О том, что на поверхности замерзших водоемов нужно соблюдать особую осторожность, теоретически знают все. Тем не менее каждый год под лед уходят машины, гибнут люди. Этого можно было бы избежать, если бы многочисленные любители экстрима, рыбаки и просто отдыхающие соблюдали ряд простых, но жизненно важных правил. О том, как нужно вести себя на зимнем льду, можно ли выгонять на него автомобиль и что делать, если вы все-таки оказались в воде, рассказывает главный государственный инспектор по маломерным судам Новосибирской области Владимир Подуздиков.
Владимир Александрович, о том, что любой зимний водоем – это потенциальная опасность, знает каждый. Несмотря на это, очень многие люди пренебрегают элементарными правилами безопасности, считая, что уж с ними-то ничего страшного случиться не может. Насколько остро стоит сейчас проблема? Часто ли новосибирцы принимают «холодную ванну»?
– Нельзя сказать, что это происходит слишком часто. Например, в этом году пока было зафиксировано всего два случая, когда автомобили провалились под лед. Оба раза пострадали рыбаки, которые, пренебрегая мерами безопасности и заведомо зная, что толщина льда еще не достигла нужной отметки, зная, что движение на машинах по водоемам запрещено, выехали на лед. Машины оказались на дне, водители, к счастью, успели выскочить, так что обошлось без жертв. Чаще всего в беду попадают рыбаки, и это касается не только водителей. Любителей подледного лова у нас множество, и именно они составляют основную «группу риска». Несколько таких же случаев было в прошлом году, причем в том же Ордынском районе. Так что работы у нас хватает.
Почему такую статистику делает именно Ордынский район? Там какие-то особые условия?
- Нет, конечно. Просто там люди на рыбалку не пешком ходят, а выезжают на автомобилях. Оставлять машины на берегу многие не хотят, выезжают на лед, а он-то и подводит. С другой стороны, в Ордынском районе ежегодно открываются ледовые переправы, в районе Нижнекаменки и «Чингисы-Спирино». Но они действуют далеко не всегда, ее открываются только тогда, когда лед становится достаточно крепким, чтобы выдержать машину. Некоторые водители пытаются переправиться в этом месте, надеясь на удачу, а она помогает далеко не всем.
Владимир Александрович, мы пока говорили о легковых автомобилях. А попадают ли в ледяную ловушку водители грузовой техники? Или это основную статистику делают легковушки?
- Нет, так сказать нельзя. Четкой статистики здесь нет, все зависит от случая, поэтому легковой и грузовой транспорт проваливаются одинаково часто. Причем причины все те же – нежелание следовать установленным правилам и надежда на «авось». В прошлом феврале, например, был показательный случай. Прицеп-лесовоз шел со стороны села Чингисы в Алтайский край. Водитель попытался срезать дорогу и проехать по закрытой ледовой переправе. В 150 метрах от берега наступил закономерный финал – лед не выдержал и машина начала погружаться. Водитель успел выскочить. На его счастье в районе сцепки лед выдержал, и машина, так сказать, повисла над бездной. Через две недели ее вытащили, правда, едва не разобрав по запчастям. Стоит ли говорить, какие убытки понес владелец автомобиля и владелец груза? А ведь стоило проехать лишних несколько километров, и все было бы иначе. Здесь стоит заметить, что многие водители уверены, что если лед достаточно толстый, то по нему можно двигаться без опаски. А это не так. Первое, о чем надо сказать: движение транспорта по льду запрещено везде, кроме специально оборудованных ледовых переправ. Так что и стритрейсеры, устраивающие соревнования на озерах, и рыбаки, в общем все, кто пытается ездить по замерзшим водоемам вне специально оборудованных мест рискуют своей жизнью.
Тем не менее многим людям так или иначе приходится это делать. Да и подледную рыбалку никто не отменял. Поэтому хотелось бы спросить, можно ли как-то самостоятельно определить толщину ледяного покрова? Какой толщины лед можно считать безопасным?
– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Лед, который выдержит человека, не выдержит машину, а там, где пройдет внедорожник, – не пройдет грузовик. Еще раз повторюсь: ездить по льду вне специально оборудованных переправ строго запрещено. Поэтому вопрос некорректен. Но для общей информации – ледяные переправы в Новосибирской области начинают работать только тогда, когда толщина ледяного покрова достигает примерно 47 см. Это гарантирует, что переправляющиеся машины не уйдут на дно. И открываются такие переправы (у нас их работает две – в районе Нижнекаменки и «Чингисы-Спирино») только в январе, когда лед промерзает на большую глубину. Другой вопрос, если вы выходите на лед без машины. Безопасным для человека считается лед толщиною не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 сантиметров – в соленой. В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности – вблизи деревьев, кустов, камыша. Если температура воздуха выше 0С держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%. Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета – прочный, прочность белого льда в два раза ниже, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед – ненадежен. При переходе водоема по льду следует пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии – убедиться в прочности льда с помощью палки. Только учтите: проверять прочность льда ударами ноги опасно.
Можете ли вы назвать наиболее проблемные места, где чаще всего люди попадают в ледяную воду, где чаще всего уходят под лед машины? Или такая статистика не ведется?
– Такая статистика есть. За пять лет наблюдений мы установили, что наиболее опасными зимой являются места подледного лова. Таких точек в Новосибирской области официально зарегистрировано 20. В их числе можно назвать Новосибирское водохранилище в районе города Бердска, остров Тайвань, ОбьГЭС, Бердский залив и реку Бердь, где лов особенно массовый. Люди постоянно едут туда на машинах, приходят пешком или приезжают на электричках. Практически во всех этих местах стоят знаки, запрещающие движение по льду любого транспорта. Тем не менее люди постоянно нарушают это правило.
Получается, что выезжать на ледяной покров любого водоема – чревато бедой. Но не могу не спросить – есть ли какие-то правила, которые автомобилист должен при этом соблюдать, чтобы свести риск к минимуму? Ведь передвижение по льду наверняка тоже имеет свои законы и правила.
– Есть правила передвижения по ледяной переправе, они вполне универсальны. Во-первых, если едете по льду – ни в коем случае не останавливайтесь. Движение должно быть непрерывным, пока не съедете на берег. Останавливаться слишком рискованно. Второе правило – нельзя въезжать на лед в туман или пургу, иначе собьетесь с пути и до другого берега рискуете не доехать. Еще один нюанс – въезжать на переправу следует на скорости не более 10 км/ч, причем плавно, без толчков и торможений – иначе лед может треснуть. Заезжать следует с небольшой, но постоянной скоростью. Скорость движения по самой переправе должна составлять примерно 20 км/ч, ибо тише едешь – дальше будешь. Рекомендуемая дистанция между автомобилями – не менее 30 метров, для вашей же безопасности. Очень важный момент: двери автомобиля должны быть обязательно открыты, а ремень безопасности – отстегнут. Если (не дай Бог!) что случится, у водителя будут неплохие шансы спасти если не автомобиль, то хотя бы себя. И последнее: перевозка пассажиров в этом случае категорически запрещена. Так что если с вами едет группа товарищей, то придется их высадить на берегу и дальше двигаться в одиночку. Группа поддержки, увы, будет двигаться пешком по специально отведенной для пешеходов дорожке. Кто недоволен – может представить, как будет выбираться из салона в момент, когда машина пойдет ко дну. Все эти правила созданы только для того, чтобы свести возможный риск к нулю. Едва ли можно надеяться, что люди перестанут совершать глупости и лезть на неокрепший лед там, где это запрещено в принципе. Так пусть хотя бы соблюдают эти несложные требования, тогда хотя бы погибших будет не так много.