Погода
Реклама

Реклама



Ошиповка колес. Что нужно знать об ошипованных шинах

3 Март 2010

Мы сегодня не будем поднимать очередную дискуссию на тему, какие шины лучше – с шипами или без. Давно известно, что однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Мы сегодня поговорим об ошиповке колес. А поводом для этой темы стало обращение одного из читателей журнала «Авто 54» на форум нашего портала www.auto-sib.com.

«Год назад купил новые импортные ошипованные колеса. Отъездил всего полтора сезона, а в колесах почти не осталось шипов. Естественно, машина стала менее уверенно держаться на дороге, чаще уходит в занос, увеличился тормозной путь. Выбрасывать почти новые колеса жалко, поскольку протектор еще практически не изношен. Продать их в таком состоянии тоже нереально. Я хочу выяснить, можно ли в Новосибирске произвести повторную ошиповку колес и будут ли повторно установленные шипы держаться в резине». Андрей


  НАШИ ЭКСПЕРТЫ  

Павел Быков, эксперт НИИ шинной промышленности
Евгений Прыгов, управляющий автоцентром «Hunter-Сервис»

Согласитесь, что проблема, с которой столкнулся автор этого письма, не такая уж и редкая. Качество и износостойкость резины автомобильных шин в последнее время значительно повысились. Протектор служит в среднем не менее четырех лет, а вот шипы противоскольжения довольно часто выпадают из посадочных мест в течение первого же сезона эксплуатации. Правда, как правило, винить в этом надо не шиповальщиков колес, а самого автовладельца.

 

Причины выпадения

«Шипы в колесах могут держаться четыре года, а могут начать вываливаться уже на второй год. Все зависит от вашего стиля вождения, – отмечает эксперт НИИ шинной промышленности Павел Быков. – К примеру, если вы любитель слишком резких стартов на асфальте, то не нужно удивляться, если после первого же сезона все шипы будут свернуты в одну сторону. Это значит, что на следующий год они начнут выпадать. Кроме того, большую опасность для машин, обутых в шипованные колеса, представляют пороги гаражей ремонтных боксов и автомоек. Часто вокруг них скапливается наледь. Что делает в этом случае автомобилист? Он подъезжает к этому порогу, давит на педаль газа и с пробуксовкой проскакивает порог. При этом довольно часто на пороге остается несколько шипов, поскольку колеса цепляются не только за лед, но и за бетонную кромку порога. Если вам дороги ваши шипы, то старайтесь водить автомобиль как можно аккуратнее, избегать резких ускорений и торможений».

Еще одна причина преждевременного выпадения шипов – несвоевременная замена зимних шин летними.

«Сколько раз замечал, что некоторые автовладельцы ездят на шипованных колесах в мае и даже в июне. Мало того что зимняя резина в теплую погоду буквально остается на асфальте, так еще и шипы вылетают», – делится своими наблюдениями управляющий автоцентром «Hunter-Сервис» Евгений Прыгов.

Примеров же откровенно некачественной ошиповки колес сегодня на рынке довольно мало. Дело в том, что подавляющее большинство российских производителей легковых шин уже давно самостоятельно ошиповывают свои колеса, не доверяя это своим дилерам и многочисленным независимым мастерским. Это было сделано как раз для того, чтобы поднять качество шипования и сделать его стабильным. Ранее, когда заводы доверяли эту работу своим оптовым продавцам, качество шиповки было плавающим. Попадется хороший исполнитель – можно считать, что покупателю повезло. А бывали случаи, когда шипы вовсе не держались в своих посадочных отверстиях. Многое также зависело от выбора шипов. Ведь шинный завод не мог принудить продавца шин использовать шипы только определенной конструкции – соответственно, с целью снижения себестоимости конечной продукции многие оптовые продавцы шин закупали для ошиповки самые доступные по цене шипы, которые быстро изнашивались и имели не самое прочное крепление. Все это существенно сказывалось на имидже производителя шин, именно поэтому российские шинники предпочли закупить собственное шиповальное оборудование и поставлять на рынок уже готовые шипованные колеса. Качество от этого возросло, поскольку ошиповка в заводских условиях осуществляется на специальном шиповальном полуавтомате, который не допускает ошибок.

«С импортными шинами ситуация схожая. Разница заключается только в том, что шины зарубежных производителей все же поставляются на российский рынок без шипов (хотя есть и исключения). Ошиповкой этих колес занимаются генеральные импортеры или крупные поставщики, которые заинтересованы в том, чтобы на рынок поступали колеса только с качественно установленными шипами, – рассказывает Павел Быков. – Можно, конечно, еще пока увидеть в продаже неошипованные шины. К примеру, китайских, тайваньских или корейских производителей. Так что при их покупке стоит заранее подумать, где вы будете их шиповать и сколько это может стоить».


Где найти шиповальщика?

Между прочим, найти шиповальную мастерскую в Новосибирске сегодня не так-то просто. Когда-то, лет 15–20 назад, этот вид малого автомобильного бизнеса был довольно популярен в России. Шин с качественной заводской ошиповкой на рынке было не найти, поэтому покупателям зимней резины приходилось обращаться в мастерские, чтобы им установили шипы. Сегодня ситуация обратная.

«Спроса на эти услуги практически нет, поэтому большинство мастерских, которые работали в 90-е годы, сегодня закрылись, – поясняет Евгений Прыгов.

Павел Быков говорит, что найти мастерскую, оказывающую услуги по шипованию колес, можно, но стоимость этой услуги может вас неприятно удивить.

«Цена одного качественного шипа сегодня 4,5 рубля. Вместе со стоимостью работ по установке ошиповка одного колеса обойдется в 450– 500 рублей. Это довольно дорого, но в ряде случаев все же выгоднее, чем покупка уже ошипованных колес», – рассказывает Павел Быков.

 

Можно ли шиповать повторно?

Что же касается основного вопроса нашего читателя – о шиповании колес, бывших в употреблении, тут, к сожалению мнения наших экспертов неутешительны. Колеса, уже побывавшие в эксплуатации, повторно шиповать не следует. Дело в том, что при выпадении из посадочного места шипы сильно разбивают отверстие, и при повторной установке нового шипа в это же посадочное место он там долго не держится.

«Некоторые, конечно, ставят недостающие шипы, к примеру перед продажей колес или перед продажей автомобиля, но все это делается только для того, чтобы продать их подороже. Новый владелец таких колес очень скоро потеряет эти шипы», – отмечает Павел Быков.

Не рекомендуется также шиповать ранее не ошипованные подержанные колеса с имеющимися отверстиями для шипов. Дело в том, что по технологии шипования отверстия должны быть идеально чистыми и сухими, а вымыть всю грязь, накопившуюся в использованной резине, крайне сложно. А вот «бэушные» колеса, на которых нет отверстий под шипы, можно подвергнуть ошиповке, но только в том случае, если шины не будут сильно разношенными, иначе шип не будет достаточно хорошо держаться. Если шина не имеет готовых отверстий для установки шипов, их делают самостоятельно. Для этого используется дрель с высокими оборотами: 25 000–30 000 об./мин. Высверливание отверстий – очень ответственный этап работы, поскольку они должны быть одинаковой глубины, в противном случае шип будет слишком сильно выступать за резиновый слой либо, наоборот, провалится внутрь. Мастер также должен разработать ошиповочную сетку, то есть схему шипования. Для этого существуют простые правила. Шип устанавливается в ламель, площадь которой в 2–4 раза превосходит размер головки шипа. Общее число шипов не должно превышать допустимого для данного радиуса количества (например, в колеса R13 можно установить не более 90–110 шипов). В пятне контакта шины с дорогой должно быть 8–12 шипов. Для лучшего разгона и торможения на льду шипы должны формировать вертикальные дорожки. Кроме того, следует помнить, что для ошиповки подержанных шин должны применяться только специальные укороченные шипы, поскольку высота протектора подержанной шины меньше, чем новой. Если установить в подержанное колесо обычные шипы, они будут слишком сильно выступать за резиновый слой, шуметь и быстро выпадут.

Отправить статью друзьям: