Сегодня, в связи с кризисом в экономике и некоторым ухудшением материального положения населения, возросло значение вторичного рынка автомобилей. Отдел аналитики Группы изданий «Авто Медиа», проанализировав ситуацию в данном сегменте авторынка, вывел новые закономерности кризисного поведения новосибирских автолюбителей.
Сегодня автолюбители перешли на новую модель поведения, в основе которой всемерная экономия. Она касается всех аспектов взаимоотношения горожанина с автомобилем: от покупки до частоты заезда в автосервис на обслуживание. Кризис повлиял на покупательную способность населения. Это способствует смене парадигмы поведения большей части автомобилистов.
Сухие цифры статистики только подтверждают обозначившуюся тенденцию: спрос смещается в сторону автомобилей с пробегом. Если рынок новых автомобилей в РФ в прошлом году снизился на 36%, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, то рынок вторичных приобретений - всего на 19,7%. Такая же картина и в Сибири, и в нашем регионе. Рынок автомобилей с пробегом менее «пострадал» от наступившего спада в экономике.
Особенностью рынка б/у автомобилей является его численное преобладание над рынком новых машин. В целом по отечественному авторынку соотношение между приобретением новых и автомобилей с пробегом составило около трех. То есть за год условно на один новый автомобиль из салона дилера пришлось три машины, перешедших из рук в руки. В Сибири показатель еще выше – восемь машин с пробегом. А в Новосибирской области разрыв еще больше: на один дилерский автомобиль пришлось 9 машин с пробегом.
Это огромное и потенциально значимое поле для деятельности дилеров. Ведь пока наш рынок автомобилей с пробегом представляет собой рынок частных объявлений, и он далек еще от цивилизованного вида, где проводится хорошая предпродажная подготовка автомобиля для нового покупателя. В этой связи напомним, что на западных рынках продажи автомобилей с пробегом на три четверти контролируются дилерами, это одно из основных направлений их деятельности. Поэтому рынок автомобилей с пробегом прозрачен, история владения автомобилем не содержит темных страниц. А это немаловажный фактор для покупателя, который не хочет приобретать «кота в мешке». Наши дилеры только разворачиваются лицом к этому сегменту. По данным аналитического агентства «Автостат», на рынке автомобилей с пробегом их доля пока невелика, но сегодня, в пору кризиса, многие дилерские сети начинают предлагать услугу trade-in.
И тому есть весомые причины. Прежде всего, важнейшим фактором, почему автолюбитель решается на покупку б/у автомобиля, является цена. Конечно, есть прослойка автолюбителей, которые ни при каких обстоятельствах не пересядут в такой автомобиль. Но многим это не претит. В этом случае потребитель получает вполне исправный и готовый еще несколько лет эксплуатироваться автомобиль, но за меньшие средства. При этом следует отметить, что, согласно проведенному мониторингу, рост цен на новые автомобили опережает рост цен на автомобили с пробегом. Причина в том, что в формировании цены на новый автомобиль заложена валютная составляющая, так как применяемые при сборке машины автокомпоненты полностью или частично зарубежного происхождения. На вторичном рынке базовые цены устанавливаются в рублях, отсюда их меньшая динамика.
В целом же мотивы приобретения автомобиля с пробегом разные. Кто-то хочет машину посвежее, кто-то - побольше размером, кого-то интересуют автомобили с высоким клиренсом - все точно так, как и на рынке новых машин.
Наш регион занимает первое место в Сибири на рынке автомобилей с пробегом, опережая все соседние регионы. (см. табл. 2). В то же время большой потенциал повторных продаж и у новых автомобилей. Ведь со временем новый автомобиль превратится в автомобиль с пробегом, и первый владелец задумается об обновлении и его продаже во вторые руки.
Праворульные не уступают
В предыдущие два десятилетия территория страны за Уралом была главным потребителем праворульных автомобилей с пробегом из Страны восходящего солнца. В самые лучшие годы объем привезенных автомобилей японских марок достигал объема 300-500 тыс. штук. Сегодня парк регионов Сибирского федерального округа является праворульным в своей основе, он состоит в основном из автомобилей японских брендов. Именно данный вид техники и составляет львиную долю продаж автомобилей с пробегом. Это ярко демонстрирует марочная структура вторичного рынка.
По данным «Автостат», на территориях до Урала со стороны Европейской части доминирующей маркой рынка авто с пробегом остается отечественный бренд Lada. А за Уралом, и Новосибирский регион не является исключением, доминирующей маркой является японский бренд Toyota.
А автомобилем-лидером во всех без исключения азиатских регионах стала Toyota Corolla.
Что же касается знаковых изменений в Новосибирской области, то помимо явного доминирования японских брендов (Nissan, Honda, Mazda, Mitsubishi, Subaru, Lexus), в десятку лидеров, но с очень скромным результатом, попал корейский бренд Hyundai. Это не случайное стечение обстоятельств. Это факт, который говорит о том, что на вторичный рынок начата экспансия не столь возрастных автомобилей. Эти машины корейской марки куплены в свое время в салоне дилера. Теперь, по прошествии нескольких лет, они появляются на рынке автомобилей с пробегом. Этого нельзя сказать о японских брендах. Требуется весьма длительное время, чтобы автомобили из автосалонов заместили в марочном разрезе праворульные машины. Также весьма симптоматично нахождение в ТОП-10 подержанного рынка немецкой марки Mercedes-Benz.
Но пока доминирование японского бренда Toyota остается неоспоримым: на него приходится 28% регионального рынка автомобилей с пробегом. Примечательно, что если сопоставить оборот автомобилей данной марки на вторичном рынке с новыми автомобилями данного бренда, купленными в автосалоне, то соотношение будет не в пользу новых
(1 к 26). С позиций сегодняшнего дня можно прогнозировать, что такая застывшая структура рынка автомобилей с пробегом сохранится еще несколько лет.