Погода
Реклама

Реклама



Не так страшен Common Rail…

19 Март 2010

Первым дизельным двигателям системы Common Rail, попавшим на российский рынок, не сильно повезло. Так же как и первые бензиновые инжекторные двигатели, они подверглись резкой критике со стороны российских автомобилистов. Их обвиняли в излишней капризности и требовательности к качеству топлива. Их не знали, как ремонтировать. Впрочем, очень скоро даже у самых заядлых критиканов аргументы иссякли, а ремонт двигателей Common Rail стал таким же обычным делом, как обслуживание любого бензинового мотора.

Сегодня уже ни у кого не возникает сомнений в том, что дизель системы Common Rail имеет сплошные преимущества. В отличие от традиционных дизелей с низким давлением подачи топлива, здесь, как и на бензиновом моторе, имеется топливная рампа, в которую с помощью ТНВД подается топливо, поступающее в цилиндры через форсунки, оборудованные соленоидными клапанами с электроуправлением. Такая конструкция топливной системы позволяет сделать процесс подачи топлива максимально точным, а процесс сгорания максимально эффективным.

«В Common Rail вся важная работа регулируется бортовым компьютером, – поясняет автослесарь по ремонту дизельной аппаратуры компании «Дизель-Технологии» Евгений Мирошниченко. - В «механических» топливных системах всё было привязано к коленчатому валу и распределительному валу. Для этого использовались дополнительные механические приводы, которые имеют свойство изнашиваться. В этом плане Common Rail намного надежнее. Электроника не подвергается такому износу, как механика. Кроме того, в виду более точного дозирования и определения момента впрыска, а также за счет более высокого давления в системе качество распыления топлива и качество его сгорания намного выше, что дает большую отдачу от двигателя».

Если говорить о ТНВД, то на системах Common Rail он намного проще, чем в обычных топливных системах дизельных двигателей. Теперь он не отвечает за распределение топлива по форсункам, а лишь подает необходимое количество топлива в рейку под очень высоким давлением (свыше 1000 бар). За распределение дизельного топлива по форсункам и за его дозирование в автомобилях, оборудованных системами Common Rail, отвечает бортовой компьютер, подающий команды на электроклапана форсунок. От корректной работы этих клапанов, а также от давления в топливной рампе во многом и зависит правильная работа всей топливной системы.

Прототип системы Common Rail был разработан в конце 60-х годов. Первые работоспособные системы были внедрены в конце 90-х годов корпорацией Denso, и с тех самых пор принципиально эта система не изменилась. С годами меняются «прошивки» форсунок, внедряются пьезоэлементы, но конструктивно система Common Rail остается очень похожей на ту, что получила массовое распространение в начале 2000-х годов.

Что изменилось
в плане обслуживания?

Самые серьезные перемены коснулись регулировки ТНВД. На топливных системах предыдущего поколения топливные насосы приходилось время от времени регулировать, поскольку в процессе эксплуатации они начинали неравномерно распределять топливо по цилиндрам. В обычных 4-хцилиндровых моторах, с рядными ТНВД, эта работа была не очень сложной. А вот в больших по объему дизелях с 6-ю и более количеством цилиндров, а также в двигателях, оснащенных распределительными ТНВД, процесс регулировки насоса довольно сложен и дорог.

На двигателях с системой Common Rail регулировать ТНВД не требуется, поскольку, как уже было сказано выше, он отныне не отвечает за распределение топлива по цилиндрам. Насос в этих системах работает до тех пор, пока он в состоянии создавать в топливной рампе необходимое давление. После достижения критического износа его попросту меняют на новый. Однако за упрощение конструкции ТНВД пришлось расплатиться усложнением конструкции форсунок.

«На форсунках Common Rail стоят электроклапана, которые довольно чувствительны к качеству топлива. А третье поколение систем Common Rail отличается применением пьезоэлектрических инжекторов для увеличения точности впрыска, количественного увеличения фаз впрыска, а также повышения давления подачи топлива в рампу, – рассказывает Евгений Мирошниченко. – В результате этого форсунки на двигателях этого поколения стали уже менее пригодны к ремонту. В большинстве случаев их приходится попросту менять, что обходится автовладельцам в круглую сумму».

Ещё лет пять назад дизельные двигатели с системами Coommon Rail были не частыми гостями на новосибирских станциях техобслуживания. Сегодня же они составляют большинство.

«Автомобилей с системами Common Rail в эксплуатации у нас очень много. Все свежие внедорожники из Японии и Южной Кореи оборудованы этой топливной системой, – рассказывает Сергей Кренев из компании «СВ-дизель», - поэтому доля таких топливных систем среди всех поступающих в ремонт автомобилей сегодня очень высока. Но это не означает, что Common Rail такой ненадежный и «ломкий», просто все остальные топливные системы вытесняются с рынка».

Стоит отметить, что каких-либо серьезных сложностей с ремонтом таких моторов у сибирских автослесарей сегодня не возникает. В Новосибирске работает несколько автоцентров, которые занимаются диагностикой, ремонтом и обслуживанием дизельных двигателей с системой Common Rail.

«Возможности нашего оборудования позволяют обслуживать и ремонтировать любые топливные системы, в том числе и системы Common Rail самого последнего поколения. Мы обслуживаем и диагностируем двигатели 2009 года выпуска, причем как системы Common Rail, так и насос-форсунки, и индивидуальные топливные насосы (PLD-секции)», - отмечает Евгений Мирошниченко.

В компании СВ-дизель так же отметили, что ремонт автомобилей с такими топливными системами не доставляет больших сложностей. Эти моторы довольно требовательны к качеству диагностики, в том плане что неопытный автослесарь не всегда сможет определить истинную причину некорректной работы топливной системы, особенно если у него нет полного арсенала диагностического инструмента. Что же касается непосредственно ремонта таких топливных систем, то всё упирается в бюджет, которым располагает автовладелец. Ремонтопригодность основных компонентов топливной системы – низкая. Как правило, приходится прибегать к замене, а каждая деталь стоит немалых денег. К примеру, самая обычная форсунка Common Rail для двигателя Kia Sorrento в Новосибирске стоит от 13 до 18 тысяч рублей. Форсунки с пьезоэлементом – ещё дороже. Соответственно, даже не самый сложный ремонт обходится в довольно круглую сумму.

Основной же причиной поломок в топливной системе Common Rail остается невысокое качество российского дизельного топлива. До сих пор оно не соответствует тем параметрам, под которые создавалась данная топливная система. Тем не менее, владельцы современных импортных дизельных моторов довольно успешно эксплуатируют их на нашем рынке. Единственное условие, которого надо обязательно придерживаться, по словам экспертов, это заправка максимально качественным топливом. Стоит один раз залить плохую «солярку» - и форсунки Common Rail могут выйти из строя. Помимо форсунок, от некачествнного топлива могут пострадать клапана, которые также стоят довольно дорого.

Отправить статью друзьям: