асфальта. Любое колесо, «одетое» в резину, непременно будет пробито в нескольких местах, после чего нарушителя можно брать голыми руками. Ее можно, конечно, объехать, но для этого нужно знать, что она есть. А узнается это обычно уже после того, как из колес вышел весь воздух. К сожалению, у этого простого и надежного средства есть ряд недостатков, которые ограничивают его применение. Габариты и вес ленты таковы, что ее невозможно перевозить в патрульном автомобиле. Поэтому хранятся они на стационарных постах ДПС и контрольных пунктах милиции. Использовать их можно только в строго определенных местах, причем сотрудники на пункте должны быть заранее предупреждены о том, что к ним приближается автомобиль нарушителя. Так что в городских условиях лента с шипами применяется в основном в ночное время, когда она не создаст пробок.

Встаньте боком

Теперь поговорим о пресловутом «живом щите». На самом деле в этом способе перекрытия трассы ничего противозаконного нет. Приказ МВД РФ № 185 от 02.03.2009, статья 74.3: «Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена… посредством размещения на проезжей части патрульного автомобиля (патрульных автомобилей) с включенными специальными световыми сигналами». То есть, как правило, в роли щита используются патрульные автомобили. По словам Алексея Толочного, это довольно распространенная практика, в том числе и в Новосибирской области. К принудительному изъятию гражданских машин инспекторы прибегают только в самом крайнем случае, когда своих автомобилей под рукой нет, а остановить преступника надо во что бы то ни стало. Однако здесь есть одно железное правило, которое и нарушили московские гаишники: ни водителя, ни пассажиров в этот момент в машине быть не должно. Еще один важный вопрос — кто будет оплачивать ремонт автомобиля, если преступник все-таки решит таранить щит. Здесь, как пояснил Алексей Толочный, многое зависит от решения суда. Там рассматривается дело и решается, насколько правомерны были действия милиционеров. Если, несмотря на щит, злоумышленник скрылся, то платить, скорее всего, будет инспектор. Если преступник арестован — бремя выплаты ляжет на него. Но в любом случае ответственность за последствия в случае перекрытия улицы автотранспортом ложится на того инспектора, который принимал решение.

Поскольку щит из легковых автомобилей не так уж надежен, сотрудники ГИБДД должны отдавать предпочтения грузовикам. Впрочем, здесь тоже есть свои формальности. Поставить в заграждение грузовую машину можно только в том случае, если действия нарушителя создают реальную опасность жизни и здоровью граждан и если преступника не смогли остановить иными средствами. При этом, согласно приказу, не допускается использование в качестве щита транспортных средств, перевозящих опасные грузы, грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), машин специального назначения, транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям. Тем не менее использование грузовика имеет ряд несомненных преимуществ перед использованием легкового автомобиля. Во-первых, такой заслон нарушитель протаранить не сможет. Во-вторых, даже если он и попытается это сделать, ущерб для грузовика будет много меньшим, чем для легковушки.

Остановись, движенье…

Частным случаем «живого щита» является остановка движения на определенном участке трассы. Иногда построить нормальный заслон из поставленных боком автомобилей просто невозможно. В таких ситуациях инспекторы имеют право просто перекрыть движение на определенном участке трассы, останавливая поток машин. Как правило, в этом случае нарушитель или попадает в руки милиции, или, бросив машину, пытается уйти пешком. Именно этот вариант и применили сотрудники ГИБДД на МКАД: строить «стену» на шестиполосном шоссе с разрешенной скоростью 100 км/ч очень трудно, поэтому была создана искусственная пробка. К сожалению, преступники сумели протиснуться между рядами и уйти, попутно помяв несколько автомобилей. Но это редкая удача, обычно такая блокировка срабатывает надежно. А вот доказать, что ваш автомобиль получил повреждения в результате действий инспекторов, и впрямь будет непросто. Здесь есть только один вариант — обращаться в суд.

Крайнее средство

Если ни одно средство, описанное выше, не сработало, остается крайняя мера — табельное оружие. При этом следует четко разграничивать понятия «применение» оружия и его «использование». Использование — это, грубо говоря, стрельба по колесам, а также предупредительный выстрел в воздух. Этот прием используется не так уж редко, особенно когда других средств быстро остановить  нарушителя нет. Другое дело — применение. Тут для нарушителя все может сложиться более чем печально. Если водитель в пылу погони уже успел сбить человека, сотрудник ГИБДД имеет право стрелять на поражение. Инспектора потом, конечно, замучают проверками и экспертизами, но покойному лихачу от этого легче не станет. К счастью, по словам Алексея Толочного, до стрельбы на поражение доходит очень редко.

Отправить статью друзьям: