В классе малых кроссоверов можно встретить сегодня различные модели: от настоящих внедорожников с полным приводом до высоких хэтчбеков, которым подвластны лишь городские бордюры. Сегодня этот класс автомобилей является объектом экспансии практически всех автопроизводителей: они как–будто очнулись от «спячки» и в срочном порядке наверстывают упущенное время, предлагая новинки. Какие из них появятся в этом году, и какие из новых малых кроссоверов намерены стать лидерами, разбирался наш корреспондент.
Бытует мнение, что кроссоверы (класс SUV) стали популярными у нас из-за разбитых городских дорог; возможности припарковаться, преодолев бордюр тротуара или придомового газона; снежных переметов в уличном проезде, когда ранним зимним утром необходимо проехать по неочищенной коммунальщиками придомовой территории. Но есть еще один фактор, который сравнительно редко упоминается. Кроссоверы ценят за удобство выхода и входа в салон. Такие машины не столь высоки как внедорожники типа Land Cruiser, но повыше обычных городских легковушек. Здесь в кресло просто садишься, а не опускаешься. Да и за рулем кроссовера чувствуешь себя несколько выше других участников движения.
Вследствии воздействия указанных факторов этот класс автомобилей растет. На него по итогам прошлого года пришлось порядка 36% авторынка страны, а на субкомпактные кроссоверы (длиной до 4,3 м) - каждый десятый продаваемый автомобиль. Стремительно набирающий интерес потребителей к кроссоверам нашел отклик у автопроизводителей. Смотрите, как интересно бывает на автомобильном рынке. Сначала кто-то из производителей выпускает модель «надежды» (примеры - Nissan Juke или Renault Duster). Оказывается, он попал в «яблочко». Спрос на новую модель просто зашкаливает. И сразу остальные автопроизводители вдруг обнаруживают в своем модельном ряде «пробел». Они срочно приступают к разработке аналога в этом размерном классе и выводят его на рынок. Именно такая картина сейчас наблюдается в сегменте компактных кроссоверов в размерном классе В+. На европейском рынке роль драйвера сегмента выполнил Nissan Juke, а на нашем домашнем рынке – Renault Duster. Видя ошеломляющий успех этих моделей, другие автопроизводители бросились вдогонку. Не упускать же появившийся спрос! В этом году будет представлено порядка десятка новинок. На подходе еще столько же. Выбор вскоре будет весьма и весьма широкий.
КОМУ СУБКОМПАКТЫ?
Сначала о перспективных планах, которые будут интересны лояльным клиентам различных марок автомобилей. У немецкого Volkswagen на нашем рынке пока нет кроссовера меньше Tiguan, «пробел» заполнит модель Taigun. Также у Toyota, Mitsubishi, Honda, Mazda обнаружились пробелы в младших классах SUV, и они занимаются разработкой новых моделей, которые выйдут в 2015 году. Корейские Hyundai и KIA на международных автосалонах уже блеснули концептами KIA Niro и прототипом Hyundai HP20. Но эти все модели так же появятся не ранее будущего года.
Но сегодня уже имеется «россыпь» новинок, которые совсем скоро (в течение 2014 года) появятся в автосалонах.
Первым в классе ожидается дебют кроссовера Peugeot 2008. Эта модель очень важна для французского автопроизводителя. Видели ли вы большой кроссовер Peugeot, сильно смахивающий на Mitsubishi Outlander? У японского автопроизводителя кроссовер стал бестселлером марки и драйвером продаж, а продажи аналога со «львенком» - не задались. Поэтому французам в быстрорастущем сегменте очень важно быть представленными. Ведь не секрет, что они испытывают определенные трудности: иначе дела пойдут еще хуже. Ставка сделана на модель кроссовера с индексом 2008. С геометрической проходимостью у него все в порядке – короткие свесы, но клиренс все же маловат для нас. Это автомобиль для французского горожанина, который поедет по гравийке на виноградник к дедушке. Но для наших горожан, не часто выбирающихся за город этого достаточно. Дизайн новинки выполнен со стандартными атрибутами кроссовера – большие колесные арки, пластмассовые накладки на бампер и пороги, рейлинги. Но есть и существенный недостаток – отсутствие полноприводной версии, все вариации представлены только с передним приводом. В доказательство своей правоты французы приводят пример Nissan Juke, который продается в передне-/полноприводной версиях в соотношении 91% на 9%. Наверняка, лучший прием ожидает версию с атмосферником 1,6 л и мощностью 120 л.с., со старым проверенным 4-ступенчатым автоматом. Есть и новый 1,2-литровый мотор 84 л.с..
В июне в автосалонах появится новый Chevrolet Tracker (на других рынках известен как Chevy Trax). Этот автомобиль ни в коей мере не является заменой Chevrolet Niva, он лишь усилит модельный ряд американского автопроизводителя. Этот кроссовер мирового уровня наибольший интерес будет представлять для обеспеченного горожанина, нежели для жителя маленького городка в глубинке. Кроссовер Tracker - соплатформенник уже известного Opel Mokka. У американского автомобиля в Европе, где уже начались продажи, большой набор моторов: объемом 1,4 л (138 л. с.), 1,6 (113 л. с.) и 1,7 л (128 л. с.). Доступны как варианты с приводом только на передние, так и на все колеса.
Еще одна громкая премьера 2014 года - начало выпуска кроссовера Ford EcoSport. До автосалонов новый американский малый SUV доберется в сентябре.
ЛЕГЕНДЫ И DUSTER–2
Попробовать себя в сегменте малых кроссоверов решил и только что образованный автопроизводитель – FIAT-Chrysler. Правда, малые SUV этого американо-итальянского концерна будут базироваться на платформах европейского партнера. В конце года – в декабре – сразу выйдут два кроссовера – «американец» Jeep Jeepster и «итальянец» FIAT-500L. «Фиатик» интересен тем, что он представляет собой смесь минивэна (MPV) и кроссовера. Чего тут больше – кроссоверного или минивэновского? Смотря с какой точки зрения посмотреть. В свою очередь, американский кроссовер будет младшей моделью в линейке легендарной американской внедорожной марки. Jeepster построят на итальянской платформе «пятисотки». Кроссовер Jeep будет более внедорожным, с более высоким клиренсом. Он получит даже семиместную версию. Теперь нужно дождаться декабря, чтобы узнать подробности о двух моделях.
Но главным событием 2014 года станет старт продаж уже в июле нового Nissan Terrano. Его уже ловили автопапарацци на улицах Москвы и Тольятти. Новый бюджетный кроссовер от Nissan под старым именем Terrano базируется на платформе В0 (Logan и Duster). От Renault Duster новый кроссовер Nissan будут отличать иная внешность — передок и радиатор от старшей модели кроссовера X-Trail, другая пятая дверь, другая оптика и иная линия боковой выштамповки. Этих деталей вполне достаточно, чтобы отличать новую модель от популярного французского соплатформенника. Потенциальные клиенты нового кроссовера Nissan готовы даже переплачивать за внедорожник, который ассоциируется с более дорогими моделями японской компании. Механика у моделей будет примерно одинаковой. Моторы - 1,6-литровый мощностью 102 л. с. , 2,0-литровый мощностью 135 л. с., а также 1,5-литровый дизель мощностью 90 л. с., плюс, возможно, 110-сильный дизель. Плюс механика и автомат, а также передне- и полноприводная версии. Повторит ли Terrano успех Duster?
КИТАЙСКИЕ ДАСТЕРОУБИЙЦЫ
Кто поймет этих китайцев, которые копируют чужой успех? Пора бы уже к этому привыкнуть и смотреть на этот опыт с практической стороны. Разобраться с первого взгляда во всем многообразии китайских «клонов» сложно. Определение, какой из китайских автопроизводителей копирует японскую или европейскую технику, оставим для продавцов, которые любят поражать клиентов откровениями, что, к примеру, модель Chery Tiggo является точной копией некогда успешного автомобиля Toyota RAV4 предыдущего поколения и ничем ему не уступает, а ценник - почти «задаром».
И первый успех уже пришел к Lifan: сегодня на шесть проданных автомобилей Renault Duster продается один кроссовер Lifan X60.
И в этом году нас ожидает «китайский парад» малых SUV. Китайцы будут брать числом марок и еще хорошо известным китайским оружием - ценой.
Новинкой станет малый кроссовер Geely LC-Cross. Его начнут выпускать на территории союзной Белоруссии, с которой у нас открытые экономические границы, на совместном белорусско-китайском предприятии «Белджи». В планах начать поставки на наш рынок. Цена кроссовера - 10-11 тыс. долларов (350-400 тыс. руб.), что ставит его в разряд самых дешевых кроссоверов в РФ. Конечно, такой автомобиль, если не подведет качество изготовления, составит конкуренцию автомобилям бюджетного сегмента. Правда, помимо привлекательной цены у него мало других козырей. У этого Geely только передний привод, единственный бензиновый двигатель объемом 1,3 л и мощностью 86 л.с. Автомата не предусматривается, только 5-ступенчатая механическая коробка передач. Расход топлива – около 7, 1 л на 100 км пробега в смешанном цикле.
Еще один китайский SUV, который уже добрался на рынок в январе, – Changan CS35. Пока имя мало нам знакомо, но эта компания входит в пятерку автопроизводителей КНР. Ее компакт-кроссовер с начальной привлекательной ценой 549 тыс. руб. симпатичен, разработан в Италии, где у компании свой собственный центр. В список базового оснащения входят АБС, водительская подушка безопасности, иммобилайзер, центральный замок с дистанционным управлением, обогрев заднего стекла, передние электростеклоподъемники. Самая дорогая версия – 699 тыс. руб. Дорожный просвет 180 мм, значит, бордюры и снежные переметы не страшны. Полного привода нет, а это в наших условиях уже минус. Двигатель один – 1,6 л и 113 л.с. Кроссовер по оценкам неплох и будет конкурировать с недавно представленным другим компактным кроссовером из КНР – Great Wall M4.
Еще в этом году будут две интересные премьеры китайских малых кроссоверов – Lifan X50 поступит к дилерам в августе, также в конце лета появится посвежевшая версия Chery Tiggo 5. Впрочем, Tiggo подрастет в размерах, сравнявшись с Land Rover Freelander, и уйдет в следующий класс.
Французские топ-менеджеры не ожидают сразу стольких «дастероубийц». Правда, надо посмотреть, как их примут автолюбители, ведь у многих предубеждение к китайцам все же велико.