Пока природа дарит нам относительно мягкую погоду — даже ночью температура воздуха не опускается ниже -100C. Однако, по прогнозам синоптиков, примерно через месяц все вернется на круги своя, и -40C…-45C по ночам станут обычным делом. Если вам приходится много разъезжать по городу, периодически на два-три часа оставляя машину на морозе, то у вас есть только две альтернативы — или всякий раз за 10 минут до выезда прогревать двигатель, или обзавестись утеплителем капота, который не даст вашему автомобилю остыть слишком быстро.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Дмитрий Недосекин, директор розничных продаж компании «Центр Автобезопасность»
Денис Сляднев, директор установочного центра «Драйвер»
Утепляться надо?
Доказывать, что утеплитель капота – это необходимое дополнение к оснащению автомобиля, пустая трата времени. В Сибири, где морозы – скорее правило, нежели исключение, они являются не роскошью, а совершенно необходимой вещью. Штатная теплоизоляция ставится только на некоторые типы машин и чаще всего на те, что поставляются в северные районы России. Большинство же автомобилей никакими дополнительными утеплителями не располагает — их нужно ставить отдельно. Некоторые водители пытаются решить проблему с помощью кустарных методов, например, большого куска войлока или одеяла, которые кладутся сверху на двигатель. Частично это помогает сохранить тепло, но в целом этот метод не слишком эффективен. Лучше проявляют себя профессиональные утеплители капота. Здесь можно найти комплекты, специально выпущенные для конкретных марок автомобилей. Достоинством таких утеплителей является и то, что они достаточно легко крепятся к капоту и так же легко снимаются. Но найти их практически нереально: производятся они небольшими партиями под заказ, как правило, мелкими производителями, и в свободной продаже встречаются чрезвычайно редко. Поэтому, если вы действительно хотите утеплить двигатель, целесообразнее всего будет обратиться в установочный центр.
По словам директора розничных продаж компании «Центр Автобезопасность» Дмитрия Недосекина, в установочных центрах, как правило, предлагаются два типа утепления – только подкапотного пространства или сразу всего автомобиля, включая салон. Весь автомобиль утепляют только те клиенты, которые попутно ставят шумовиброизоляцию. При этом используются материалы, которые помимо защиты от шума и вибрации помогают сохранить и тепло в салоне. То есть теплоизоляцию водитель получает в качестве приятного дополнения. Но отдельную теплоизоляцию салона проводят только в очень редких случаях, так как это очень дорого. Основная же масса клиентов останавливается на первом варианте – утеплении капота. Почему утепляется именно капот? Вспомним курс физики. Тепло, как известно, всегда поднимается вверх. Поэтому, чтобы предотвратить чрезмерное остывание двигателя, нужно каким-то образом задержать это тепло, а лучше всего – отразить его. Для этого применяются различные вспененные материалы типа поролона. Нередко лицевой слой таких материалов оклеен фольгой. Сам материал удерживает в своих порах теплый воздух, а фольга эффективно отражает тепло, создавая так называемый эффект термоса. Снизу двигательный отсек не изолируется – это сложно, да и бессмысленно. Часть тепла неизбежно будет теряться, но за полтора-два часа двигатель сильно не остынет. Во всяком случае, вы сможете начать движение без предварительного прогрева. Да и в ночных стоянках мотор будет остывать гораздо медленнее. Это позволит вам установить более длительный интервал автозапуска, а в средние морозы и вовсе обойтись без этой опции.
Материалы
НАШ ЭКСПЕРТ
«На сегодня есть много материалов, которые можно использовать для теплоизоляции капота, – рассказывает Дмитрий Недосекин, – но основных производителя три: компания «Стандарт», завод «Стандартпласт» и фирма «Гермаст» – именно они обеспечивают рынок большей частью изолирующих материалов».
Надо отметить, что практически все теплоизоляционные материалы на нашем рынке имеют отечественное происхождение. Изредка встречаются импортные материалы, но по своему качеству они ничуть не лучше российских, но при этом существенно дороже.
Компания «Стандарт» предлагает два теплоизолирующих варианта – «Тивиплен» и «Изофлекс». «Тивиплен-П» представляет собой самоклеящийся материал на основе пенополиэтилена. Состоит он из трех слоев – клеевого слоя, собственно пенополиэтилена и лицевого покрытия из ПВХ. Фольги на «Тивиплене» нет, но ПВХ-покрытие держит тепло достаточно надежно. На выбор клиентам даются варианты толщиной 4, 8 и 15 мм.
«Изофлекс». Некоторые могут возразить, что это звукопоглощающий, а не теплосохраняющий материал. Действительно, основная функция «Изофлекса» – защищать салон автомобиля от шума двигателя. Но и с сохранением тепла в подкапотном пространстве за счет слоя пенополиуретана он справляется очень неплохо. Такое сочетание делает его очень привлекательным для тех клиентов, кто не хочет платить дважды: установив «Изофлекс» в качестве шумоизоляции, вы одновременно получите и достаточно эффективную теплоизоляцию.
Свою линейку теплоизолирующих материалов представляет и «Стандартпласт». Его специалисты, похоже, изначально шли по пути универсализации, поэтому вся теплоизолирующая продукция «Стандарпласта» одновременно является и отличными звукопоглотителями. Например, «Стизол ЛМ КС», который анонсируется одновременно и как звукопоглотитель, и как теплоизолятор. Качество теплоизоляции усиливается лицевой металлизированной пленкой, которая более эффективно отражает тепло на двигатель. Кроме «Стизола», некоторые установщики используют «Изотон», хотя он все-таки больше шумоизолирующий материал.
Один из самых популярных материалов для теплоизоляции – СПЛЭН, который выпускают все производители. Обычно о нем говорят и как о шумопоглотителе. Однако его свойства таковы, что он отлично сохраняет тепло за счет пористой структуры и слоя фольги.
В отличие от работ в салоне, утепление капота не требует много времени и особых усилий.
НАШ ЭКСПЕРТ
«Когда мы работаем в салоне, его приходится разбирать полностью, и это требует двух, а то и трех дней. Оклейка капота же занимает всего час, максимум – полтора. Все, что требуется от мастера, – это вырезать заготовки – лекала – и грамотно их приклеить», – рассказывает директор установочного центра «Драйвер» Денис Сляднев.
Единственная сложность, с которой иногда приходится сталкиваться, – недостаточная клейкость клеящего слоя.
В этом случае приходится пользоваться своим клеем. Стоимость работ, по словам Дениса Сляднева, тоже не слишком высока – в зависимости от толщины материала она может колебаться в пределах 1000–1500 рублей.
Своими руками
Если вы не желаете платить за профессиональную установку – можете утеплить капот собственными силами. В принципе, многие водители охотно пользуются такой возможностью сэкономить. Рынок предлагает сразу несколько вариантов. Во-первых, можно воспользоваться теми материалами, которые применяют на установочных центрах. Как правило, для работы с ними никакие специальные навыки не нужны. Однако эти материалы, как уже упоминалось, могут стоить до полутора тысяч рублей. Поэтому некоторые автомобилисты используют более дешевые варианты утеплителей, иные из которых весьма далеки от авто. Например, для утепления капота можно с успехом использовать пенафол – материал, который используется для утепления зданий. По своей структуре он почти не отличается от автомобильных утеплителей.
А слой фольги позволяет более эффективно сохранить тепло в подкапотном пространстве. Найти его можно на любом строительном рынке, а стоит он в несколько раз дешевле, чем СПЛЭН или «Изофлекс». Самостоятельная установка утеплителя не представляет особой сложности. Единственное, о чем следует помнить, – прежде чем наклеивать материал, внутреннюю сторону капота следует тщательно вымыть, а затем обезжирить бензином, иначе изоляция может отвалиться в самый неподходящий момент. После этого остается только сделать выкройку и наклеить ее. Ничего сложного в этой процедуре нет.
Иногда водители задают такие вопросы: ладно, зимой теплоизоляция полезна, но что будет летом? Не нарушится ли тепловой режим? Не будет ли двигатель перегреваться? Дмитрий Недосекин считает эти страхи необоснованными:
НАШ ЭКСПЕРТ
«Если теплоизоляция капота была выполнена правильно, если материал «дышит», то никаких негативных последствий не будет. Во всяком случае, нам такие факты неизвестны. Кроме того, за эффективное охлаждение двигателя отвечает не капот, а радиатор, и если он работает нормально, то двигатель перегреваться не будет».
Зимой же, по словам Дмитрия, утепление не только не даст двигателю остыть, но и предохранит машину от наледи, образующейся после периодического прогревания двигателя ночью.