Периодическое ТО: легче предотвратить болезнь, чем ее лечить
Часть первая: топливная система и система зажигания
О пользе периодического ТО для топливной системы и системы зажигания рассказывает Николай Ворона, начальник сервис-бюро Дилерского центра Hyundai Автомир.
- Николай, многим автовладельцам хорошо знакомы такие понятия, как "топливная система" и "система зажигания". Но чтобы у читателей не было разночтения в понимании терминологии, давайте кратко обозначим, что это за системы, из чего они состоят и для чего служат.
- Топливная система предназначена для хранения топлива и его подачи в двигатель. Она включает топливный бак, топливный насос с фильтром, топливопроводы и топливные форсунки. Благодаря работе насоса топливо из бака под давлением через форсунки поступает во впускной коллектор двигателя, где смешивается с воздухом в определенной пропорции. Далее эта смесь поступает в камеру сгорания. Правильное соотношение объема топлива и воздуха в топливной смеси гарантирует оптимальную работу двигателя. Топливная смесь заполняет камеру сгорания и воспламеняется с помощью искры, которую выдает свеча зажигания.
- Свечи, как я понимаю, относятся к системе зажигания...
- Верно, просто обе системы, топливная система и система зажигания, функционируют в комплексе, и от правильной работы одной зависит надежность работы другой. Если кратко, назначение системы зажигания - обеспечивать сгорание топлива в камере сгорания. Система зажигания включает свечи, высоковольтные провода, катушку зажигания. Именно свеча воспламеняет топливную смесь, благодаря электрическому разряду, который образуется между ее электродами.
- С назначением этих систем разобрались. Теперь расскажите, каким образом наши сибирские условия влияют на элементы топливной системы и системы зажигания?
- Наш климат резко-континентальный, характеризуется сильными перепадами температур. Даже в течение дня погода может несколько раз перемениться: утром холодно, днем жарко, ночью заморозки. Это ведет к образованию конденсата, который попадает из бака вместе с топливом сначала в топливный фильтр и способствует его загрязнению. Далее, если фильтр не справляется, конденсат попадает в топливные форсунки, что влечет за собой неполное воспламенение и сгорание воздушно-топливной смеси. Это, в свою очередь, сокращает ресурс работы свечей зажигания. На приготовление топливной смеси большое влияние оказывает качество воздуха. К сожалению, воздух у нас грязный, загазованный. Воздушный фильтр не всегда способен справиться с очисткой. При поступлении воздуха в двигатель какая-то часть пыли попадает внутрь и оседает в виде отложений на рабочей части дроссельной заслонки и впускного коллектора. Все это ухудшает рабочие характеристики работы двигателя, приводит к его повышенному износу. Если говорить о топливной системе, то сильное негативное воздействие на нее оказывает… топливо.
- Вы намекаете на не всегда качественное топливо?
- К сожалению, многие российские нефтеперерабатывающие заводы работают на старом оборудовании. Из-за несовершенства технологии они не могут получить в качестве конечного продукта чистый высокооктановый бензин. Если октановое число низкое, то температура вспышки ниже. В итоге топливная смесь, попадая в камеру сгорания, будет воспламеняться преждевременно. А неправильное сгорание топлива ведет к образованию нагара.
Чтобы повысить октановое число, нефтепереработчики добавляют в бензин специальные присадки. Эти присадки содержат разные химические соединения, включая смолы, парафины, которые, попадая в камеру сгорания, не сгорают полностью и оседают в виде сажи на форсунках, на рабочей поверхности свечей, в камере сгорания, на поршнях и цилиндрах. Как только на свечах появляется этот налет, он приводит к неправильной их работе и способствует выходу из строя.
Налет также образуется на микроскопических отверстиях топливной форсунки. Ее отверстия тоньше человеческого волоса (0,4 мм), они имеют специальную воронкообразную форму. Это сделано для того, чтобы топливо правильно распылялось. Оседающий на отверстиях форсунок налет приводит к их загрязнению, и топливо перестает подаваться в камеру сгорания в штатном режиме. Двигатель теряет мощность или глохнет. Прибавьте ко всему вышеперечисленному городской цикл эксплуатации автомобиля.
- Ну, в пробках двигатель "убить" трудно. Нагрузки-то никакой.
- Не скажите. Вы знаете, что происходит в пробках, когда двигатель длительное время работает на холостом ходу? Пробка - это движение машины в режиме «старт-стоп» и работа двигателя на низких оборотах. При таком ритме топливная смесь сильно обогащена. То есть в смеси много бензина и мало воздуха. А когда идет обогащенная смесь, она сгорает не полностью. Самый лучший способ избавиться от избытков горючего - это ускориться, резко повысив обороты двигателя, чтобы весь налет вылетел в трубу. Но в пробке это не реально. И когда мы томимся в пробках, избыточное (несгоревшее полностью) топливо остается в виде сажи внутри камеры сгорания. Сажа оседает и на свечах. Этот налет токопроводящий, что может вызвать пробой свечи. Из-за образовавшегося налета на электродах мощность искры резко падает, и ее недостаточно для воспламенения топливной смеси. Это приводит к нарушению работы двигателя. Всего этого можно избежать, если регулярно проводить техническое обслуживание.
- Да, звучит убедительно. Уверен, после такой картины, что вы тут описали, у читателей не возникнет вопроса, надо ли делать техобслуживание. Думаю, автовладельцев больше интересует, как производится обслуживание топливной системы и системы зажигания, в чем оно состоит и каков период его прохождения.
- Сначала поговорим о сроках. Техническое обслуживание этих систем следует проводить при плановом периодическом ТО, то есть при проверке всех систем автомобиля в комплексе. Рекомендуемый нами срок планового ТО - два раза в год (преимущественно в межсезонье) или после 7,5 тыс. км пробега. Конечно, это вдвое меньше официальных рекомендаций автопроизводителей, но мы уверены, что именно с такой периодичностью следует проводить техническое обслуживание (ТО), чтобы обеспечить поддержание автомобиля в технически исправном состоянии в наших суровых природно-климатических и дорожных условиях.
Техническое обслуживание топливной системы и системы зажигания включает диагностику с помощью специального диагностического сканера. Затем следует визуальный осмотр. При обнаружении в ходе ТО каких-либо неисправностей мы предлагаем их устранить.
- Что за сканеры вы используете, и что можно с их помощью проверить?
- Поскольку мы являемся официальными дилерами марки Hyundai, то используем оригинальный сканер GDS с оригинальными программами, предоставленные нам производителем. Думаю, для автолюбителей не является секретом тот факт, что каждый автопроизводитель имеет свое оригинальное программное обеспечение и свое диагностическое оборудование. Это оборудование стоит не дешево, и не каждое СТО может его себе позволить. Более того, производитель поставляет фирменные сканеры исключительно своим дилерским центрам и авторизованным сервисам. В итоге гаражные сервисмены и обычные СТО либо не имеют оригинального диагностического оборудования, либо пользуются "серыми" сканерами с неавторизованным программным обеспечением. Стоит также учитывать, что программы постоянно совершенствуется, и только официальные дилеры имеют возможность их своевременно обновлять.
Сканер проверяет работоспособность всех электронных систем автомобиля. В частности, с помощью сканера проверяется работа катушек зажигания, свечей, форсунок, дроссельной заслонки. Сканер выдает ошибки, которые наш специалист расшифровывает, анализирует и выносит вердикт. Польза от электронной диагностики большая. Во-первых, экономится время. Сканер четко показывает - где и что не в порядке. Во-вторых, дается полный и всесторонний анализ всех электронных систем. В-третьих, риск ошибочной диагностики практически исключен, мастеру не приходится вслепую искать болезнь и "лечить" все подряд. А исключение ненужных процедур экономит деньги и время клиента.
- Складывается впечатление, что человек при диагностике не нужен, всю работу делает сканер.
- Сканер - всего лишь инструмент (пусть и умный) в руках мастера. Без специалистов не обойтись. А у нас работают квалифицированные мастера, они прошли курс обучения по программам Hyundai и обладают богатым опытом техобслуживания и ремонта. Визуальный осмотр - важнейший элемент ТО, что позволяет максимально глубоко изучить техсостояние автомобиля, выявить все его неполадки и дефекты. В частности, регламентом предусмотрен визуальный осмотр свечей зажигания. Даже если сканер не дает ошибку на свече, мастер обязательно ее выкрутит, чтобы оценить состояние и степень износа.
- И что же можно увидеть при осмотре свечей?
- Специалисту состояние поверхности свечи скажет многое. Прежде всего, по состоянию налета мастер может определить болезнь топливной системы, как приготовляется смесь. Именно на основе визуального осмотра принимается решение: нужно менять свечи или нет. Производитель рекомендует менять свечи после 30 тыс. км пробега. Но этот срок рассчитан исходя из идеальных условий эксплуатации (чистый бензин, мягкий климат, хорошие дороги). В наших условиях свечи следует менять при 15 тыс. пробега, то есть официальный период эксплуатации смело сокращаем вдвое. Такой же подход следует применять и к другим расходным материалам. В частности, официальный регламент замены топливного фильтра - 60 тыс.км пробега. С учетом качества нашего топлива и климата фильтр следует менять при 30 тыс.км. А в некоторых случаях и на дизельных двигателях - через 10-15 тыс.км пробега.
- Менять топливный фильтр придется вместе с баком?
- Это почему же?
- Ну, если фильтр грязный, то и бак грязный.
- Бак не меняется, а промывается. При замене топливного фильтра оценивается, насколько загрязнен бак. И если обнаружится, что на дне лежит грязь, клиенту предлагается дополнительная услуга - промывка бака. Очищать бак необходимо, иначе новый фильтр будет немедленно забит той грязью, что скопилась в баке.
- Какие еще дополнительные услуги предлагаются обычно при ТО топливной системы?
- Промывка топливных форсунок, промывка камеры сгорания, промывка дроссельной заслонки. Но мы предлагаем эти услуги не просто так, а лишь в том случае, когда это необходимо. Для промывки форсунок мы используем специальную промывочную жидкость. Промывку производим на специальном оборудовании Wins's. При промывке дроссельной заслонки используются промывочные спецжидкости. Они снимают налет в рабочей зоне, где соприкасается заслонка с ее корпусом. Особо отмечу: после промывки заслонки следует с помощью сканера отрегулировать режим ее работы. Ведь заслонкой управляет бортовой компьютер. А в процессе промывки сбиваются рабочие установки заслонки. Если заслонку не отрегулировать, она будет работать неправильно, и тогда обороты двигателя будут либо сильно высокими, либо сильно низкими. Отмечу, что правильная работа дроссельной заслонки влияет на стабильность запуска двигателя. Поэтому рекомендую сделать профилактику заслонке, также раз в год советую делать промывку форсунок. После промывки форсунок мы рекомендуем заменить свечи зажигания и масло в двигателе.
После промывки дроссельной заслонки мы рекомендуем заменить воздушный фильтр.
- Любые дополнительные услуги - это дополнительные деньги. Чтобы их тратить, нужны веские основания. Кратко перечислите, какие выгоды получает автовладелец, если проводит регулярное ТО и выполняет ваши рекомендации?
- Периодическое ТО - это экономия времени, денег и нервов автовладельца. Таким образом, вы предотвращаете возможную серьезную поломку автомобиля со всеми вытекающими отсюда последствиями. В денежном выражении затраты на ремонт будут несопоставимо выше, чем стоимость ТО. Если говорить о выгодах профилактики системы зажигания и топливной системы, то они заключаются в том, что вы будете всегда иметь под рукой автомобиль в надлежащем техническом состоянии. При этом двигатель вашей машины будет работать «как часы», и расход топлива будет минимальным.
- Что нужно сделать, чтобы пройти ТО в Дилерском центре Hyundai Автомир?
- У нас работает система предварительной записи. Нужно позвонить по телефону и записаться на конкретный день и час. Мы принимаем всех. Кроме того, можно записаться на сервис через Интернет, то есть отправить оn-line заявку с нашего марочного сайта. Нужно зайти на сайт, заполнить анкету и отправить ее. В течение часа вам перезвонят и уточнят информацию о времени вашего прибытия к нам на обслуживание.
Отправить статью друзьям: