27 Февраль 2014
Самое большое предложение на автомобильном рынке сегодня в размерном классе С, или гольф–классе. Здесь наиболее остра конкуренция между автоконцернами. Этот класс – один из самых массовых по объему продаж сегмент авторынка. В 2014 году в новосибирских автосалонах появится несколько интересных предложений от ведущих мировых автопроизводителей. Смогут ли они потеснить признанных лидеров? В этом вопросе разбирался наш корреспондент.
Автомобили гольф-класса (С-класс) у нас популярны. В рекордном для автомобильного рынка страны 2012 году в нем было продано около 550 тысяч автомобилей. Но как показала статистика по итогам 2013 года, продажи ряда бестселлеров в России снизились. Согласно данным, приведенным Ассоциацией Европейского бизнеса (АЕБ), «в минусе» оказались такие автомобили как Ford Focus (-27%), Opel Astra недосчитался каждого пятого покупателя, в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. У другого популярного «американца» Chevrolet Cruze потери несколько ниже (-14%), и даже Toyota Corolla оказалась в минусе (-8%). Что же произошло? Почему при замедлении роста авторынка снизили объемы продаж популярные городские седаны и хэтчбеки? Аналитики и специалисты теряются в догадках. Кто-то выдвинул версию, что спрос в этом ценовом сегменте плавно перетекает в сегмент кроссоверов.
Но не стоит рисовать картину только в «черном цвете». Есть и положительные результаты. В три раза выросли продажи KIA New Ceed (+204%), занявшего в общем зачете гольф-класса в РФ четвертое место. Маркетологи этого корейского автопроизводителя сумели правильно сбалансировать цену, привлекательную для отечественного автолюбителя, и оснащение этого автомобиля, который является европейским продуктом. Как известно, эта модель KIA разработана для Европы и производится в Словакии да вдобавок и конкурирует со всем европейским гольф-классом, на который приходится 30% рынка Старого Света.
В прошлом году в этом размерном классе появились «сильные» автомобили-игроки. Весной 2013 года начались продажи третьего поколения Skoda Octavia. Чешский автомобиль повзрослел и стал еще более солидным. Это ведь немаловажно: Octavia - драйвер марки, на эту модель приходится 37% продаж всех машин чешских автомобилестроителей. А в этом году вскоре дебютируют универсал Skoda Octavia Combi и заряженный лифтбек Octavia RS. А в конце года в автосалонах появится полноприводная версия Octavia Scout. К концу года в автосалонах появится еще один универсал – Volkswagen Golf Variant. Это логичное развитие модельного ряда самого популярного европейского легкового автомобиля. Но универсалы, или как их называют на сленговом языке автомобилисты – «сараи», на отечественном рынке в модельном ряде занимают невысокую долю – 5-10% у разных марок. В целом же, универсалы станут хорошим подспорьем в модельных линейках автомобилей гольф-класса немецкого концерна.
ИЖЕВСКАЯ ЗАГАДКА
Но Россия не была бы Россией, если бы здесь не ставили на седаны.
Генеральный директор Ижевского автозавода, а ныне производственной площадки альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ, Александр Алексеев показал в декабре групповой снимок заводчан с японскими специалистами из компании Nissan. На заднем плане этой фотографии была изображена часть кузова автомобиля. А. Алексеев рассказал, что кузов, сваренный накануне в одном из цехов «ИжАвто», является автомобилем, выпуск которого вскоре будет развернут на предприятии. Однако наименование модели автомобиля японского автопроизводителя А. Алексеев не назвал. Но эксперты и специалисты сошлись во мнении, что это будет автомобиль С-класса Nissan Sentra (на разных рынках этот автомобиль называется Sunny, Pulsar, Sylphy).
Причину такого выбора производства новой иномарки в РФ обосновать не очень сложно.
Во-первых, в прошлом году завершены продажи автомобиля-седана Nissan Almera Classic (не путать с ныне выпускаемой на АвтоВАЗе бюджетной моделью Nissan Almera в кузове Bluebird Sylphy). «Классическая» Almera с 2006 по 2013 годы разошлась в РФ более чем стотысячным тиражом, а в первые годы была на первых местах рейтинга продаж класса С. (При том что автомобиль продавался с единственным двигателем (1,6 л, 107 л.с.), с механикой и древним четырехступенчатым автоматом). Таким образом, освободившееся место в модельном ряду японского автопроизводителя должна заполнить Sentra.
Чтобы окончательно не запутаться: и новая для нашего рынка Sentra, и тольяттинская Almera являются седанами С-класса. Но для россиян в Тольятти собирают бюджетный автомобиль на платформе Renault Logan в «обертке» Almera, тогда как новая ижевская новинка является совсем другим автомобилем. Впрочем, по габаритам новая Sentra конкурирует с вазовской Almera: база – 2700 мм, а длина – 4 625 мм. Автомобили практически одинаковы. Только ширина у новинки чуть уже. Но дизайн все же заметно отличается. На других зарубежных рынках Nissan Sentra продается с новым ниссановским двигателем 1,8 мощностью 130 л.с. Агрегатируется Senrta либо шестиступенчатой механикой, либо вариатором. И вдобавок у них разная целевая аудитория автолюбителей. Тольяттинская Nissan Almera – бюджетный автомобиль, весьма практичный, и аудитория у него соответствующая. А вот ижевский Nissan – автомобиль более изысканный, более стильный и будет привлекать другую целевую аудиторию. Тут важно не переборщить с ценой. К слову, еще не известно, какое из многочисленных названий получит эта новинка в России.
Можно предположить, что ижевский «японец», скорее всего, будет позиционироваться как замена малопопулярного у нас автомобиля Nissan Tiida. Новое поколение этой машины продавать в России не будут, как не будет поставок Nissan Note.
Начало производства на мощностях «ИжАвто» запланировано на август. Срок вполне реальный, учитывая сваренный в декабре прошлого года кузов, а закомуфлированные автомобили уже сфотографировали автопапарацци, значит, они проходят тесты на российских дорогах.
ГОНКА ХЭТЧБЕКОВ
На европейском рынке тон в борьбе в С-классе задают не седаны, а хэтчбеки. Потому представляют интерес автомобили из Европы. В прошлом году в автосалонах появился главный автомобиль класса – седьмое поколение Volkswagen Golf. Самый популярный в Европе автомобиль – у нас «середнячок» на рынке. В РФ немецкие маркетологи делают ставку на седан VW Jetta, который выпускают в Нижнем Новгороде.
Автоконцерны привозят в Россию новые еврохэтчбеки с небольшим временным лагом после их дебюта в Старом Свете. Среди таких громких новинок, которые уже вовсю продаются там, – несколько хэтчбеков: Renault Megane, Peugeot 308, Honda Civic.
В мае в автосалонах появится рестайлинговый Renault Megane. Этот автомобиль был представлен на осеннем франкфуртском автосалоне прошлого года. Немаловажно, что французы хотят популяризовать хэтчбек у нас и запускают его производство на заводе «Автофрамос» в Москве, где он обоснуется на одном конвейере с другим автомобилем С-класса – Renault Fluence. У них одна платформа. Renault Megane в кузове хэтчбек входит в ТОП-10 самых продаваемых в Европе автомобилей. Текущее поколение Renault Megane для российского рынка оснащается двумя двигателями: объемом 1,6 л мощностью 106 л. с. и объемом 2,0 л мощностью 138 лошадиных сил. Мотор объемом 1,6 л поставляется либо с 5-ступенчатой механической коробкой передач, либо с 4-ступенчатым «автоматом». Какие моторы и коробки будут на рестайлинговой версии – пока не ясно.
А вот другой французский хэтчбек, который появится в автосалонах в сентябре. Это новое поколение Peugeot 308, созданное на новой платформе EMP2, которая, по признанию специалистов, одна из самых высокотехнологичных в мировом автопроме. Весит новый «триста восьмой» на 150 кг меньше, чем автомобиль прошлого поколения, за счет применения композитных сплавов, алюминия и высокопрочной стали. Дизайн автомобиля выражен в тренде фирменной стилевой линейки Peugeot. Много общего с младшей моделью 208 и кроссовером 2008. Сразу обращает на себя внимание широкая улыбка нижнего воздухозаборника – она не такая отталкивающая, как «львиная пасть» на «триста седьмом».
Третий новый хэтчбек – рестайлинговый Honda Civic. Появится в автосалонах в октябре. Но «погоды» в сегменте он не сделает. Это слишком уж уникальный автомобиль и рассчитан на ограниченный по числу класс водителей-хондоводов. Хотя сам автомобиль очень интересен. Жаль, нет возможности рассказать о нем поподробнее. Автомобиль получил более спортивный внешний вид и ряд технических улучшений. Все изменения вносились на основе пожеланий клиентов, заявленных в представительства Honda.
А вот отмеченный выше успех корейского хэтчбека KIA Ceed должен поддержать трехдверный хэтчбек Pro Сeed. Это стильное трехдверное купе с намеком на спортивность и молодую аудиторию. Новая генерация имеет новый передний бампер – стильная решетка с богатым хромированным обрамлением. В сравнении с пятидверным хэтчбеком автомобиль приземист - на 40 мм ниже. Несмотря на то, что автомобиль позиционируется как спортивное купе, он очень экономичен.