Погода
Реклама

Реклама



Гибриды наступают

26 Апрель 2010

 Гибридные автомобили… Буквально несколько лет назад это казалось фантастикой, и подобные воплощения инженерной мысли мы могли видеть в виде концептов на различных автосалонах. Что же происходит сейчас?
В серийном производстве по всему миру находятся порядка дюжины автомобилей – от седана (Toyota Рrius) до крупного внедорожника (Ford Escape), а на недавно прошедшем Женевском автосалоне свои концепт-кары с гибридным приводом демонстрировали даже такие элитарные автопроизводители, как Ferrari и Porsche. Последний кстати неожиданно для всех представил в Женеве автомобиль 918 Spyder, поражающий своими характеристиками: разгон до 100км/ч – 3.2 секунды, суммарная мощность гибридной силовой установки - 618 лошадиных сил, а расход – всего 3.8 литра на 100 км! Кроме того, 20 километров можно проехать исключительно на тяге 218 – сильного электродвигателя. Серийные гибридные автомобили, конечно, не обладают столь высокой динамикой, однако ничуть не уступают в экономичности и экологичности. В чем же секрет высокого КПД гибридных установок?

В первую очередь, из-за экономичного использования двигателя внутреннего сгорания. К примеру, в самом популярном гибриде Toyota Prius двигатель внутренного сгорания полностью отключается во время остановки, а с места разгоняется автомобиль исключительно посредством электрического двигателя, как известно, всегда имеющего максимальный крутящий момент, что позволяет разогнать автомобиль более быстро и с меньшими затратами энергии по сравнению с ДВС. Кроме того, помимо аккумуляции энергии с ДВС, батареи гибрида подзаряжаются через так называемое рекуперативное торможение – электромотор работает как генератор и превращает кинетическую энергию при торможении в энергию для батарей. Так же на некоторых моделях гибридных автомобилей возможно использование только электрической тяги, что предельно экономично и удобно в условиях городских пробок.

Вообще доля гибридных автомобилей на мировом рынке с каждым годом только растет, несмотря на высокую цену и недостатки, проявляющиеся в сложности ремонта, а также большой вес гибридных автомобилей по сравнению с обыкновенными. В России гибриды не столь популярны, как, к примеру, в Азии, в первую очередь из-за климатических условий – при отрицательных температурах окружающей среды для поддержания тепла в салоне ДВС в гибриде вынужден включаться чаще, поэтому экономические показатели работы гибрида в зимнее время намного ниже. Однако даже в столь непростых условиях эксплуатации КПД гибридной установки все равно выше, чем у обычных автомобилей. В настоящее время на российском рынке можно приобрести 4 гибрида – Toyota Prius и 3 модели Lexus (RX450h, LS600h, GX450h). Все четыре автомобиля используют технологию гибридного привода Toyota HSD, впервые опробованную на модели Prius 1997 года выпуска.

Существуют в России и собственные разработки гибридных силовых установок. Российский миллиардер Михаил Прохоров планирует выпускать в России гибридный автомобиль, разработанный специалистами компании «Яровит Моторс», которая специализируется на выпуске крупногабаритной строительной автотехники под маркой Yarovit. Проект существует пока только в чертежах, и подготовка автомобиля к серийному производству займет около двух лет. Вообще гибрид представляет собой однообъемный фургон c гибридной силовой установкой, состоящей из электродвигателя, питаемого литий-ионной батареей, в свою очередь заряжаемой от 0,6-литрового двигателя внутреннего сгорания, работающего на сжатом природном газе. С полным баком топлива автомобиль способен проехать около 400 километров. Средний расход топлива не превышает 3.5 литра на 100 километров пути. В крышу машины встроена солнечная батарея для обеспечения автомобиля дополнительной энергией. Размеры гибрида довольно скромны: длина 3657 мм, ширина 1800 мм  и высота 1600 мм, а весит автомобиль всего лишь 700 килограммов. В автомобиле всего 4 места, однако в качестве опции возможна установка детского сидения. В стандартной комплектации покупателю будут доступны автоматические сдвижные двери, которые открывает дистанционный «ключ зажигания» (внешне подозрительно похожий на iPhone) с дополнительными функциями телефона, навигатора и аудио- и видеопроигрывателя. Также в качестве опции возможна установка стекол типа «хамелеон», способных изменять пропускную способность света в зависимости от степени освещенности. Ориентировочная стоимость гибрида составит около 9000 евро. Для того, чтобы наладить производство автомобиля «ЭКО» (такое рабочее название предполагается для гибрида Яровита), потребуется инвестировать в проект порядка миллиарда долларов, однако уже на начальном этапе Прохоров собирается инвестировать 100 миллионов евро, что подтверждает серьезность намерений миллиардера. Чтобы удержать заявленную цену, компании Yarovit потребуется производить несколько сотен тысяч автомобилей «ЭКО» в год, а сейчас рынок автомобилей класса «А» в России не превышает 50000 автомобилей в год, поэтому компания будет осваивать и внешний рынок.

Однако если «ЭКО» существует пока лишь в чертежах, новосибирскими инженерами гибридная силовая установка уже сконструирован. Под руководством профессора НГТУ Александра Шевченко было разработано стартер–генераторное устройство (СГУ), изначально разрабатываемое как опция для автомобилей ВАЗ. В отличие от зарубежных аналогов, устройство имеет компактную массу и небольшую мощность, и с помощью энергии, получаемой за счет рекуперативного торможения, в течение короткого времени разгоняет с места автомобиль, а затем к процессу разгона уже подключается основной ДВС. Испытания проходят с 2002 года по настоящее время на базе отечественной «десятки», расход топлива которой снижен на 1-2 литра на 100 километров пути, благодаря СГУ. Стоимость самого устройства достигает порядка 500 долларов, однако самостоятельная установка, к сожалению, не возможна из-за сложности технологии. Сейчас СГУ проходит различные стадии тестирования, и в перспективе может появиться на некоторых современных моделях «АвтоВАЗа», что заметно повысит их экологичность, а также снизит расход топлива на 20-30%.

Стоит отметить, что Стартер – Генераторное Устройство – это не первый плод сотрудничества ученых из НГТУ и Автоваза. В свое время НГТУ выиграл грант на разработку электрического усилителя руля для автомобилей ВАЗ, и в настоящее время автомобили ВАЗ комплектуются электромеханическими усилителями руля, разработанными в НГТУ.

Вполне возможно, что этот удачный опыт сотрудничества вновь даст хорошие плоды для отечественного автопроизводителя, и возможно, в скором времени россияне смогут эксплуатировать отечественные гибридные автомобили. Ведь время электрокаров придет еще не скоро. Если вообще наступит.

Отправить статью друзьям: