3 Март 2014
Семь месяцев осталось до запуска автомобильного движения по третьему мосту через Обь в Новосибирске. Что предстоит сделать на главном инфраструктурном объекте сибирской столицы, как с пуском движения по новому мосту изменится дорожная ситуация в городе изучил наш корреспондент.
Автор текста: Александр Колпаков
В конце прошлого года комиссия по наименованиям при мэрии Новосибирска приняла важное решение: на основании проведенного опроса среди жителей города присвоить строящемуся «Мостовому переходу через Обь в Оловозаводском створе» имя «Бугринский».
Главная инфраструктурная стройка сибирской столицы стала для Новосибирска испытанием на зрелость. Ранее, чтобы построить мост, требовалось специальное Постановление правительства страны (Совета Министров).
Сегодня город смог самостоятельно начать стройку, профинансировать предпроектные и проектные работы, организовать и начать строительство мостового перехода. Такой масштабной стройки Новосибирск не видел уже три десятилетия. Теперь, после пятилетнего напряжения сил, мостостроители выходят на финишную прямую. В повестке дня мостостроителей самые ответственные этапы работы.
Арка над рекой
Сегодня из разных районов города, и даже самых удаленных окраин, видны взметнувшиеся над руслом Оби строящиеся конструкции арки красного цвета. До официально заявленной даты открытия движения по мосту осталось менее семи месяцев. За этот короткий срок предстоит осуществить огромный объем работ предпускового этапа. И прежде всего, закончить монтаж и надвижку уникальной, не имеющей аналогов в России, арки Бугринского моста. Это будет самая длинная в мире арка, длиной 380 метров, которая взметнется над Обью на 72 метра, а ее общий вес составит 3 172 тонны.
Сегодня специалистами Мостоотряда
№ 38 Новосибирского филиала ОАО «Сибмост» ведутся работы по сборке свода арки. На строительную площадку трейлеры доставляют загрунтованные блок металлоконструкции арки. Затем на них надевают «саркофаг», производится покраска в алый цвет, и готовая к монтажу конструкция поступает на стапель. После монтажа очередной конструкции ведется надвижка арки. Такова технологическая схема. Всего необходимо смонтировать 88 блоков свода.
«Вертикальная радиальная надвижка ведется впервые в мире — никто не пытался надвигать конструкцию по этой технологии, и тем более арку. Процесс очень сложный, но в то же время и очень интересный», - говорит Сергей Соколов, начальник Мостоотряда №38 ОАО «Сибмост». - Один цикл надвижки продолжается 6 суток, за это время надвигается 10 метров арки. Всего с каждой стороны будет выполнено 18 циклов».
Монтаж блоков и надвижка проводятся одновременно как на правом, так и левом берегу. Сегодня на правом смонтировано 24 блока свода арки весом 848 т, а на левом берегу смонтировано 22 блоков свода арки весом 760 т.
«Сегодня по монтажу и надвижке выполнено 50% работ от их общего объёма, работы ведутся по графику, - продолжает Сергей Соколов. – И к 15 апреля работы по надвижке будут закончены, после этого приступим к разборке стапелей и к середине мая выйдем на работы по натяжению вант, которые будут удерживать пролетное строение над водой между русловыми опорами №5 и №6».
Поставка вантовых систем и натяжка так называемой «сетки на арке» будут выполняться швейцарскими специалистами из компании VSL, одной из ведущих в мире.
Предстоит завершить работы на двух транспортных развязках, которые будут входить в пусковой комплекс. Объем работ, выполненных на развязке, расположенной на улице Ватутина, составляет более 90%. Летом будет проведена финальная окраска пролетов и опор, будет уложено асфальтобетонное покрытие на съездах. Строительные работы на транспортной развязке на улице Большевистской в самом разгаре.
Побывавший на строительной площадке Бугринского моста и.о. мэра Новосибирска Владимир Знатков отметил: «Неблагоприятные погодные условия не повлияли на ход строительства этого важного транспортного объекта, стройка не останавливалась ни на один день. Новый новосибирский мост отличает не только протяжённость вантовой арки, но и особенный способ её надвижки. Мост получается очень красивым. Думаю, этот мост станет одним из символов нашего города, его визитной карточкой».
География движения
Если смотреть на Новосибирск из космоса, то город представляет собой «комету» с «головой» и «хвостом», вытянутым вдоль Оби и разделенной ею на две части. А если мысленно провести по этой «комете» линии существующих мостовых переходов, то обнаружится явная диспропорция в обеспеченности ими различных частей Новосибирска. В «хвосте» кометы только один переход – по плотине Новосибирской ГЭС – расположен на ее самой дальней южной окраине. А в «голове кометы» (на территории основного территориального массива города) расположены два моста. Октябрьский (коммунальный) мост находится в центральной части, а Димитровский – смещен в северном направлении на три километра ниже по течению Оби. Получается, что весьма протяженная часть территории города не имеет связей между берегами. Расстояние между Октябрьским мостом и мостовым переходом, расположенном на плотине Новосибирской ГЭС, ни много ни мало 21 километр (!)
На этой территории проживают порядка 300 тысяч новосибирцев, или пятая часть населения города. Между собой не соединены Кировский район с Первомайским и Советским районами. Чтобы переправиться с одного берега на другой этим горожанам приходится делать большой «крюк» по направлению к центру до Октябрьского моста либо к плотине ГЭС. Никто не посчитал, сколько времени они тратят, не имея прямой связи между разделенными частями города, какой экономический ущерб наносится экономике города из-за отсутствия мостов, сколько топлива пережигается. Створ нового Бугринского моста расположен в 3,5 км южнее существующего Октябрьского. И он улучшит ситуацию, сократит перепробеги.
Сегодня расстояние от ТРЦ «МЕГА-ИКЕА» в Кировском районе до улицы Выборная (Педуниверситет) составляет 13 км. После запуска движения по Бугринскому мосту это расстояние сократится до 9 километров. По подсчетам специалистов, ввод нового моста позволит транспортникам получать суммарный экономический эффект в размере 1,5 млрд руб. ежегодно.
Часто от некоторых автомобилистов слышны суждения, будто Бугринский мост не повлияет на дорожную ситуацию в городе. Но такие «эксперты» не учитывают фактора перепробегов, о которых говорилось выше. Не учитывают они тот факт, что автолюбителям, следующим со стороны Разъезда Иня на левый берег, не придется стоять в пробке на Большевистской на подъезде к Октябрьскому мосту, следовательно, не нужно понапрасну жечь топливо. Аналогично, и жители левобережья, следующие в направлении разъезда Иня, объедут заторы на подходах к Октябрьскому мосту на улицах Блюхера, Немировича-Данченко, проспекте Маркса. По новому мостовому переходу они напрямую смогут выехать на Большевистскую и далее в направлении Первомайки и Академгородка. Как посчитали специалисты-транспортники, средняя длина перевозки по Новосибирску сократится на 8,5 км. Произойдет перераспределение автомобильного трафика по основным городским магистралям и мостовым переходам. По предварительной оценке, в перспективе на Бугринский мост придется порядка 35% от всех транспортных потоков между берегами в черте города.
Проектировщиками в генеральном плане Новосибирска южнее Бугринского моста запланировано строительство двух перспективных мостовых переходов: Ельцовского (Нижняя Ельцовка) и Матвеевского. Между Бугринским и существующим Октябрьским появится еще один мостовой переход - Мелькомбинатовский. Впрочем, эти проекты - очень дальняя перспектива, поскольку городские власти уже определились со следующей стройкой - ею станет Центральный мост, расположенный в створе Южной площади.