Погода
Реклама

Реклама



Поправка «на холод»

2 Февраль 2010

Спросите любого «гуру» автомобильного ремонта, стоит ли ехать куда-либо на автомобиле при температуре воздуха – 35оС. Если он действительно «гуру», то, скорее всего, скажет: «Нет. В такую погоду – лучше на такси». И сам я долгое время придерживался именно этого правила. Но нельзя же, в конце концов, ездить на такси всю зиму! А для чего тогда машина?

Судя по тому, что на улицах Новосибирска пробок меньше не стало, большинство моих товарищей по несчастью пришли к таким же выводам, и как только завершились новогодние каникулы, постарались пробудить от зимней спячки свои транспортные средства, не реагируя на бесконечные штормовые предупреждения МЧС. Но «разбудить» - это ведь только полбеды. Современные иномарки в массе своей в принципе не готовы к эксплуатации в экстремально морозную погоду, поэтому оставим в покое «проблему запуска» - о ней написаны уже тома журнальных статей. Давайте лучше поговорим о том, чего вам могут стоить самые обычные поездки из дома на работу на своей машине, если за окном – «что-то около – 40».

Выбирайте дорогу подлиннее

А начать все же придется с аккумулятора. Многие ошибочно предполагают, что от аккумулятора в такую погоду требуется только одно – завести двигатель после длительной стоянки на морозе. Это только половина дела. Аккумулятор должен ещё успеть зарядиться за то время, пока вы едете на работу. Между прочим, при холодном пуске двигателя заряд батареи тает буквально в считанные секунды, а восполняется намного медленнее, поскольку холодная батарея заряжается хуже, чем теплая.

Старая АКБ восстанавливается после запуска намного медленнее

Так что если дорога от дома до офиса занимает минут 15-20, то на запуск мотора для дороги домой силёнок вашего аккумулятора может уже и не хватить, особенно если батарея уже достигла «пенсионного» возраста. Решить проблему можно двумя способами: либо дольше ехать на работу, либо установить новую АКБ – у неё период восстановления будет все же покороче.

Готовьтесь к техобслуживанию

Теперь поговорим о прогревах двигателя на холостом ходу. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что прогревать современный двигатель, оборудованный довольно сложной топливной системой, с помощью функции автозапуска на сигнализации – это вредно. Мало того, что каждый подобный запуск вносит свою лепту в сокращение ресурса двигателя, так ещё и нагарообразование увеличивается в разы. А механика процесса такова. Вы запускаете холодный двигатель. До тех пор, пока он не выйдет на рабочую температуру, в цилиндры поступает обогащенная топливовоздушная смесь, иначе мотор попросту не будет работать. Испаряемость бензина при сильном морозе практически нулевая, соответственно, свеча, даже если она находится в идеальном состоянии, не может сжечь всю богатую смесь, которая закачивается в цилиндр. Несгоревшее топливо и оседает на поршне и поверхности свечи (которая находится в камере сгорания) в виде нагара. Если в дальнейшем прогреть свечу до режима самоочистки (от 500 до 800 градусов Цельсия), то процесс загрязнения электрода свечи прекратится. В режиме самоочистки рабочая свеча сжигает всё топливо, поступающее в цилиндры, а вместе с ним и все отложения, не успевшие закоксоваться. Однако чтобы прогреть двигатель и свечи до рабочего состояния при сильном морозе вам придется проехать не менее 100 километров, причем желательно не в городском режиме, а в загородном, то есть при равномерной хорошей нагрузке. Другими словами, пока на улице – 30°С, у вас очень мало шансов прогреть свечи до нормальной рабочей температуры, а значит, повышенный расход топлива, загрязнение форсунок и повышенное нагарообразование – неизбежны.

Только вы не подумайте, что я решил вас отговорить от поездок на автомобиле в холодную погоду. Просто нужно быть готовым к тому, что после того, как морозы немного отпустят, вам предстоит заехать на СТО, почистить блок дроссельной заслонки, камеру сгорания, а возможно и заменить масло раньше срока, ведь моторное масло – это главный борец с нагаром. Именно оно смывает нагар с внутренних поверхностей, пока концентрация загрязняющих веществ в нём не достигнет определенного предела.

При температуре – 30оС, прогреть свечи до температуры самоочистки очень сложно

Морально надо быть готовым и к тому, что технически исправный автомобиль может отказаться заводиться, после нескольких дней эксплуатации в морозную погоду. К примеру, если холода окажутся слишком затяжными, а режим вашего передвижения никак не предполагает длительных поездок по загородным трассам, то нагар на свечах станет настолько плотным и стойким, что уже не сможет воспламенить холодный бензин.

Пожалейте трансмиссию

Особого внимания в морозы следует уделять трансмиссии. Она подвергается сверхнагрузкам. Если двигатель ещё можно прогревать с помощью предпускового прогрева или автозапуска, то трансмиссия может прогреться только тогда, когда она работает. Если говорить об автоматической КПП, то сегодняшние синтетические трансмиссионные жидкости для этого агрегата достаточно морозоустойчивы, чтобы обеспечивать нормальную работу коробки даже при очень низких температурах. Хотя режим переключения передач до тех пор, пока коробка не прогреется, оставляет желать лучшего. Но главная проблема заключается в другом. В первые минуты езды АКПП вынуждена прилагать совсем другие усилия для того, чтобы прокрутить всю массу замерзшего железа, которая приводит в действие ваш автомобиль. Вы сами наверняка знаете, насколько тяжело сдвинуть с места машину, простоявшую на морозе без движения несколько часов, поэтому чтобы смягчить нагрузки на АКПП, специалисты рекомендуют в первые 10-15 минут движения выбрать максимально щадящий режим.

После стоянки на морозе первые 10-15 минут двигайтесь максимально осторожно без резких разгонов и торможений

В идеале – лучше двигаться с равномерными оборотами двигателя, немного выше средних (около 2500 об/мин) на 1-ой или на 2-й передаче. За 10 минут гидравлическая жидкость в АКПП и смазка в ШРУСах прогреется достаточно хорошо, и вы сможете перейти на нормальный режим. Водителям внедорожников с отключаемым приводом передних или задних колес рекомендуется начинать движение в режиме 2 WD и лишь после прогрева ходовой части подключать полный привод. Вообще, осторожность – это главный принцип вождения в холодную погоду. Резкие движения могут привести к очень печальным последствиям.

На внедорожниках рекомен-дуется включать полный привод после прогрева ходовой части

К примеру, задубевшая покрышка запросто может разбортоваться, если вы слишком резко вывернете руль. Слишком резкие нажатия на педаль тормоза могут стать причиной утечки тормозной жидкости, поскольку резинки тормозных цилиндров также теряют эластичность. Кстати, резинотехнические изделия ходовой части автомобиля чаще всего и нуждаются в замене после частых поездок по морозу. Пыльники ШРУСов, амортизаторов, шаровых опор и рулевых тяг при 30-тиградусном морозе превращаются в «деревянные». Соответственно, даже небольшие нагрузки приводят к разрывам и трещинам. Если вы их вовремя не заметите, то через несколько недель почти наверняка услышите неприятный стук в районе колесных арок. Так что, если уж вам никак не удается оставить свою машину на приколе до теплых дней, то нужно быть максимально бдительным.

Будьте осторожны

В завершение ещё несколько слов о безопасности дорожного движения. Морозная дымка и пары из выхлопной трубы очень сильно снижают видимость на дороге. Ранним утром и в сумерках двигаться приходится практически на ощупь. В январе уже отмечен рост числа мелких столкновений на дорогах, причиной которых стала как раз ограниченная видимость и невнимательность автомобилистов. Если вы не хотите стать участником этой неприятной статистики, то действовать надо очень аккуратно. Особенно опасны пробки и автобусные остановки, вокруг которых концентрация выхлопных газов и пара очень высока.

Не стоит забывать ещё и о том, что при экстремально низкой температуре даже качественные зимние шины задубевают. Коэффициент их сцепления с дорогой резко понижается, тормозной путь увеличивается. Когда на улице – 40°С, а вы только-только выехали на улицу, поведение вашей машины будет мало, чем отличаться от поведения автомобиля, обутого в летнюю резину. Так что делайте соответствующие поправки в своем стиле езды, чтобы не пострадать самому и не доставить неприятных эмоций своим коллегам.

Метки статьи: трансмиссия

Отправить статью друзьям: