Погода
Реклама

Реклама



От извозчика до автобуса

25 Январь 2010

История личного автотранспорта в Новосибирске изучена относительно неплохо. А вот о том, как и с чего в нашем городе начиналось автобусное и троллейбусное сообщение, кто, когда и как организовал такси – об этом знают только немногие специалисты. Между тем история общественного транспорта в Новосибирске насчитывает уже почти столетие, пройдя длинный путь от извозчиков до современных автобусов.

Четыре лошадиные силы

Личный автотранспорт пришел в Новосибирск довольно рано. Всего 22 года прошло с момента появления первого автомобиля, а новое изобретение докатилось и до глухого, хотя и перспективного уголка, коим был в то время город Новониколаевск. Первым автовладельцем нашего города стал сын известного сибирского купца и предпринимателя Ф. Д. Маштакова Иннокентий, который приобрел автомобиль в 1907 году. Парадокс, но первый автомобиль опередил не только первый автобус, но и первые велосипеды – они появились только три года спустя, в 1910-м. Первый же аналог пассажирского транспорта в Новосибирске заработал в январе 1908 года. Теперь уже сложно сказать, кто конкретно выступил с таким предложением, но тогда на рассмотрение городским властям был представлен проект конного дилижанса. Трудно сказать, почему, но власти отнеслись к новому начинанию без всякого энтузиазма и даже с известной опаской. Так что поначалу разрешение на открытие городских маршрутов было выдано только на два года. Впрочем, со временем точка зрения городской думы изменилась, так что по истечении двух лет пассажирские маршруты закрывать не стали. В отличие от извозчиков, которые работали только с одной  лошадиной силой, дилижансы были намного мощнее и вместительнее: по зиме в упряжку ставили трех, обязательно сытых, лошадей, а большую часть года – четырех. По тем временам «автобусная сеть» была развита неплохо – за пять копеек пассажир с ручной кладью мог проехать до нужного места по улицам Межениновской, Кузнецкой и Михайловской, не говоря уже о Николаевском проспекте. И так продолжалось вплоть до самого 1923 года, когда на смену лошадям прибыли первые автобусы.

Непростая история автобуса

История новосибирского автобуса началась в июле 1923 года. К тому моменту город, население которого перевалило за 76 тысяч, уже начал ощущать потребность в новом, более современном транспорте, так как дилижансы и извозчики с растущим пассажиропотоком просто не справлялись. Путей решения этой проблемы было два: или создавать трамвайный парк, или развивать автобусное сообщение. Сторонники и противники были и у того, и у другого варианта. Но трамвай требовал куда более серьезных вложений времени и денег, чем автобусы. А Гражданская война закончилась совсем недавно, и город она потрепала крепко – даже мост через Обь был в руинах… Лишних денег не было, поэтому ставку сделали на автобусное сообщение. В июле первые два автобуса вышли на маршрут «Базарная площадь – Вокзал Алтайской ЖД». Это были чудные автобусы. Ошибется тот, кто будет искать в них сходство с современными машинами. Своим внешним видом они больше походили на грузовики с будками, которыми пользуются военные и вахтовики. Да это, собственно, и были старые трехтонники марки «Уайт» со специальными легкими кузовами на 12 пассажиров. Можно себе представить уровень комфорта в этих «чудесах техники»: сиденья были жесткие, подрессоривания практически не было, как не было и никакой системы отопления салона. Летом в таком автобусе было очень тряско, зимой – страшно холодно. Если учесть стоимость проезда – а она составляла целых 10 рублей – воспользоваться новым транспортом могли только рыночные торговцы, имеющие стабильно высокий доход. Наверное, в то время автобус был не столько средством передвижения, сколько знаком определенного статуса, ведь ездить на нем было очень неудобно, зато позволить себе это могли только относительно богатые люди. Вдобавок эти первые автобусы постоянно вязли в грязи. Тогда грязи было еще больше, ведь даже в 1927 году, когда автобус прочно вошел в жизнь города, из 282 км улиц Новосибирска только 23 км имели твердое покрытие. Но даже эти улицы были вымощены булыжником, так что ходовая часть автобусов на них через какое-то время просто разваливалась. Ну а там, где не было мостовых, они просто вязли в грязи. Именно грязь в конце концов и «прикончила» первый новосибирский автобус. Он просто увяз в грязи на целых три года.  

Ко второй попытке Новосибирск подготовился более тщательно. Вместо не оправдавших себя «Уайтов» были закуплены новенькие «Фиаты» и «Форды», тоже переоборудованные из грузовиков, но отличающиеся более крепкой ходовой частью, проходимостью и комфортом. 15 июля 1926 года автобус вернулся в Новосибирск, чтобы остаться навсегда. Через несколько месяцев была куплена дополнительная партия машин – 12 немецких «Доджей», кузова для которых изготовили на месте. Стоимость проезда снизилась почти в сто раз – 15 копеек против 10 рублей. Тем не менее частые поломки и простои по оси в грязи ограничивали число желающих прокатиться. В среднем каждый житель Новосибирска летом совершал пять поездок на автобусе летом и ни одной – зимой, ведь салон в новых автобусах по-прежнему не отапливался, а стояли они до тех пор, пока не забьются полностью. В 1927 году в Новосибирске услугами автобусов ежедневно пользовались 5 500 человек. К 1929 году автопарк города насчитывает 40 машин, из которых 11 были уже советского производства –  АМО-Ф-15. Они перевозили пассажиров по четырем маршрутам: «Вокзал – Центр – Завод «Труд»; «Октябрьская пл. – Ельцовский железнодорожный  переезд»;  «Холодильник – Центр – Мылзавод» и  «Вокзал – Центр – Мусульманское кладбище». По правилам дорожного движения скорость автобусов не должна была превышать 25 км/ч, а водителям запрещалось курить за рулем. К 1936 году автобусное сообщение связало правый и левый берега (через паромную переправу). В 1937–38 годах автобусы снова пережили некоторый упадок: осталось всего 30 машин, частью сломанных, не хватало бензина, закрылись некоторые маршруты. Но к началу войны эти тенденции были преодолены.

Другой областью, где начал успешно применяться пассажирский транспорт, было обслуживание курортов и междугородних линий. Первыми курортами, на которые люди начали ездить автобусами, были Боровое (из Омска и Петропавловска), Карачи и Шира. В дальнейшем автобусное сообщение установили с курортами Лебяжье, Белокуриха, Аршан и Горячинск. Пассажирооборот достигал 10 тыс. человек в год. Вот только воспользоваться услугами междугороднего транспорта мог далеко не всякий: тариф  составлял от 12,5 до 25 рублей, а средняя зарплата по городу составляла всего 50 рублей.

Первые такси

Нельзя пройти мимо исторических предшественников современных маршрутных и городских такси, тем более что их судьба изобиловала не менее крутыми поворотами. Первыми таксистами нашего города были, разумеется, извозчики. Уже в те далекие от нас времена из общего числа лошадиных экипажей выделились «легковые», которые обязаны были носить своего рода униформу – черные кафтаны с кушаком и черные же шляпы или шапки. Этих лихих наездников со временем стало так много, что городским властям даже пришлось ввести систему номеров – впервые в истории Новосибирска. Но прогресс не стоит на месте. Настал момент, и лошадке пришлось сначала потесниться, а потом и вовсе уйти с улиц города. Но если автобусы были целиком и полностью государственной инициативой, то такси были порождением частной инициативы. Первым новосибирским Козлевичем стал некий частный предприниматель по фамилии Сарычев. В 1926 году этот энергичный и, видимо, не чуждый веяниям прогресса человек на своем личном «Форде» открыл первую линию такси, благо, тогдашние советские законы к небольшим частным предприятиям относились вполне терпимо. История не сохранила для нас названия этого первого новосибирского аналога «Антилопы Гну», но, судя по всему, дело оказалось прибыльным. Первая в истории города маршрутка ходила по символическому маршруту «Базар – Вокзал» и стоило это удовольствие всего 20 копеек, или четыре порции мороженого по тогдашним ценам. Со временем заматеревший Сарычев даже расширил свое дело, прикупив еще несколько автомобилей, и стал единственным таксистом-монополистом города, а популярности такси не мешало даже отвратительное состояние городских дорог. Извозчики смотрели на конкурента косо, но их время безвозвратно уходило. Увы, первое новосибирское такси протянуло недолго. В 1929 году НЭПу пришел конец, а вместе с ним кануло в Лету и предприятие господина Сарычева. О дальнейшей судьбе первого таксиста история умалчивает. Предприятие же, попав в чуткие руки государства, мгновенно пришло в упадок и разорилось, так как средств для поддержания автопарка в рабочем состоянии у властей города не было. Первый, так удачно начавшийся «блин», закономерно окончился комом.

И только девять лет спустя такси вернулись в Новосибирск. В 1938 году городское хозяйство закупило четыре новеньких лимузина – ГАЗ М-1. Резко выросла и цена проезда – вместо прежних 20 копеек за поездку пассажиры теперь платили 1 руб. 40 коп. за километр. За год они перевезли 12 341 пассажира. Первыми точками, где с девяти утра и до часа ночи дежурили новосибирские таксисты, были Центральная площадь, вокзал и здание облисполкома. 


Отправить статью друзьям: