Возможно, кому-то зима кажется очень скучным временем года, когда большая часть развлечений на открытом воздухе уже не доставляет того удовольствия. Так могут думать только те, у кого напрочь отсутствуют смекалка и фантазия. Ведь качественный снежный покров – это отличная возможность для проверки технических возможностей вашего снегохода. Я сейчас говорю не о том снегоходе, который можно купить в любом магазине мототехники, а о снегоходе, который можно собрать своими руками, буквально из подручных материалов. Поверьте, если вы сегодня возьметесь за это дело, то уже следующей зимой сможете поразить своих знакомых чем-то вроде того, что мы сейчас вам и продемонстрируем.
Вы себе даже не представляете, из чего наши соотечественники конструируют средства передвижения по снегу. Большинство из них, конечно же, черпают вдохновение из подшивок популярного в свое время журнала «Моделист-конструктор». Именно это уважаемое издание в 80–90-х годах опубликовало не одну статью с инструкциями по созданию снегоходов и болотоходов на базе советских мотоциклов «Минск», «Восход» и «Иж». И то верно – зачем им простаивать всю зиму в гараже, если у его хозяина есть сварочный аппарат и простенький токарный станок. Чаще всего база мотоцикла используется для создания пневмоходов – вездеходов на шинах низкого давления (в их роли, как правило, выступают «сэндвичи» из обычных камер). Летом такой пневмоход передвигается на трех колесах, что позволяет ему спокойно преодолевать заболоченные участки. Зимой вместо переднего колеса ставится лыжа. Наиболее серьезных доработок, как правило, требует задний мост такого транспортного средства – для него приходится варить отдельную раму, которая крепится к раме мотоцикла. В качестве самого моста чаще всего используют узел автомобиля УАЗ, как наиболее доступные и надежные. Для мотоцикла нужны только внутренние детали моста, сам корпус – лишнее утяжеление. Дабы колея заднего моста была поуже, полуоси укорачивают и сваривают заново, а вместо венца на планетарной конической шестерне устанавливают зубчатую звездочку от мотоцикла. Трансмиссию и тормозную систему каждый Самоделкин делает по-своему. Если уж вы решитесь на подобный эксперимент, то рекомендуем поизучать опыт своих «коллег», чтобы не учиться на своих ошибках. Сложности могут возникнуть при создании дисков и колес, поскольку это работу целиком и полностью придется делать самостоятельно – отечественное машиностроение ничего подобного в своей истории не выпускало. Придется повозиться и с изобретением ступиц. В конечном итоге у вас должно получиться нечто похожее на то, что изображено на фото №1. Подобных вездеходов в охотничьих и рыбацких районах нашей страны предостаточно. Но есть и более занимательные варианты.
Верхом на лайке
К примеру, вот этот мини-снегоход «Хаски» (фото №2). Как вы думаете, какой двигатель является силовым агрегатом для этого транспортного средства? Тут стоит двигатель от «Урала» – нет, не от мотоцикла, а от одноименной бензопилы. Снегоход этот – настоящая находка для любителей зимней рыбной ловли, которые порой наматывают по несколько километров по снегу и льду в поисках рыбных мест. А ведь это нужно делать не с пустыми руками, а с ящиком, буром, рюкзаком и палаткой. На машине на лед забираться опасно, и такой снегоход будет весьма кстати. Снегоход помещается в багажник легкового автомобиля, собирается-разбирается за считанные минуты. Требует минимальных навыков обращения с двухтактными двигателями российского производства. Запчастей на двигатель в магазинах города предостаточно.
Основные технические характеристики:
Размеры, мм длина/ширина/высота
1700/700/700
Масса, кг: 48
Максимальная полезная нагрузка, кг: 120
Максимальная скорость, км/ч: 25
Двигатель «Урал» (бензопила)
Мощность, кВт (л. с.) –1 3,68 (5).
Трансмиссия: центробежное сцепление,
поликлиновой ремень и цепь
Ходовая часть: две управляемые лыжи
и одна гусеница
Подвеска передняя: на цилиндрических
пружинах
Подвеска задняя: опорные катки на балансире
Онежский вариант
А этот снегоход (фото №3) полностью собран своими руками. Его автор Дмитрий Третьяков, житель города Онега. Как он сам уверяет, работа заняла у него два года. Главный узел в снегоходе – как известно, гусеница. Именно она-то и стоит дороже всего. За неимением средств на покупку стандартной гусеницы, да и роликов к ней, Дмитрий сделал гусеницу из цепи транспортера. Соединил звенья цепи пластиковыми рейками толщиной 15 мм. В качестве двигателя для снегохода был использован мотор от мотоцикла «Иж-Планета» с электронным зажиганием от другого мотоцикла «Восход» (без аккумулятора). Редуктор с реверсом был позаимствован от какого-то лодочного мотора. Он имеет три положения: передний ход, нейтральное, задний ход. Переключается рычагом. Вместо роликов гусеницы установлены березовые направляющие с прикрученными снизу пластиковыми полосками, для лучшего скольжения и износостойкости.
Снегоброневик
Хотите передвигаться с комфортом? Тогда вашему вниманию – снегоход-трицикл, тоже, между прочим, самодельный. Внутри этого транспортного средства размещаются два человека. Никакие порывы колючего обжигающего ветра им уже не страшны. Можно путешествовать в любую погоду. Двигателем ему служит 0,8-литровый мотор от мотоколяски СЗА-2а. Расход топлива – четыре литра на 100 км. Создатели этого чуда техники - конструкторы из Томска - на одном из сайтов оценили свою работу в 150 000 рублей.
Одноколесник
Ну и в завершение гвоздь программы – одноколесный снегоход, впервые продемонстрированный на байкерском шоу в Самаре в январе прошлого года (фото №4). Это мероприятие вызвало настоящий фурор. Поглазеть на главное действо – гонку по льду на самодельных одноколесных гибридах мотоцикла и снегохода – съехалось более тысячи человек. Некоторые проделали долгий путь по заснеженным дорогам России на мотоциклах. Жаль, что создатели такого гибрида так и не захотели раскрыть о нем никакой дополнительной информации. Но, если ваши руки привыкли держать в руках гаечный ключ, почему бы не попытать счастья и не создать именно такой одноколесный снегоход своими руками?