Угроза транспортного «коллапса» отведена от научного центра Новосибирска. Власти региона предложили пути решения этой острой социальной проблемы. Они будут ходатайствовать перед федеральным центром об изменении очередности строительства Восточного обхода Новосибирска и вкладывать инвестиции в развитие сети местных дорог в Новосибирском и Искитимском районах, которые станут альтернативой для проезда транзитного автотрафика с алтайского направления. Наш корреспондент побывал на заседании комитета по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области, где состоялось бурное обсуждение этого острого социального вопроса.
Угроза транспортного «коллапса» отведена от научного центра Новосибирска. Власти региона предложили пути решения этой острой социальной проблемы. Они будут ходатайствовать перед федеральным центром об изменении очередности строительства Восточного обхода Новосибирска и вкладывать инвестиции в развитие сети местных дорог в Новосибирском и Искитимском районах, которые станут альтернативой для проезда транзитного автотрафика с алтайского направления. Наш корреспондент побывал на заседании комитета по транспорту Законодательного собрания Новосибирской области, где состоялось бурное обсуждение этого острого социального вопроса. Опасения общественников научного центра, что после ввода в строй первого, а затем и второго этапов Восточного обхода Новосибирска улично-дорожная сеть Академгородка будет забита транзитными фурами, вылились в ряд публичных акций. К мнению общественников из Ландшафтного совета прислушались депутаты Законодательного собрания Новосибирской области. Главным вопросом выездного заседания комитета по транспорту стало обсуждение обращения депутатов Заксобрания от Советского района Новосибирска Николая Похиленко и Алексея Андреева, которые разделили озабоченность общественности Академгородка.
Опасения, что транспортной системе научного центра грозит коллапс в связи со строительством Восточного обхода, основаны не на пустом месте. Член Ландшафтного совета Академгородка Лев Шепелянский приводил следующие цифры. Улично-дорожная сеть сегодня может пропустить 845 автомобилей в час. Как показали расчеты по транспортной модели города, проведенные в лаборатории СГУПС, после окончания сооружения первого этапа Восточного обхода трафик возрастет до 1290 автомобилей/час, а с окончанием строительства второго этапа обхода увеличится до 1650 автомобилей. Моделирование показало, что пробка на въездах и выездах из Академгородка в сторону Кольцово может вытянуться на 700 метров. Власти региона и города отреагировали на эти опасения и разработали соответствующие мероприятия. Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий отметил: «Это неправильно, когда по Академгородку пойдет грузовой транспорт. Сегодня решения найдены, и они обсуждаются с общественниками. Это развитие дорожной сети на территории Искитимского района протяженностью 26 км. Эти работы будут финансироваться из нашего областного бюджета».
Этапы большой стройки
Строительство Восточного обхода областного центра, протяженностью около 80 км, запланировано в четыре этапа (см. схему). После окончания строительства все федеральные автомагистрали, сходящиеся к Новосибирску (М-51, М-52 и М-53), а также региональные дороги будут связаны единой скоростной сетью. После окончания строительства четырех этапов Восточного обхода вне городской черты появится автомагистраль, которая полностью выведет транзит за территорию Новосибирска.
Строительные работы на первом этапе Восточного обхода Новосибирска протяженностью 20 км началось в октябре 2013 года. Этот участок соединит региональную автодорогу «Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий» (К19р) и автодорогу «Кольцово-Академгородок». Первоначально планировалось, что запуск движения по нему состоится осенью 2017 года, но сегодня уже называют более поздний срок ввода объекта в - 2019 году. Планировалось, что строители затем перейдут к сооружению второго этапа Восточного обхода Новосибирска. После его ввода у транзитного автотранспорта появится возможность миновать территорию города, выезжая с любой федеральной или региональной трассы, сходящихся к Новосибирску. Не подключенным к этому полукольцу останется лишь «Чуйский тракт» М-52.
Опасения общественников Академгородка связаны с тем, что во время строительства третьего и четвертого этапов Восточного обхода, протяженностью 45 км, которое растянется по времени на несколько лет, улично-дорожная сеть научного центра будет нещадно эксплуатироваться транзитным транспортом с южного направления, с федеральной трассы «Чуйский тракт» для выхода на участок Восточного обхода Новосибирска. Несколько лет Академгородок будет испытывать сильные пробки, поскольку именно данное направление дает самый мощный иногородний трафик в областной центр, который составляет от 25 до 40 тысяч автомобилей в сутки. Сегодня этот автотрафик «переваривает» Бердское и Старое шоссе, а также улица Большевистская.
Замена очередности
На заседании профильного комитета Законодательного собрания министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов озвучил следующий вариант, выработанный совместно с мэрией Новосибирска и «Федеральным управлением автодорог (ФУАД) «Сибирь». Суть мероприятий состоит в изменении очередности строительства Восточного обхода. Предлагается параллельно со строительством первого этапа, которое ведется сейчас, начать работы на третьем этапе объекта (34-49 км), а также на сети территориальных автомобильных дорог в Искитимском районе, по которым пойдет транзитный грузовой транспорт. «Сегодня готовим техническое задание на выполнение проектных работ по региональной сети. Это местные дороги «Морозово - Верхний Коен» с реконструкцией этих дорог и переводом их в третью техническую категорию с асфальтобетонным покрытием. Также в третью техническую категорию планируем перевести дорогу «Искитим - Верх-Коен – Михайловка». Эти дороги нужны как для области, так и для Искитимского района, даже если бы Восточный объезд не строился», - отметил чиновник. По информации, озвученной министром, такое решение обосновано, прежде всего, финансовыми причинами.
По итогам заседания комитет по транспорту Законодательного собрания рекомендовал ФУАД «Сибирь» ходатайствовать перед федеральным центром об изменении очередности строительства Восточного обхода - в целях синхронизации ввода первого этапа (км 14 –км 34) и третьего этапа (км 34 – км 49). Следовательно, решение проблемы транзитного транспорта «Чуйского тракта» (М-52) переносится с улично-дорожной сети Академгородка на местные автодороги Искитимского района. «Так получается, что на первом этапе строительства трасса подходит к Академгородку, соответственно, принято решение переносить нагрузку на зону Искитимского района. Она в любом случае должна развиваться - с учётом развития промышленности, с учётом загрузки нашего южного направления по трассе М-52. Зоны Искитима и Бердска - это промышленно развитые и густозаселённые территории, входящие в Новосибирскую агломерацию, где необходимо развивать дорожную сеть. Активно развивается сегодня зона Морозово, зона туризма и рекреации, где нужны хорошие дороги», - подвел итог заседания председатель профильного комитета Законодательного собрания Новосибирской области Федор Николаев.
Цена вопроса
Какова же цена спасения Академгородка? В протоколе по итогам заседания комитета Заксобрания указано, что стоимость строительства первого пускового комплекса в составе 3 этапа (км 34 – км 49) Восточного обхода Новосибирска на участке между транспортной развязкой на пересечении с автодорогой «Академгородок – Кольцово» и транспортной развязкой в районе с. Каменушка Новосибирского района, плюс реконструкция и капитальный ремонт местных автомобильных дорог Новосибирской области ориентировочно составит 8,5–9,5 млрд руб. - за счет средств федерального (3,5 млрд руб.), областного (5 млрд руб.) и местного (1 млрд руб.) бюджетов. Такова цена вопроса.
При оправданном подходе с изменением очередности сооружения Восточного обхода, всё же следует отметить, что длительное время обход будет работать вполсилы, поскольку соединение ленинск-кузнецкой трассы (К19р) даже через г. Искитим с «Чуйским трактом» (М-52), не позволит большей части транзитного трафика уйти из городской черты. Ключевым на этом направлении является второй этап Восточного обхода (0-14 км), именно он позволит вывести южный транзит за городскую черту и направить его на федеральную трассу М-51 через Северный обход города.
Развязки научного центра
Еще одной темой обсуждения на выездном заседании стало развитие улично-дорожной сети самого научного центра Новосибирска. Не секрет, что развитие Академгородка подошло к той черте, когда его дорожная сеть не успевает пропустить автомобильный трафик, ведь научный городок строился как компактный центр, и никто не предполагал в те годы его стремительный рост. Законодатели предложили мэрии Новосибирска рассмотреть вопросы реконструкции улицы Арбузова, со строительством путепровода над железной дорогой и выходом на бульвар Молодёжи – проспект Строителей - Бердское шоссе. А также проработать варианты строительства развязки в разных уровнях на Бердском шоссе в районе Нижней Ельцовки в целях исключения левого поворота. Но это уже совсем другая история.