Погода
Реклама

Реклама



Утилизируй это

13 Апрель 2010

Наконец-то программа утилизации старого автотранспорта, о необходимости которой в Правительстве говорили последние полгода, стала реальностью. С 9 марта сего года любой владелец автохлама может сдать своего «старичка» в специальный дилерский центр, получив взамен скидку при покупке нового автомобиля.

НАШИ  ЭКСПЕРТЫ

Ирина Кичкайло, PR-менеджер компании «СЛК-Моторс»
Василий Возилкин, менеджер отдела продаж Renault автосалона «Автомир-Новосибирск»

Стимулятор для рынка


Идея спасти автомобильный рынок, заставив людей активнее покупать новые машины взамен старых, родилась не у нас. Первыми этот метод опробовали европейцы и американцы, у которых программы утилизации старого автопарка не только начались, но уже успели закончиться, пока наши чиновники «изучали вопрос» и строили планы. Западный опыт показал, что при должной организации и достаточном объеме финансирования программы утилизации действительно оживляют рынок, способствуя значительному росту продаж. К примеру, в Германии после введения бонусной программы утилизации продажи новых автомобилей подскочили аж на 23%. Ажиотажный спрос на подобные программы в США и Европе не в последнюю очередь объяснялся достаточно высокими бонусами, которые получал владелец старого авто. В Странах Европы эта сумма составляла от 1500 до 5000 евро, в Америке – от 3500 до 4500 долларов, что покрывало солидную долю стоимости нового автомобиля.


Учитывая то, что подобная программа запускается в России впервые, срок ее ограничен ноябрем 2010 года. Будут ли ее продлевать – целиком зависит от результатов. Впрочем, на этот раз власти, кажется, действительно все продумали и учли. Разумеется, в нашем случае речь ни о каких тысячах евро не идет. Сумма скидки по программе составляет 50 тысяч рублей, а всего на реализацию программы выделено 11 миллиардов рублей, чего, теоретически, хватит на выкуп примерно 200 тысяч автомобилей. Эксперимент будет действовать на всей территории Российской Федерации.


Что сдаем?

А теперь посмотрим, какой конкретно «металлолом» можно будет отдать за 50 тысяч рублей. Принять участие в программе смогут только автомобили не младше 10 лет от роду. То есть, все, что было выпущено после 1999 года, под действие скидок и бонусов не попадает и утилизации не подлежит. Несомненно, порадует автовладельцев то, что действие программы распространяется не только на российские автомобили. Право- и леворульные «японцы» и «корейцы», европейские и американские марки – все они тоже могут стать участниками программы по утилизации. Хотя иномарка 1999 года, если она находится в хороших руках, стоит намного дороже 50 тысяч рублей. Так что, скорее всего, утилизировать будут 20-30-летние отечественные автомобили, стоимость которых на рынке составляет не более 40 тысяч рублей.


Поскольку программа рассчитана только на легковые автомобили, то вторым условием является ограничение по весу. Утилизировать можно только те машины, вес которых не превышает 3.5 тонн.


Еще один важный момент – комплектация сдаваемого автомобиля должна отвечать некоторым требованиям. Рассказывает PR-менеджер компании «СЛК-Моторс» Ирина Кичкайло:

«Принимаются только полнокомплектные автомобили, то есть оснащенные двигателем, трансмиссией и навесными агрегатами, техническими жидкостями, топливом, аккумулятором, выхлопной системой, элементами остекления, кузов должен быть не разрушенным и оборудованным сидениями, элементами интерьера и шасси». 


Так что, если вам мечталось подзаработать на развалюхе, от которой остался один только корпус, лучше даже и не пробовать.
Кстати, для любителей подзаработать есть еще кое-какая интересная информация. Еще на стадии  разработки законопроекта было высказано опасение, что некоторые предприимчивые граждане начнут массово скупать старые автомобили, чтобы сдать их и хорошо на этом нагреться. Поэтому к утилизации принимаются только те автомобили, которые находятся в собственности владельца не менее одного года. Для подтверждения этого требуется предъявить полный комплект документов.

Что берем?

Если сдать на утилизацию можно любой легковой автомобиль, то при выборе нового, на который пойдет скидка, его происхождение играет ключевую роль. Скидку в 50 тысяч рублей можно получить только на те машины, которые выпускаются на территории России. Правда, речь идет не только о хорошо всем известных ВАЗах, УАЗах или ГАЗах.


В программе участвуют и так называемые иномарки российской сборки. В результате, под действие утилизационной программы попали автомобили, производящиеся в России (полный список моделей, см. в таблице). Причем в этом перечне есть как бюджетные компактные автомобили, вроде тольяттинской «Калины», так и полноразмерные седаны (Toyota Camry), а также кроссоверы (Volkswagen Tiguan) и даже внедорожники (корейские SsangYong).


