18 Март 2010
Впервые «линзовые» фары ближнего света появились в 1986 году на BMW седьмой модели. С той поры они не дают покоя автолюбителям всего мира, в том числе и нашим. «Сделать себе очки, как у BMW» - заветная мечта молодых тюнеров всей России. Вот мы и решили узнать: на какой автомобиль можно устанавливать линзовую оптику, а на какой - нет? Сколько денег уйдет на эту операцию? Будут ли проблемы с ГАИ при прохождении техосмотра?
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Алексей Иволга, инспектор отдела технического надзора Управления ГИБДД НСО.
Напомним, что существует три типа автомобильных фар. Довольно распространенными являются обычные фары с параболическим отражателем. Их особенность - лампочка расположена в фокусе (фокальной точке), благодаря чему отражатель направляет пучок света вдоль оси (удобно для дальнего света). Рассеиватель расширяет луч горизонтально.
Второй тип фар – FF-рефлекторы. Они имеют эллиптический отражатель «свободной формы» (free form, freie flechen). Поверхность рефлектора поделена на отдельные сегменты, каждый из которых отвечает за свою часть освещаемого пространства. Луч распределяется более целенаправленно и повышается его дальность.
Но сейчас все больше производителей оснащают модели своих авто ксеноновым светом и фарами с эллипсоидными отражателями, именуемыми в народе точечной или линзовой оптикой. Лучи лампы, находящейся в первом фокусе, собираются во втором и затем попадают в собирающую линзу. Лучи, собираясь во втором фокусе отражателя, «подрезаются» экраном, который обеспечивает заданную светотеневую границу, а затем еще раз фокусируются линзой. Их КПД значительно выше двух вышеуказанных типов фар.
При этом вместе с прекрасно сфокусированным ярким светом линзовая оптика старается оберегать от него глаза встречных водителей, не допуская опасного засвечивания встречной полосы. Преимущества таких фар состоит в том, что они обладают повышенной светоотдачей при лучшей экономичности, а также дают улучшенную видимость, большую безопасность и обзорность.
Линзы любят точность
Специалисты утверждают: линзовая светотехника требовательнее к точности настройки. Одно дело, если фары серийные, «родные» для автомобиля. В этом случае можно вполне доверять штатным настройкам изготовителя. В других случаях даже незначительные отклонения могут вести к тому, что свет фар станет опасным для встречных водителей, плюс может существенно ухудшить качество обзора.
Как известно, яркость светового потока ксеноновых ламп примерно вдвое выше обычных, и фары могут стать источником сильнейшего ослепления. Поэтому правила Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) имеют требования, чтобы линзованная оптика обязательно имела автоматическую систему регулировки светового пучка в вертикальной плоскости (Automatic Level adjuster), а также омыватель фар.
Требование обязательного наличия омывателя является не бесспорным. Хотя бы потому, что теми же европейскими автопроизводителями омыватели по-прежнему занесены в реестр только как «дополнительные опции».
Тем не менее, даже сами производители светотехники убеждены, что омыватель для таких фар является необходимым. В результате ряда исследований, проведенных компаниями Alferdinck, Hella, Bosch было установлено, что грязь, накапливающаяся на линзах фар, потенциально увеличивает эффект ослепления до 300% по сравнению с чистыми линзами. Это особенно актуально для фар повышенной яркости.
«Потребность в линзовой оптике возникает только после установки ксеноновых фар, – рассуждает специалист Автоцентра «Япония», назвавший себя Русланом, – а переход на ксенон требует также установки на автомобиль омывателя фар. В комплексе объем таких работ обойдется в такую сумму, что наверняка отобьет желание устанавливать линзы».
Варианты есть
Поставив себя на место потенциального клиента по услуге установки линзовой оптики и ксенона, корреспондент «Авто54» довольно долго искал сервисные центры, предлагающие такую услугу, пока не наткнулся на сайт компании «Пит Лайн Сиб». Здесь утверждалось, что «ксеноновые фары – это опция, доступная теперь каждому автомобилисту». Тут же пояснялось, что «линзованный биксенон еще совсем недавно устанавливался только в ксеноновые фары дорогих автомобилей, но сейчас каждый автомобиль может быть оборудован биксеноновыми линзами, дающими правильный европейский свет даже праворульным автомобилям».
Позвонив в качестве клиента в эту компанию, корреспондент «Авто54» поинтересовался, есть ли у него шанс установить линзованную оптику с ксеноном на свой автомобиль «Toyota Corolla Fielder», при условии, что машина не оснащена омывателями фар? Сейчас на данном авто установлены обычные галогенные лампы.
«Никаких проблем, – ответили на том конце провода. – Можно и без омывателей фар ставить ксенон и линзы. Кстати, сейчас идет много новых машин, не оборудованных омывателями фар. Никаких сложностей при прохождении ГТО у них не возникает. Дело в том, что оптику по сути вы никак не меняете, поэтому проблем с законом быть не должно. Правда, необходимо купить целиком соответствующий комплект (лампы, блоки розжига и оптику)».
Стоит такой набор около 8 тыс. руб. Это дороже, чем обычный ксенон, но не так дорого, как оригинальные европейские фары головного света. Установочные работы будут стоить 4 000 руб. (сбор-разбор фары, регулировка фар на аппарате).
«Фара будет светить по европейским стандартам, то есть по российскому ГОСТу она также проходит», – заверил меня анонимный собеседник.
Особое мнение
Это утверждение вызвало у нас определенные сомнения и мы решили его проверить, обратившись к инспектору отдела технического надзора Управления ГИБДД НСО Алексею Иволге. Он пояснил, что в основе решения проблемных ситуаций с установкой ксенона лежит закон. А именно – Приложение к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации».
«Там установлен перечень неисправностей, которые запрещают эксплуатацию транспортных средств, – рассказывает Алексей Иволга. – Согласно пункту 3.1, «Если количество, тип, свет расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют конструкции транспортного средства», а также согласно пункту 3.4 «На световых приборах отсутствуют рассеиватели, либо используются лампы, не соответствующие данному типу светового прибора» – эксплуатация транспортных средств запрещается». Другими словами, ставить ксенон без замены оптики законом запрещено, поскольку это ведет к нарушению режима работы всего светового прибора. В этом случае вас легко могут привлечь к ответственности по части 3 статьи 12.5 КОАП РФ. То есть «управление транспортным средством на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета, а равно приборы, свет и режим работы которых не соответствуют требованиям «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», – влечет лишение прав управлением транспортным средством на срок от 6 месяцев до одного года».
Сославшись на инструкции брошюры НИИ «Безопасности дорожного движения», Алексей Иволга пояснил, что на многих автомобилях установка ксеноновых ламп вместе с линзовой оптикой возможна, но категорически отсоветовал выполнять такой тюнинг владельцам ВАЗовской «классики».
«Например, на моделях ВАЗ 2108, 2109 и 21099 и еще ряде моделей ВАЗ, заводом-изготовителем установлены фары только стандарта CR и HCR – соответственно, установка ксенона и линзовой оптики на них не предусмотрена, и любые изменения светотехники будут подпадать под статью КоАП», – пояснил А. Ивлога.
Другими словами, решив установить на свой автомобиль новую оптику с линзами, вы так или иначе рискуете. Проверить качество регулировки головного света после установки вы не в состоянии, зато при очередном прохождении техосмотра вас запросто могут отправить на регулировку или, что ещё хуже, на обратную замену фар на штатные. Владельцам подержанных иномарок и новых российских автомобилей ещё есть смысл изучать данное направление светотюнинга, а вот хозяевам классических моделей ВАЗа для начала стоит подумать о замене автомобиля.