Погода
Реклама

Реклама



Новое поколение присадок делают из наноалмазов

8 Январь 2010

Ресурс работы двигателя, трансмиссии зависит от многих факторов. Одним из них является качество применяемых смазочных материалов.  Как бы мы ни старались менять масло вовремя, покупать самую дорогую смазку, процесс износа неизбежен. Раньше всего приходят в негодность сопрягаемые поверхности трения. В первую очередь компрессионные кольца и поверхность цилиндра камеры сгорания. Это проявляется в уменьшении степени сжатия и, как следствие, потере мощности двигателя. Шейки коленчатого  вала, вкладыши изнашиваются незаметно, и о них вспоминаешь, когда уже нужен капитальный ремонт двигателя.  Голубая мечта автомобилистов – смазка, которая бы восстанавливала изношенную поверхность. Раз есть потребность, то предложение просто обязано было  поступить.  Так оно и случилось. На рынке начали появляться чудо-присадки. Почему-то ни одна из уважающих себя автомобильных корпораций  после изучения этого научного феномена не взяла их на вооружение.

Действительно, применение этих присадок к смазочным маслам приводит  к улучшению показателей работы двигателя. В дальнейшем, через год - два, как-то незаметно появляются проблемы.  Общество трибологов России не могло пройти мимо, и на регулярно проходящих симпозиумах  в С-Петербурге неоднократно обсуждались результаты применения присадок к маслам.  Вот фрагмент выводов из статьи по исследованию геомодификаторов трения (ГМТ) проф. Л.И. Погодаева « … в большинстве ГМТ  создают кислую среду в смазочном материале, что является недопустимым  при использовании их в двигателях….». Автор этих строк также испытывал эти присадки, и выводы оказались неоднозначными. В некоторых случаях использование рекламируемых присадок на основе ГМТ оказалось оправданным. Для автомобилей, которым нужно еще пожить пяток годиков и более, применение ГМК вряд ли оправдано.

В маслах имеется пакет присадок,  каждая из которых имеет свое функциональное назначение.  Общим является требование к размерности частиц, отсутствие осадка при хранении, невозможность образования более крупных частиц в процессе работы. Если любая присадка садится на дно масляной ванны, то при запуске двигателя масло может оказаться  в зоне трения с недопустимо высоким содержанием присадок со всеми негативными последствиями или вообще без них.

Как нередко случается, «пророк» оказался в совершенно другой области деятельности. Биофизики выделяли из алмазов, полученных методом взрыва, наночастицы с очень малыми размерами, способные проникать в клетки глаза, мозга и не задерживаться в микрососудах. Естественно, об образовании осадков просто не могло быть речи. Из этих наноалмазов приготовили масляные суспензии, и оказалось, что только две фракции полезны. Микрочастицы находятся на пределе устойчивости, при попадании в зону трения они разрушаются, и осколки химически пришиваются к поверхности, ухватывая с собой фрагменты масла, иногда продукты износа. В результате на поверхности трения образуется пленка толщиной порядка 1 мкм, прекрасно удерживающая масло и состоящая в основном из углерода. Удалить ее можно только вместе с металлом. Эта пленка разделяет поверхности трения, в ней всегда есть какое-то количество масла. Уменьшается контактный износ поверхностей. Испытания провели на легковых, большегрузных автомобилях, подшипниках трения и качения. Суспензия наноалмазов испытывалась в Китае, Японии, Индии, США. Результат: повышение степени сжатия двигателя, уменьшение потребления топлива на 5-10% (в ряде случаев для «убитых» машин 30%), и самое главное -  увеличение ресурса поверхностей трения. В процессе всех испытаний не наблюдалось увеличение размеров частиц и не обнаружили микроцарапин на гильзе или кольцах. В ОАО «Норильский никель» применение суспензии наноалмазов позволило увеличить ресурс подшипников качения огромных дымососов в три раза. Способ обработки банально прост. Суспензия просто заливается в масло. На 30- 50 тыс. км пробега хватает. Эффективность можно контролировать по степени сжатия в цилиндрах.
Ну и что нового? Наноалмазов в интернете много. В России, Китае и других странах имеются присадки, содержащие наноалмазы. Оказалось, что как человек человеку рознь, так и наноалмазы отличаются между собой.

Поскольку они так хороши и не образуют осадков в маслах, то может, стоит выпускать сразу масла с этими наноалмазами взамен противоизносных и противозадирных присадок? Совершенно верно. Такие работы уже начаты, да скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается, особенно в России. А пока мы используем эти суспензии в качестве добавки в масла.


Отправить статью друзьям: