Погода
Реклама

Реклама



Низкочастотное счастье

25 Март 2010

В 1992 году прошла премьера фильма «Бэтмэн возвращается», на показе которого была впервые применена система объемного звучания Surround Sound Dobly Digital, разработанная пионером аудио - промышленности Реем Дабли. С этого времени Surround Sound (звук вокруг) стал очень популярным – технологию начали использовать повсеместно. А технические решения фирмы «Dobly Labs» до сих пор являются эталоном в сфере производства систем объемного звуковоспроизведения.

Подобные системы различаются по мощности, а также по конфигурации, зависящей от соотношения количества «Сателлитов» (высокочастотных громкоговорителей от 33 до 32000 Гц) к «сабвуферам» (низкочастотным громкоговорителям с частотой воспроизведения от 3 до 351 Гц), являющимся важнейшим элементом любой системы Surround sound. Сабвуфер выдает низкие частоты, которые трудно локализируются, то есть человеку трудно определить, откуда именно идет звук. Поэтому в объемной системе звучания на несколько сателлитов достаточно одного сабвуфера, который может располагаться в любом удобном месте. Данные системы звучания достаточно компактны, поэтому их установка стала возможной и на автомобилях, чем и занимаются на сегодняшний день фирмы, предлагающие свои услуги в сфере автозвука. У этих компаний наш журнал и решил узнать, как правильно выбирать, устанавливать и эксплуатировать автомобильные сабвуферы.

По словам Виталия Бердова, специалиста по установке автомобильной акустики центра «Новатор», наибольшей популярностью пользуются бюджетные сабвуферы в ценовом диапазоне от 3 до 6 тысяч рублей. Как правило, в эту ценовую категорию попадают небольшие активные сабвуферы мощностью до 200 Ватт с диаметром катушки от 10 до 13 дюймов, обычно имеющие встроенный усилитель и вибропоглощающий корпус. К этой ценовой категории можно отнести Helix Xmax active диаметром 10/12 дюймов стоимостью 3699 и 4699 рублей. В средний ценовой диапазон попадают пассивные сабвуферы от 6 до 10 тысяч рублей, обычно идущие в комплекте с корпусом. К примеру, в эту ценовую категорию попадает достаточно популярный саб фирмы Focal SB 30 A1 (12 дюймов) стоимостью 8000 рублей. В самом дорогом сегменте (от 10 тыс. рублей) низкочастотной акустики наиболее популярны встраиваемые мощные (до 1000 вт) двух-обмоточные сабвуферы, позволяющие получить отличное качество звука даже при запредельной громкости благодаря использованию качественных материалов, а также с возможностью использования расширенной конфигурации настроек двойной обмотки, позволяющей проще интегрировать данный тип сабвуферов в любую стереосистему автомобиля. Образцом этого сегмента может послужить «саб» фирмы Herz – Super Herz HXS 380 D стоимостью 13899 рублей. (прим. Все цены на сабвуферы приведены из прайс-листа магазина «Автоаудио центр»).

Правильное расположение «саба» достаточно важно, ведь от этого сильно зависят его акустические свойства. Багажник не всегда является идеальным местом, иногда из-за специфического расположения бензобака некоторых марок автомобилей. К примеру – у популярного у нас автомобиля Toyota Mark 2, звук сабвуфера из багажника сильно глушится и не проходит в салон автомобиля. В этом случае специалисты могут выполнить корпус уникальной формы, позволяющий решить эту проблему. Помимо багажника, сабвуферы часто устанавливаются под водительское или пассажирское кресло, при этом сидящий не будет чувствовать никакого дискомфорта. В принципе, возможна установка в любое свободное место в салоне автомобиля по желанию клиента, вопрос лишь будет стоять о стоимости, которая напрямую зависит от трудоемкости работ.

Вообще, акустические характеристики «саба» во многом зависят от типа кузова автомобилей. Как отмечает Виталий, больше всего везет в этом плане владельцам автомобилей с кузовами универсал и хэтчбэк, так как багажные отделения в автомобилях такого типа не изолированы полностью от салона, и низкочастотные колебания свободно распространяются по всему салону автомобиля.

Важна также и виброизоляция сабвуфера. Он должен быть прочно закреплен на месте и «одет» в специальный вибропоглощающий материал. Не менее эффективно защищает от вибраций и самостоятельный жесткий корпус, который обычно изготавливается установщиками под заказ. Для качественного звучания акустической системы с сабвуфером необходима шумоизоляция всего салона автомобиля, хотя обычно автолюбители довольствуются изоляцией передних дверей и моторного отсека, считая это вполне приемлемым. Ведь полная шумоизоляция салона автомобиля может обойтись в сумму до 50 тысяч рублей, тогда как выборочная изоляция передних дверей и мотора стоит в несколько раз дешевле. Но, по словам специалистов из компании «Эквилон – звук», такие меры не позволят даже частично ощутить максимально возможное качество воспроизведения акустической системы объемного звучания.

Кроме всего вышеперечисленного, для правильной работы сабвуфера необходимо наличие в автомагнитоле автомобиля линейного разъема, поддерживающего функцию использования сабвуфера. Обычно данная функция присутствует почти на всех современных автомагнитолах среднего ценового диапазона.

Отправить статью друзьям: