Погода
Реклама

Реклама



Не занижай и не завышай!

6 Апрель 2010

Главная задача автомасла – не допустить сухого трения движущихся внутренних деталей двигателя, а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Сделать субстанцию, которая обладала бы необходимыми для этого свойствами и при этом имела бы стабильные характеристики в широком диапазоне температур, невозможно. В связи с этим существует целый ряд заблуждений автолюбителей относительно вязкости моторного масла, о которых мы и хотели бы рассказать.
Как известно большинству автолюбителей, показатель температуры на приборной доске отражает состояние температуры охлаждающей жидкости. Она стабильна в прогретом двигателе и должна составлять около 90 градусов. Температура масла при этом существенно «гуляет» и может доходить до 140-150 градусов - в зависимости от скорости и интенсивности движения.
Исходя из этого, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры автомасла. Эти параметры должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.
Наиболее важным из параметров автомасла считается его вязкость, которая меняется в зависимости от температуры, являясь переменной величиной. Для этого «Американская ассоциация  автомобильных инженеров» (SAE) разработала классификацию моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах. Буква W – показатель низкотемпературной вязкости, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при определенной минимальной температуре автомасла (минимальная температура «проворачиваемости» двигателя).

Гораздо интереснее второе число в обозначении – высокотемпературная вязкость (например, 30). Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, т.к. это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.

Принято считать, что чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше. В частности, масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей. Но это абсолютно не означает, что если Вы зальете в свой гражданский мотор спортивное масло, то он станет спортивным или лучше поедет. Будет как раз наоборот – потеря мощности и быстрый износ двигателя. Причем это касается не только отечественного автопрома, но и всех иномарок.
Таким образом, вязкость автомасла должна соответствовать требованиям автопроизводителя - независимо от возраста, пробега, стиля вождения, бюджета и «авторитетного» мнения сервисменов, даже если это официальный сервис!
Эффективность работы двигателя зависит не от абсолютного значения вязкости при определенной температуре, а от динамики ее изменения при работе в определенном диапазоне рабочих температур и соответствия этой динамики конструкции конкретного мотора. Важен вопрос: а есть ли разница в зазорах и рабочих температурах двигателей разных типов, объемов и производителей? Есть, и разница эта очень существенна, особенно если речь идет о последних моделях двигателей. Именно поэтому существуют разные допуски автопроизводителей для моторных масел, а также различные по температурно-вязкостным требованиям классы качества некоторых международных классификаций (наиболее яркий пример – классификация ACEA).

Речь идет не только о маслах с разным индексом вязкости по SAE, который присваивается исходя из абсолютных значений вязкости масла при температурах 100 и 150 °С.  А вот до, между и после указанных промежуточных значений кривая изменения вязкости разных масел при изменении температуры может достаточно сильно отличаться.

Если вязкость масла выше нормы, предусмотренной производителем, двигатель постоянно работает в режиме повышенных температур, от чего быстрее изнашиваются его детали. А если вязкость масла занижена? Тогда возникает совершенно обратная ситуация.

Сейчас практически все производители автомобильных масел делают специальные энергосберегающие низковязкостные масла (0w20, 5w20), причем речь идет именно о вязкости при высоких температурах. Отличаются эти масла от обычных классами качества и допусками автопроизводителей. В частности, низковязкие масла соответствуют классам качества ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5.
Проблема заключается в том, что для таких масел делают специальные моторы!

Помните: занижать вязкость масла по сравнению с требованиями автопроизводителя гораздо опаснее, чем завышать. Поэтому, прежде чем покупать автомасла классов ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5, а также специальные, на которых написан только один допуск (одобрение) автопроизводителя, загляните в Вашу сервисную книжку или инструкцию по эксплуатации!
Вывод прост и очевиден - если мотор рассчитан на параметры масла 5w30, то масло с маркировкой 0w20 в него заливать нельзя, а 5w40 не рекомендуется. Поэтому еще раз напомним, что масло следует выбирать согласно требованиям производителя мотора, а не рекомендациям изготовителя масла!

Отправить статью друзьям: