Оттепель «подарила» лужи на дорогах. Ударили морозы – снова лед. И так несколько раз! В итоге – свежие выбоины на дорогах, даже на тех, которые совсем недавно отремонтировали. Затянувшийся демисезонный период уже принес свои негативные результаты. И где же они – сибирские морозы? По мнению специалистов, с точки зрения длительного сохранения дорожного полотна стабильный мороз – лучше теплой зимы.
Любят некоторые посудачить на тему «красивой и теплой европейской зимы». Однако не факт, что теплая зима будет шибко полезной, для Сибири, особенно для наших дорог. Во-первых, «теплой европейской зимы» в Северной Азии, каковой и является Сибирь, – не будет по определению никогда. Во-вторых, капризы природы, выраженные в постоянных перепадах температур, принесут нашим дорогам только вред.
Типичный пример – покрытие полотна на коммунальном мосту в тех местах, где дорога соприкасается с поребриком и решетками ливневой канализации. Несмотря на проведенный недавно ремонт, за дождливо-морозный период октября–ноября здесь снова появились выбоины. И таких примеров в целом по городу немало!
Именно выбоины и трещины создают проблемы автолюбителям: шины автомобиля изнашиваются гораздо быстрее. Более того, выбоины на дорогах нередко провоцируют ДТП. Но это далеко не единственная проблема.
«При таких перепадах температур, которые сейчас наблюдаются, снижается долговечность не только дорожного полотна, – говорит Дмитрий Головушкин, директор ООО «Асфадор».– Часто меняющиеся циклы замораживания и оттаивания могут постепенно разрушить бетон и любой строительный материал – это же элементарный закон физики. Если вода попадает где-то в поры дорожного покрытия – при замораживании она расширяется и разрушает его».
Напомним, что при замерзании воды в замкнутом пространстве и превращении ее в лед происходит расширение объема, что приводит к возникновению избыточного давления. Именно этим объясняется разрушительная сила замерзающей воды в замкнутых пустотах, откалывающая порой многотонные глыбы и дробящая их в дальнейшем на мелкие осколки.
«Получается, что для сохранения долговечности дорожного покрытия стабильный мороз лучше часто меняющихся циклов «размораживания и замораживания», – считает Дмитрий Головушкин.
Впрочем, воде необязательно проникать внутрь. Разрушению дорожного полотна способствуют и лужи по краям дороги, и избыточный объем стока воды с лесопосадок или газонов, и прямое попадание воды с обочин в основание, а также засорившиеся, треснувшие и лопнувшие трубы, трубы водоснабжения или дренажные. Вода быстро разрушает покрытия, устроенные в выемках без обеспечения дренажа. Имеет значение и недостаточный уклон дорожного полотна, способствующий скоплению воды на его поверхности.
Не стоит забывать и о том, что оттепель пришлась как раз на то время, когда автомобилисты массово «переобулись» в шипованную резину, которая усугубляет вредное воздействие на дороги. Все это вкупе может привести к тому, что в марте 2010 года нам снова придется «скакать» по колдобинам в ожидании очередного ямочного или, как его теперь корректно называют, текущего ремонта дорог.