Модели, которые на территории нашей страны не выпускаются, в программе участвовать не могут. Всего в перечень автомобилей, на которые распространяется скидка, вошли 64 различных модели.

Как воспользоваться программой?
В сущности, никаких темных пятен в программе нет. Все необходимые документы, кстати, изложенные понятным человеческим языком, можно найти на сайте Минпромторга. Тем не менее, постараемся кратко изложить основные положения.


Сама схема выглядит следующим образом. Сначала следует определиться  с тем, какая машина вас интересует, и в зависимости от этого выбирать дилера, с которым вы будете работать. После того, как вы точно установите, что интересующая вас модель есть в наличии, можно приступать. Старый автомобиль доставляется в пункт утилизации по адресу Новосибирск, ул. Станционная, 82, отдает 4 экземпляра Свидетельства об утилизации представителю станции, либо своим ходом, либо на эвакуаторе (за свой счет). Оттуда автомобили буду отправлять в Томск или Барнаул для окончательного уничтожения.


Отдельно придется озаботиться снятием автомобиля с учета. В целом, регистрационные действия проводятся обычным порядком в отделениях ГИБДД. Однако если вам самому этим заниматься недосуг, то такого рода заботами можно загрузить и дилера, с которым вы собираетесь работать. Тем более что специально на снятие с учета государство выделяет дилерам целый миллиард рублей из тех 11-ти, что пойдут на программу. Более того, на дилера можно перекинуть и такие формальности, как отправка автомобиля на переработку или оформление свидетельства об утилизации. Для этого необходимо в простой документарной форме написать доверенность на  выполнение операций по снятию с учета, передаче автомобиля на пункт утилизации, а также получению свидетельства об утилизации. При этом в договоре обязательно должен быть пункт, согласно которому до получения хозяином машины свидетельства об утилизации, новая легковушка, которую он присмотрел, будет числиться на ответственном хранении у дилера. Бланк свидетельства об утилизации (в 5 экземплярах) распечатывается с сайта Минпромторга и заполняется по установленной форме менеджерами дилерского центра. Один экземпляр останется потом в пункте утилизации, один заберет себе ГИБДД, один останется в автосалоне, по одному получат клиент и Минпромторг.


После того, как все формальности будут улажены, автовладелец оплачивает сбор за утилизацию, который не должен превышать 3 тысяч рублей, и ждет, когда придет свидетельство об утилизации старого авто. По уверению чиновников, на это будет уходить от трех до пяти дней.


После получения этого свидетельства клиент оплачивает стоимость нового автомобиля за вычетом 50-тысячной скидки, оформляет новую машину в ГИБДД и становится ее полноправным владельцем.

Подводные камни


На бумаге все выглядит просто. Однако многие специалисты указывают и на слабые места программы. Во-первых, вызывает сомнение ее экономическая эффективность. Российский автопром и в лучшие дни жил больше государственными субсидиями, чем собственными заработками. Не обернется ли программа по утилизации бесполезной потерей 11 миллиардов? С другой стороны, есть и положительные мнения. Например,  старший менеджер отдела продаж Renault автосалона «Автомир-Новосибирск» Василий Возилкин считает, что это очень нужная и своевременная мера, которая обязательно принесет положительный эффект и поможет российскому автопрому легче пережить кризисные времена.


Однако определенные сложности объективно присутствуют. На сегодняшний день в России насчитывается 1569 дилеров из 74 регионов России, которые согласились участвовать в программе. Полторы тысячи – для большой страны это совсем не много. Как видим, их даже на все регионы не хватило. При этом воспользоваться преимуществами бонусной программы смогут, прежде всего, жители больших городов, где и располагаются дилерские центры. Это касается и Новосибирской области. Формально  на ее территории числятся 22 дилерских центра, участвующих в программе по утилизации. Но из них только один находится не в Новосибирске – это «Сигнал-Авто» (Бердск). И как быть остальным жителям области, которая по своей территории может поспорить со средней европейской страной?  Кроме того, не хватает пунктов утилизации – по словам Ирины Кичкайло, ближайший к Новосибирску находится в Барнауле. Получается, что старые автомобили сначала надо собрать в Новосибирске, затем отправить их в Барнаул, дождаться, пока их уничтожат, и только потом можно будет получить скидку.  Хватит ли для этого пяти дней, и не придется ли клиентам ждать новых автомобилей по несколько недель?

«Свою площадку по утилизации в Новосибирске собираются открыть примерно через месяц, - прокомментировал этот момент Василий Возилкин, – потому что такому крупному городу без нее не обойтись. А пока будем возить машины в Барнаул или в Томск».

Тем не менее, по свидетельству Василия Возилкина, до 16 марта только в «Автомир-Новосибирск» обратились более 70 желающих воспользоваться программой. Так что, не смотря на все трудности, программа по утилизации старого автопарка потихоньку набирает обороты.

 

Отправить статью друзьям: