Погода
Реклама

Реклама



Поправки к ОСАГО: навстречу страховщику

14 Апрель 2010

Госдума приняла проект поправок к закону об ОСАГО, по которому убытки владельцам пострадавших авто будут выплачиваться «с учетом износа» замененных деталей. Принятый документ уже вызвал неоднозначную реакцию. Страховые компании считают, что закон стал совершеннее, водители опасаются, что страховщики теперь смогут на законных основаниях уменьшать страховые выплаты.

3 февраля 2010 года Государственная Дума РФ в третьем и окончательном чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или, сокращенно, в закон об ОСАГО. Разработчик законопроекта — бывший депутат от «Единой России» Александр Коваль, ныне глава Росстрахнадзора. А речь в этом новом законном акте идет, ни много ни мало, об уточнении состава убытков, подлежащих возмещению по договору страхования. Основным пунктом поправок, который и вызвал самые ожесточенные споры, стал порядок исчисления страховой выплаты. Отныне размер суммы выплат, которые возмещает страховщик владельцу автомобиля в случае аварии, будет исчисляться только с учетом износа комплектующих, подлежащих замене. С одной стороны, ничего страшного в этом пункте вроде бы и не содержится. Страховщики давно подсчитывают сумму выплаты с учетом износа деталей автомобиля, и сегодня, по сути, произошла легализация того, что и так существует де-факто. С другой стороны, если раньше можно было спокойно оспорить не устроившее водителя решение через суд, то теперь это будет сложнее. Страховщики, защищая поправки, указывают, что раньше было немало случаев, когда с помощью хорошего адвоката водитель умудрялся выбивать из страховщика полную стоимость поврежденных деталей без учета их износа, так как долгое время единой методики подсчета стоимости поврежденных деталей не существовало.

«Отсутствие единой общепринятой методики оценки стоимости приводило к тому, что, посчитав стоимость ремонта одного и того же автомобиля, можно было получить суммы, отличающиеся на 40% друг от друга. В результате и суды при рассмотрении таких дел ориентировались больше на ту методику, которая  им нравилась или казалась более правильной», - пояснил директор компании «Автотест автоэкспертиза» Юрий Кромм.

Все это категорически не устраивало страховые компании, которые стремились свести число таких прецедентов к нулю. Со своей стороны водители опасаются, что теперь страховщики через «свои» экспертные организации смогут сильно занижать стоимость ремонта, оценивая даже относительно новые детали как бывшие в употреблении и предельно изношенные. Например, депутат от КПРФ Борис Кашин, выступая на дебатах в Госдуме в момент принятия поправок, заявил: «До сегодняшнего дня автовладелец был защищен законом и мог требовать такого ремонта за счет средств страховых компаний, который и дальше позволял бы ему ездить. Теперь, указав на значительный износ, ему выплатят копейки и оставят один на один со всеми проблемами по восстановлению автомобиля». Это мнение не совсем обоснованно. Наоборот, последняя редакция Закона идет навстречу чаяниям водителя. Напомним, что по предыдущей, летней редакции, предельно допустимый износ, который могли насчитать эксперты, составлял 90%. Теперь же предельно допустимый износ составляет только 80% и ниже быть не может. Так что в определенном смысле Госдума подкорректировала Закон в пользу простых граждан.  К сожалению, на этом шаги навстречу народу и закончились. Сама постановка вопроса – мы платим не за новую деталь, а за такую же старую, навевает множество вопросов. Получается, что если у вас пять лет стояло лобовое стекло, а потом в результате ДТП оно разбилось, то страховщик предлагает попробовать купить такое же, возрастом пять лет. А если вы вдруг не сумеет  найти столь старое стекло даже на авторазборе, то придется доплатить из своего кармана.  При этом не ставится вопрос, почему водитель обязан заменять изношенную деталь изношенной? А не дай бог, на вашем поврежденном бампере окажутся следы прежних столкновений – доказать, что ему  всего год, вы просто не сможете, и он будет уценен по максимуму.  Ведь даже в том случае, если автомобиль просто сошел с гарантии, он уценяется на 50%. Кроме того, в новой редакции Закона ничего не сказано о стоимости страховки. Раз теперь выплачивать наверняка будут меньше, то и полис должен подешеветь. Но даже самые большие оптимисты на такой подарок со стороны страховщиков не рассчитывают.

Стоит добавить, что большинство страховых компаний, в которые мы обратились за разъяснениями, отказались комментировать смысл новых поправок к ОСАГО. В РСА упирали на введение единой системы исчисления ущерба, но на вопрос, насколько это выгодно страхователю, ответа не дали, сославшись на то, что сумму ущерба рассчитывает не страховая компания, а эксперты. Хотя инкогнито даже представители страховых компаний признавались, что они работают исключительно со «своими» экспертами, которые всегда считают  ущерб в пользу страховщика.

Отправить статью друзьям: